Значение цен для экономики страны и предприятий

Наличие цен обеспечивает возможность руководства экономикой страны: оценивать объемы производства материальных благ и услуг, величину национального дохода, регулировать финансовые потоки между секторами экономики страны и отраслями; устанавливать пропорции между потреблением и накоплением и решать другие общефедеральные и региональные проблемы.

Цены обеспечивают интегральную стоимостную оценку продукции предприятий, объединений и отраслей, создавая возможность соизмерения объемов производства и выявления их динамики во времени.

Цены обеспечивают возможность хозрасчетной коммерческой деятельности предприятий, позволяя соизмерять доходы с расходами и выявлять уровень рентабельности своего производства и планировать решение стоящих перед ним производственных и социальных проблем.

Цены обеспечивают продвижение производимых товаров и услуг от производителя к потребителю, являясь стимулом функционирования механизма продуктооборота в стране.

Цены выполняют стимулирующую функцию в процессе внедрения новой техники и технологии производства, обеспечивая и поощряя внедрение достижений технического прогресса.

Цены позволяют гражданам страны реализовывать свои доходы для удовлетворения своих личных жизненных потребностей.

В рыночных условиях наличие цен обеспечивает саму возможность функционирования общества и его жизнедеятельность.

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Сумма цен на товары и услуги, производимые предприятиями страны, должна соответствовать общественным затратам на производство этой продукции с учетом расходов на расширенное воспроизводство, содержание государственных органов управления, оборону, здравоохранение, образование, науку, культуру и другие общественные потребности. Иначе некому будет покупать произведенные товары либо нечего будет покупать.

Сумма цен на товары личного потребления должна соответствовать общим денежным доходам населения страны.

Цены на конкретные товары должны обеспечить каждому нормально работающему предприятию возмещение его издержек производства и нормальную прибыль.

Цены на взаимозаменяемые товары должны быть соизмеримы.

Цены должны учитывать качество продукции и эффективность ее использования потребителем.

Цены должны содействовать внедрению достижений научно-технического прогресса.

Первые два пункта отражают общие требования к уровню цен в стране. Их несоблюдение приводит к диспропорции между производством и потребителем товаров и услуг. Результатом этого может быть отсутствие платежеспособного спроса на производимые товары и предлагаемые услуги либо, наоборот, может создаться дефицит товаров и услуг.

Государство должно использовать имеющиеся у него рычаги управления экономикой для обеспечения требуемого соответствия стоимости производимых товаров и услуг затратам общества на их производство. В числе государственных рычагов - налоговая и таможенная системы, эмиссионная деятельность государства, бюджетная и социальная политика, законодательные акты и прочее.

Остальные принципы ценообразования относятся непосредственно к предприятиям, производящим товары и услуги.

ВИДЫ ЦЕН

В зависимости от сфер экономики, характера и цели покупки цены подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные; на тарифы грузового и пассажирского транспорта, на электроэнергию, услуги связи и др., а также цены на объекты строительства.

Учитывая, что товары реализуются в рыночных условиях, цены дифференцируются на цены поставщика, цены потребителя и на реализационные (или равновесные) цены.

Цена поставщика (производителя продукции) - это цена, по которой этот производитель хотел бы реализовать свою продукцию на рынке сбыта.

Цена потребителя - это цена, которую потребитель готов заплатить за товар.

В действительности товар реализуется по реализационной, или равновесной цене, учитывающей соотношение спроса и предложения товара и ряд других факторов.

Содержание основных видов цен следующее.

Мировые цены - это цены, по которым реализуются товары на мировых рынках сбыта данной продукции. Они устанавливаются в твердой валюте (в долларах, евро).

Оптовые внутрироссийские цены - это цены, но которым предприятия-изготовителя реализуют свою продукцию оптовым потребителям. Эти цены включают издержки предприятия-изготовителя на производство данной продукции, его сбытовые расходы и нормальный уровень прибыли. В случае реализации продукции через специальные сбытовые организации в реализационных ценах учитывается и стоимость услуг этих сбытовых организаций, реализующих данную продукцию.

Договорные цепы - это цены, устанавливаемые по предварительной договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на поставку определенной партии товаров в определенные календарные сроки.

Закупочные цены -это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям.

Розничные цены. По этим ценам реализуются товары населению. Розничная цена выше оптовой на величину торговой наценки, за счет которой компенсируются издержки торгующей организации и формируется их прибыль.

Тарифы. Это цены на услуги транспорта, связи и прочее. Тарифы устанавливаются и на электроэнергию. Они также могут быть оптовыми и розничными.

Цены на объекты строительства - на жилые и промышленные здания, сооружения, объекты промышленного использования, линии электропередачи, связи, теплотрассы, газо- и водопроводы и др. Характерной особенностью цен на объекты строительства является их индивидуальность, выражающаяся а том, что все эти цены относятся только к каждому конкретному объекту строительства -к данному жилому дому, данной дороге, данному водо- и газопроводу.

Основой для определения цены являются индивидуальные расчеты. Поскольку каждый объект строительства имеет заказчика, уровень этих цен должен быть с ним согласован.

По степени и способу регулирования различают:

свободные цены. Это цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции под влиянием рыночного спроса и предложения;

регулируемые цепы. Их уровень косвенно регулируется государственными органами путем изменения налоговых ставок, предоставления льгот, ограничения уровня рентабельности и другими методами;

фиксированные, твердые цены. По ограниченному перечню товаров государственные органы устанавливают фиксированный уровень цен без права его изменения до нового решения.

ВИДЫ ФРАНКИРОВКИ ЦЕН

Франкировка цен определяет пункт на пути следования товара от производителя (поставщика) потребителю, до которого все расходы по транспортировке несет поставщик. Усредненно эти расходы учитываются в цене.

Для внутрироссийских поставок основными видами франкировки цен являются цена франко-вагон станция отправления (франта-судно порт отправления) и цена франко-вагон станция назначения (франко-судно порт назначения). Это означает, что в случае установления цены вагон-станция отправления поставщик товара оплачивает расходы по перевозке своей продукции на станцию МПС и ее погрузке в вагон с оплатой расходов по размещению и креплению груза. Все последующие расходы по транспортировке товара до станции назначения, ее разгрузке и доставке потребителю несет покупатель.

В случае установления цены вагон-станция назначения поставщик товара несет расходы по отправке товара на станцию МГТС, ее погрузке в вагоны, по оплате страховых сборов и тарифов на перевозку до станции назначения. Разгрузка вагонов и доставка товара потребителю осуществляется за счет потребителя.

В международной практике ценообразования существуют разновидности системы франкирования цен. Их перечень и содержание приведены в табл. 14.1.

При поставках на мировые рынки наиболее употребительными являются FOB и CIF.


Наши рекомендации