Общая концепция системы государственного управления охраной труда.
После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда. Принципиальная схема этой системы показана на рис. 1.
Кто распределяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда?
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
22.Какие права имеют Федеральные органы исполнительной власти в области охраны труда?
Федеральные органы исполнительной власти имеют право:
- осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования;
- осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
- обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда.
23.Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда,
- принятие и реализация федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- обеспечивает государственное управление охраной труда;
- обеспечивает государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обеспечивает содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- обеспечивает расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивает защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивает установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- обеспечивает координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- обеспечивает распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- обеспечивает участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- обеспечивает подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда;
- обеспечивает организацию государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- осуществляет обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- обеспечивает международное сотрудничество в области охраны труда;
- обеспечивает проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- обеспечивает установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.