Вопрос 4. организационная культура личности
ОК личности определяется потребностями и интересами человека, его характером, уровнем образования и культуры, сложившимися особенностями поведения и отношений с коллективом и внешней средой.
Выделяют три характерные реакции личности на внешние воздействия:
1. Приоритет личных потребностей и интересов над потребностями и интересами компании и окружающих людей.
При этом человек может чувствовать себя уверенным, если его потребности и интересы пойдут на благо окружающим. Иначе он будет чувствовать себя «изгоем», т.е. человеком, отвергнутым обществом.
2. Приоритет потребностей и интересов компании или окружающих людей над личными потребностями и интересами.
При этом человек полностью доверяется справедливости и необходимости подчиниться потребностям и интересам компании или коллектива людей.
3. Приоритет общих потребностей и интересов личности и компании (коллектива).
При этом человек осознает важность коллективных ценностей, норм и правил отношений, стремится развивать в себе и в коллективе наиболее прогрессивные формальные и неформальные нормы и правила отношений.
Признаки характера, способствующие позитивному влиянию ОК личности руководителя (и работника) на ОК компании:
1. Честность и порядочность.
2. Позитивная реакция на лиц, имеющих власть.
3. Стремление к творческой работе.
4. Умение убеждать.
5. Стремление быть неформальным лидером.
6. Терпимость к рутинной технической и организационной работе.
В любой деятельности, даже в творческой, имеется рутинная работа, связанная с представительскими функциями, чтением писем и ответами на них, разговорами по телефону, ожиданием приема руководителем и др. Все это сотрудники часто воспринимают как пустую трату времени, однако такую работу они должны воспринимать как их необходимую обязанность.
Большое значение в ОК уделяется процедурам делового этикета и принятым формальностям. К деловому этикету относятся: ритуалы, церемонии, протоколы (дипломатические), брифинги, приемы и банкеты.
Тема 10. Личность и ее развитие в организации
Цели: Изучить особенности личности и ее развитие в организации
Ключевые понятия:
Взаимодействие личности и организации на основе психологического и экономического контрактов. Степень конгруэнтности как показатель соответствия индивида и организации друг другу.
Понятие «личность». Теории поведения личности: теории типов; теории черт; психодинамические и психоаналитические теории; бихевиоризм; гуманизм; теории социального научения; ситуационизм; интеракционизм.
Процесс формирования и развития личности: детерминанты личности (биологические, социальные, культурные, ситуационные); стадии развития личности (модель «от зрелости к зрелости» К. Арджириса); подход с позиций черт личности (пятифакторная модель О-С-Е-А-N).
Основные вопросы темы:
1. Взаимодействие личности и организации
2. Степень конгруэнтности как показатель соответствия индивида и организации друг другу
3. Понятие «личность». Теории поведения личности
4. Процесс формирования и развития личности
Вопрос 1. Взаимодействие личности и организации.
В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность.
Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура).
Вопрос 2. Степень конгруэнтности как показатель соответствия индивида
И организации друг другу
Понятием «соответствие индивида и организации друг другу» обозначается степень конгруэнтности, соответствия ценностей работника и организации. Когда ценности вновь принятых на работу сотрудников аналогичны ценностям их менеджеров, степень соответствия индивида и организации возрастает. Высокая конгруэнтность положительно коррелирует с низкой текучестью кадров. Большое несоответствие между ценностями работника и его руководителя — причина практически полного отсутствия у работника такого чувства, как преданность организации. Второй фактор, определяющий взаимное соответствие организации и индивидуума, — личностные качества. Большему соответствию организации и индивида друг другу способствуют не только общие ценности, но и сходство личностных качеств. Большинство организаций весьма однородны в том смысле, что они имеют некий стандарт менеджера, т. е. подбирают людей, обладающих определенными личностными качествами.