Вопрос 2. Принципы и свойства динамической организации
Динамическая группа включает следующие этапы: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической организацией. В такой организации преобладают координирующие действия. Динамическая организация должна представлять собой упорядоченный процесс на базе следующих принципов: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.
Принцип приоритета персонала: «В системе «цель—задача—функция—структура—персонал» наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели».
При функционировании компании главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием их деятельности. Человек является основным производителем прибавочного продукта. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него. В случае возникновения проблем с персоналом необходимо корректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с возможным изменением организационной структуры.
Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: «В реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются».
Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень небольшой диапазон изменения структур: ликвидация, расширение или создание отдельных звеньев, увольнение или прием отдельных людей при сокращении или увеличении выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.
Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: «Руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости».
Например, если главный бухгалтер организации ушел на пенсию, коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задача руководства — поиск адекватной замены либо из состава бухгалтерии, либо со стороны.
Свойства процесса управления динамической организацией
Динамическая организация зависят от структуры процесса управления. Процесс (рис. 16) отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса.
Рис.1. Упрощенная система процесса
Каждый этап процесса состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, организацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и др.
В зависимости от построения, выбора того или иного сочетания процедур и операций процесс управления может получить следующие свойства: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Рассмотрим реализацию каждого свойства процесса.
Устойчивость: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме. Этот процесс связан с созданием некоторого запаса (резерва), компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения. Так, при неожиданных поломках оборудования или увеличении объема заказа можно подключить резервные мощности и резерв функций специалистов.
Изменчивость: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет протекать по новой схеме. Это процесс по схемам запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В этом случае руководитель должен иметь набор инструкций с грифом «вскрыть в случае...». Если возмущающие воздействия — непредвиденные, то процесс может пойти по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов.
Непрерывность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме, путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых на всех этапах одновременно. Этот процесс связан с эволюционными (постепенными) изменениями в выполнении операций на каждом этапе.
Дискретность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых полностью последовательно на каждом этапе: сначала на одном, затем на другом и т.д.
Этот процесс связан с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного конечного состояния одного этапа (начинают обычно с цели), а затем переходят к следующему этапу и т.д.
Цикличность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме, путем многократного (циклического) прохождения по всем этапам процесса до выполнения поставленного условия, например, достижения стабилизации, выхода на заданный уровень качества продукции, полного перехода на выпуск нового изделия. Этот процесс связан с постоянной коррекцией выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов.
Однократность: при возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме путем однократного прохождения по всем этапам процесса и достижения поставленной цели. Этот процесс связан с высоким профессионализмом руководителя и наличием благоприятных условий для выполнения цели.
Принципы построения процесса управления
Для того чтобы динамическая организация представляла собой упорядоченный процесс, базирующийся на известных принципах и учитывающий известные его свойства, процесс управления динамической организацией надо строить на следующих принципах:
1. Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий.
2. При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс.
3. Следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс.
4. Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой.
5. Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы (согласованы, утверждены и т.д.).
6. Обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам организации