Техника безопасности при производстве опалубочных работ.
Заготавливать все элементы опалубки необходимо в специальных мастерских или полигонах в соответствии с ППР.
Конструкция опалубки для возведения монолитных конструкций зданий и сооружений должна обладать прочностью и устойчивостью при укладке бетонной смеси.
Установку опалубки, состоящей из крупноразмерных щитов, следует производить ярусами, причем каждый последующий ярус устанавливается после закрепления нижнего, при помощи механизмов с надежных рабочих подмостей или лесов. Запрещается одновременно работать в двух и более ярусах по одной вертикали.
Во время подачи элементов опалубки кранами необходимо следить, чтобы они не задели ранее установленные конструкции или их части.
Щитовую опалубку колонн, ригелей и балок на высоте не более 5 м над уровнем земли или перекрытия допускается устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. На высоте более 5 м работу необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденную рабочую площадку.
Монтаж подмостей опалубки, а также установка опалубки на высоте более 5 м должны выполнять обученные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждения по всему периметру.
Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий со стальными каркасами следует устанавливать только после окончательного закрепления стыков элементов каркаса. При этом применяют такую конструкцию креплений, поддерживающих опалубку, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.
При возведении железобетонных стен в разборно-переставной опалубке для рабочих необходимо через каждые 1,8м пo высоте устраивать с обеих сторон настилы с защитными ограждениями высотой 1,1 м.
Складировать оборудование, бадьи или бункера с бетонной смесью и другие материалы, не предусмотренные проектом, на рабочем полу опалубки и подвесных лесах запрещается.
Нельзя допускать скопления рабочих на настиле опалубки и подвесных лесах, так как это может привести к обрушению лесов.
Для защиты работающих на подвесных лесах по наружному периметру скользящей опалубки необходимо устанавливать козырьки шириной не менее ширины подвесных лесов, находящихся под ними.
Для предотвращения выхода людей на козырьки они должны быть отделены от рабочего настила, за исключением тех случаев, когда служат опалубкой карниза сооружения.
На подвесных лесах, в местах подъема на скользящую опалубку материалов необходимо делать сплошную обшивку, а площадки для приема материалов оборудовать сигнализацией для связи рабочих, принимающих материалы, с мотористом грузоподъемной лебедки.
Работы на высоте по расшивке стоек для раскрепления и наращивания домкратных стержней, расположенных по наружному контуру сооружения, а также закрепление, ремонт и частичное отсечение опалубки, устройство карнизов и навесов необходимо выполнять, пользуясь предохранительными поясами, прикрепленными к надежным опорам.
Наращивать домкратные стержни и устанавливать раскрепления должны не менее чем двое рабочих.
Настилы рабочего пола и подвесных лесов необходимо систематически очищать от остатков бетона и мусора.
Запрещается выполнять работы на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололедице, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а монтаж элементов опалубки, имеющих большую парусность, следует прекращать при скорости ветра 10 м/с.
Перед бетонированием конструкций каждую смену проверяют состояние опалубки, подмостей, ограждений и лестниц. Обнаруженные неисправности опалубки устраняют до начала производства работ.
Разборку опалубки можно начинать только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо ответственных случаях (если конструкции длиной более 6 м и тонкостенные) — с разрешения главного инженера строительной организации.
Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, прогонов, плит) следует проверить прочность бетона, установить нет ли трещин и других дефектов, которые могут повлечь за собой недопустимые деформации или обрушения конструкции после снятия опалубки.
Запрещается складировать на подмостях материалы от разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения. Материалы следует сразу же опускать подъемником на землю, сортировать и складывать в штабеля. При этом из досок удаляют торчащие гвозди и скобы.
Разборка опалубки может производиться только после приобретения бетоном прочности. Перед разборкой необходимо установить отсутствие нагрузок и дефектов в работе, которые могут повлечь за собой деформации или обрушение конструкций. При разборке опалубки следует принимать меры против случайного падения элементов опалубки и обрушения лесов или подмостей.