Основные Факторы снижения СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Анализ закономерностей изменения себестоимости продукции на предприятиях горной промышленности дает основания выделить следующие основные факторы, использования которых будет способствовать снижению издержек производства. В их числе:
1. Повышение технического уровня производства. Это всемерная механизация и автоматизация технологических процессов производства, внедрение новой экономически предпочтительной технологии ведения работ, использование нового экономически эффективного оборудования, обеспечение надлежащего состояния действующего оборудования.
2. Улучшение организации производства и труда работников предприятия: концентрация производства, установление рационального режима работы предприятия и его подразделений, улучшение системы обслуживания рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, поддержание на необходимом уровне квалификации работников и обеспечение условий для роста производительности их труда.
3. Прямая экономия издержек производства за счет более полного и эффективного использования основных производственных фондов, экономии материалов, топлива, электроэнергии, а также снижения трудоемкости продукции.
4. Разработка и реализация экономически эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей надлежащую моральную и материальную мотивацию работников каждого из подразделений предприятия в росте эффективности своего труда и их заинтересованность в повышении эффективности работы своего подразделения и предприятия.
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ГОРНО-ДОБЫВАЮШИХ ОТРАСЛЕЙ
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Цена реализации товара определяет то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу произведенного товара.
Цена является стоимостью произведенного товара, выраженной в денежном виде.
Покупка произведенной продукции - это признание обществом ее полезности.
Народное хозяйство страны состоит из сотен и тысяч производителей продукции и также из сотен тысяч и даже миллионов потребителей.
Побудительным мотивом к производству необходимой обществу конкретной продукции для ее производителей является стремление получить прибыль.
Основными факторами, определяющими величину возможной прибыли предприятия, являются цена производимого товара, объем реализации и величина издержек предприятия на выпуск данной конкретной продукции.
В условиях рыночных отношений все производители принимают решения о номенклатуре производства продукции и о его масштабах самостоятельно, учитывая лишь свои собственные интересы, производственные и финансовые возможности и стремление получить прибыль от своей деятельности. В этих условиях возникает вопрос - кто же регулирует объемы производства конкретной продукции, обеспечивая ее поставки обществу в нужном количестве, ассортименте и качестве? Кто устанавливает цены на эту продукцию?
В рыночной экономике таким регулятором является рыночный механизм, устанавливающий объемы спроса каждого конкретного товара и соответствующий им уровень цен на эти товары. Этот рынок уравновешивает экономические интересы производителей и потребителей.
Каждый производитель стремится приобрести необходимые ему для производства ресурсы по наиболее дешевым ценам, а продать свою продукцию на рынке ее сбыта по наиболее высоким ценам. Наличие возможности продать произведенный товар по более высоким ценам побуждает производителя увеличивать объем производства. Получается, что рост цены реализации товара стимулирует рост объема предложений товара на рынке его сбыта. Однако это положение вступает в противоречие с интересами потребителей, поскольку чем выше цена, тем меньше спрос на эту продукцию. В этих условиях производитель не может реализовать произведенный дополнительный объем продукции по повышенным ценам, и в целях стимулирования спроса он вынужден снижать цену до взаимоприемлемого уровня. Этот уровень и определит равновесный объем спроса.
Цена на рынке сбыта продукции устанавливается на основе соотношения величин спроса и предложения конкретных товаров по соответствующей этим объемам ценам независимо от индивидуальных затрат конкретных поставщиков этих товаров.
В общем случае уровень цен на конкретные товары с учетом рыночных колебаний спроса и предложения должен отражать величину общественно необходимых затрат на их производство.
Цена на производимый товар для предприятия-изготовителя должна компенсировать ему все издержки по производству товара и обеспечить получение нормальной прибыли. Производитель лишь тогда заинтересован в производстве конкретного товара, если это производство будет рентабельным. Если же издержки производства будут высоки и получаемая прибыль будет ниже средней (в отрасли, в районе) или ее вообще не будет, производитель потеряет экономическую мотивацию выпуска данной продукции и поставки ее на рынок сбыта сократятся.
Цены на конкретные виды продукции, установившиеся i рынке их сбыта, и соответствующие им равновесные объемы предложения и спроса являются экономическим индикатором оценки степени общественной полезности и экономической эффективности выпуска конкретной продукции конкретным производителем.
Соизмеряя уровень своих издержек производства с установившейся рыночной ценой, производитель, стремясь получить максимальную прибыль, может прогнозировать и планировать свои объемы производства конкретной продукции.
Следует отметить некоторую особенность формирования цен на продукцию отраслей горно-добывающей промышленности. Эта особенность является следствием особого положения этих отраслей в системе народного хозяйства страны, поскольку они являются материальной и энергетической основой для всех отраслей производства и от уровня цен на их продукцию зависят уровни цен и тарифов на все товары и услуги, производимые в стране.
Учитывая изложенное, государство, используя свои правовые, административные и финансовые возможности, оказывает определенное влияние на уровень реализационных цен на продукцию горно-добывающего производства.