Пожелания к изучению отдельных тем курса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

Учебная дисциплина «Производственный менеджмент» предназначена для студентов заочной формы обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации». Основное назначение дисциплины — дать студентам основы теоретических знаний в сфере организации управления производством предприятий промышленного профиля. Теоретические знания в этой области позволят студентам в дальнейшем овладеть практическими методами управления производственными подразделениями предприятий, организации подразделений промышленного сервиса на предприятиях.

Пожелания к изучению отдельных тем курса.

Изучение дисциплины следует начинать с текста лекций, изложение которого построено в определенной логической последовательности. Курс лекций включает семь тем. Структура лекционного курса соответствует учебной программе курса.

В курсе лекций достаточно полно отражены существующие теоретические основы и практический опыт в области организации промышленного производства.

Лекции упорядочены, в отдельных случаях снабжены примерами, рассмотрение которых поможет студентам при самостоятельном изучении дисциплины.

Рекомендации по работе с литературой.

После изучения лекций по каждой теме студент может обратиться к предлагаемой дополнительно литературе для более полного усвоения материала. При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники: Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент; Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент; Чейз Р.Б. Производственный менеджмент. Указанные источники относятся к базовым по предлагаемой дисциплине.

Кроме перечисленных учебных пособий определенный интерес представляют такие источники как: Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент; Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции; Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. В перечисленных источниках, которые могут использоваться в качестве вспомогательных, студенты почерпнут дополнительный материал для изучения дисциплины.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

К каждой теме прилагается перечень контрольных вопросов для самопроверки, а также специальные тесты, которые позволят студенту самостоятельно оценить степень усвоения учебного материала.

В разделе 7 настоящего учебно-методического комплекса студентам предлагается решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в необходимости из приведенных вариантов ответов выбрать один или несколько правильных, либо указать неправильный ответ.

Все тестовые задания основаны на теоретическом материале лекционного курса. Для успешного усвоения теоретического материала рекомендуем после ознакомления с отдельными лекциями обращаться к тестовым заданиям с целью закрепления знаний.

1.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)

Завершение работы над всеми разделами дисциплины предполагает выполнение контрольной работы. Успешное выполнение контрольной работы в немалой степени является залогом успеха на экзамене.

При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на умение решать практические задания по материалу настоящей дисциплины. Опыт показывает, что наибольшую часть времени на экзамене студенты тратят на выполнение именно этой части экзаменационного билета.

Кроме того, рекомендуем при подготовке по теоретической части дисциплины усвоить основные положения лекционного материала для адекватного составления ответов теоретическую часть билета. При составлении ответов советуем формулировать основные положения кратко и отвечать только в рамках предложенных вопросов, не ссылаясь на смежные с приведенным вопросом теоретические положения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Раздел 1. Организационно – методический

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине

Формы контроля.

Промежуточная аттестация. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Для специальности 080507 «Менеджмент организации» заочной формы обучения (5,5 лет) предусмотрен зачет. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому.

Текущий контроль. В течение семестра по каждой теме курса проводится устный опрос, выполняются практические работы, часть которых должна выполняться студентами самостоятельно, а также письменные контрольные работы. Результаты опросов и выполнения работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель. Выполнение всех работ и посещение лекционных и практических занятий является обязательным для всех студентов.

Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

Студенты, не выполнившие в полном объеме все работы и пропустившие более 10% занятий по неуважительным причинам, по контрольным неделям не аттестуются и не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Раздел 2. Содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

(распределение часов)

Менеджмент» (бакалавр)

Наименование разделов и тем Очная форма обучения 080507 Менеджмент организации»-3,5г./ «Менеджмент организации»-5лет, 080500 «Менеджмент» (бакалавр) Заочная форма обучения 080507 «Менеджмент организации» 5,5л./ 3,5г. /3г.
Количество часов Количество часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме Лекции Самостоятельная работа Всего часов по теме
Тема 1. Актуальные проблемы менеджмента 2/2 2/2 4/4 8/8 1/0,5 8/8 8/8,5
Тема 2. Задачи производственного / операционного менеджмента. 4/4 2/2 6/6 12/12 1/0,5 10/10 11/10,5
Тема 3. Стратегии производственного / операционного менеджмента. 4/4 4/4 8/8 16/16 2/1 12/14 14/15
Тема 4. Стратегия товара. 8/6 4/4 6/6 18/16 2/1 14/14 16/15
Тема 5. Переход к производству. 8/8 4/4 10/11 22/23 2/2 16/16 18/18
Тема 6. Производственный процесс. 8/8 2/1 8/10 18/19 2/2 18/20 20/22
Тема 7. Организация сбыта товара. 2/2 -/- 4/4 6/6 2/1 10/10 12/11
Итого по дисциплине 36/34 18/17 46/49 12/8 88/92

Содержание отдельных разделов и тем

Тема 1.Актуальные проблемы менеджмента

Концепция жизненного цикла предприятия и пути продления деятельности этого цикла. Общемировые тенденции в совершенствовании управления промышленными фирмами. Новые управленческие идеи. Признаки предприятия будущего.

Тема 2.Задачи производственного / операционного менеджмента

Производственный/операционный менеджмент как вид деятельности. Организация создания товаров и услуг. Процесс производственного / опе-рационного менеджмента. Производительность как задача производственного /операционного менеджмента.

Тема 3. Стратегии производственного / операционного менеджмента

Процесс разработки стратегии: миссия организации, стратегия организации, производственная стратегия организации. Стратегические и тактические решения в производственном /операционном менеджменте: стратегия товара, стратегия процесса, стратегия выбора местоположения, стратегия размещения, стратегия людских ресурсов, стратегия поставок, тактика управления запасами, тактика составления расписаний, тактика по качеству, тактика надежности и ремонта.

Тема 4. Стратегия товара

Выбор товара. Развитие товара. Влияние жизненного цикла товара на операционные стратегии. Определение и документирование товара. Производственные документы. Сервисные услуги. Проектирование товара. Модель процесса проектирования товара.

Тема 5.Переход к производству

Задачи этапа перехода к производству. Организация перехода на выпуск новых видов продукции: временное прекращение выпуска продукции; параллельный переход, безостановочный переход, постепенное увеличение выпуска новых изделий с параллельным снижением выпуска старых. Модель процесса перехода к производству.

Тема 6.Производственный процесс

Классификация организаций по типам. Различия в технологиях и различия в организационных структурах. Тип технологии и система управления в организации. Система производственных программ. Организация работы по выполнению производственных программ и заданий.

Тема 7. Организация сбыта товара

Функции каналов сбыта. Потоки в каналах сбыта. Методы сбыта.

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Список вопросов для подготовки к экзамену (зачету)

1. Определение производительности: понятие производительности.

2. Задачи по определению производительности.

3. Процесс разработки стратегии.

4. Модели разработки стратегии: дерево решений.

5. Другие методы формирования и анализа альтернатив.

6. Выбор товара.

7. Развитие товара.

8. Методы прогнозирования.

9. Жизненный цикл товара.

10. Задачи теории очередей.

11. Дерево решений выбора производственной стратегии.

12. Задачи этапа перехода к производству.

13. Организация перехода на выпуск новых видов продукции.

14. Задачи формирования стратегии процессов.

15. Агрегатное планирование.

16. Управление запасами.

17. Планирование потребности в материалах, деталях и узлах.

18. Методы краткосрочного планирования.

19. Оперативно-производственное планирование дискретного производства.

20. Управление проектами.

21. Концепция жизненного цикла предприятия

22. Процесс производственного / операционного менеджмента.

23. Стратегические и тактические решения в производственном /операционном менеджменте

24. Стратегия товара, стратегия процесса, стратегия поставок

25. Стратегия выбора местоположения, стратегия размещения

26. Тактика управления запасами, тактика составления расписаний

27. Тактика по качеству, тактика надежности и ремонта.

28. Влияние жизненного цикла товара на операционные стратегии.

29. Определение и документирование товара.

30. Производственные документы.

31. Сервисные услуги.

32. Проектирование товара. Модель процесса проектирования товара.

33. Модели процесса перехода к производству.

34. Классификация организаций по типам.

35. Различия в технологиях и различия в организационных структурах.

36. Тип технологии и система управления в организации.

37. Система производственных программ.

38. Организация работы по выполнению производственных программ и заданий.

39. Функции каналов сбыта.

40. Потоки в каналах сбыта. Методы сбыта.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Новые управленческие идеи.

Усиление конкуренции, ускорение темпов технического прогресса, значительное изменение кадрового состава требует от руководителей фирм внимания к новым управленческим концепциям. Фирмы всё в большей степени прибегают к услугам сторонних консультантов в области управления. В 1991г. американские фирмы затратили на такие консультации 13,9 млрд. долл., в два раза больше, чем пятью годами раньше. Продажи книг по бизнесу составили в 1991 г. 500 млн. долларов.

В последние годы возникли новые идеологии ведения бизнеса. Все большее значение приобретает мнение, что основным ресурсом в управлении становится не капитал, не предприятие, не персонал, как таковой, а знания, идеи, информационные ресурсы.

Фирма «Ксерокс» в 1992 г. провела реорганизацию согласно рекомендациям Д.Кадлера, президента консультативной фирмы Delta Consulting Group. Основной концепцией Д.Кадлера является создание автономных рабочих групп, работающих в рамках единой структуры управления. Ответственность за прибыльность деятельности, ранее сосредоточенная в руках главного управляющего фирмой, теперь перенесена на 20 управляющих автономными одразделениями. На фирме создано три уровня управления, однако главная роль отдана автономным подразделениям, а центральный аппарат фирмы выполняет функции, необходимые для обеспечения деятельности этих подразделений. Автономные подразделения несут полную ответственность за продукцию фирмы с начального по конечный этап создания и производства этой продукции.

Практически все консультанты новой волны сходятся на том, что небольшое предприятие (в том числе, в рамках крупной фирмы) управляется лучше, чем большое. Также большинство из них считают, что управление должно быть основано не на функциональном принципе организации (маркетинг, производство и т.д.), а на организации процесса производства в целом. Это переносит центр тяжести в организации работы фирмы с внутрифирменной структуры разделения труда на организацию по обеспечению нужд потребителей. Консультанты также считают, что время выполнения каждого вида работы может быть сокращено, что роль самоуправляющихся групп велика, что фирмам для повышения конкурентоспособности совершенно необходимо создать кооперационную сеть, объединяющую их с поставщиками, потребителями и конкурентами.

М. Хаммер, создатель консультативной фирмы, автор концепции реинжениринга. Его главная идея состоит в том, что деятельность фирмы должна строиться не на функциональном принципе организации производства. Любое простое дело (например, оформление заказа) на некоторых фирмах разбивается на десятки различных функций. Каждая функция обрастает своим аппаратом и т.п., такая функциональная организация влечёт за собой множество ошибок, задержек и увеличивает стоимость выполнения работ. Перепроектирование всей организации и исключение всех ненужных процедур, по Хаммеру, позволяет сократить затраты времени, и соответственно финансовые затраты, затраты на выполнение работ.

В течение последних лет стало очень модным сокращать количество уровней управления на фирме. Хаммер, также как и другие консультанты, считает, что это не панацея. Такая мера может привести к снижению накладных расходов, но вовсе не обязательно, сделает работу фирмы более продуктивной и быстро реагирующей на запросы рынка. Необходимо полностью переосмыслить деятельность фирмы, одно сокращение уровней управления может просто привести её деятельность к концу.

Дик Сталк (основатель консультативной фирмы Boston Consulting Group) пытался понять, почему продукция японских фирм значительно быстрее попадает на рынок, чем продукция их американских конкурентов. Он занимается разработкой рекомендаций о сокращении цикла от разработки до поставки продукции на рынок.

Концепция еще одного идеолога управления, П. Сендлса сводится к «обучающейся организации». Он считает, что корпорации, также как и люди, различаются способностью обучаться на основе своего собственного опыта. Отсутствие такой способности пагубно влияет на положение дел корпорации. При обучении используются игровые методы.

Некоторые новые концепции, однако, вступают в явное противоречие с тем, что проповедовалось ранее. Ещё несколько лет назад управляющим говорили о важности сильного лидера и поддерживании установленной культуры корпорации. Однако, некоторые из новых идеологов управления считают, что придавать слишком большое значение лидеру было бы неверно, так как это подрывает идею расширения полномочий всех служащих. Согласно современной теории лучшим управляющим является тот, который может делегировать свои полномочия и предоставляет возможность членам рабочих бригад попеременно брать лидерство на себя. По имеющимся оценкам (Р. Келли, профессор в области бизнеса), успех фирмы лишь на 20% обусловлен деятельностью лидера, а на 80% - деятельностью тех, кто следует за ним. Долгое время вся литература в области бизнеса была посвящена тому, как создать лидера, часто в ущерб тем, кто брал на себя более пассивную роль, делегируя свои полномочия. Точно также, многие сейчас выдвигают идею, что очень ревностно сохраняемая культура корпорации с её нерушимыми традициями не дает возможности провести быстрые изменения, столь необходимые при изменении рыночной ситуации.

Даже понятие стратегии корпорации в последние годы претерпело существенные изменения. Раньше она разрабатывалась в огромных плановых отделах штаб-квартиры корпорации и затем спускалась в отделения линейным управляющим, причем часто основным принципом разработки было соответствие задач корпорации имеющимся ресурсам. Однако при таком соответствии (отмечает наиболее авторитетный консультант по разработке глобальных стратегий Преханад), не остаётся места для творчества и инноваций. Только когда ваши задачи явно не вписываются в ваши возможности, появляется желание творчества, так как вам приходится искать новые пути для реализации идей. Профессор Преханад рекомендует фирмам сосредоточивать свою деятельность на той области, в которой они наиболее компетентны и в которой они могут предложить нечто, отличающее их от конкурентов. А затем, фирме следует искать пути расширения деятельности за пределами своих ресурсов. Такими путями могут быть и лицензирование, и стратегические союзы, и партнёрские взаимоотношения с поставщиками.

Т. Питерс все примеры эффективной организации работ черпает из опыта малых, никому не известных фирм или фирм, предоставляющих профессиональные услуги. Он полагает, что рекламные или консультативные компании сегодняшнего дня являются наилучшей моделью организации фирм в будущем. Большая часть работы в таких компаниях выполняется многофункциональными рабочими группами, которые используют коллективный разум для удовлетворения нужд конкретного потребителя. Сотрудники таких компаний часто являются инициаторами работы, создают новые проекты, находят потребителей и создают систему сотрудничества с другими фирмами и группами, которая помогает реализовать поставленные задачи. Функциональные централизованные отделения в подобных компаниях практически отсутствуют, вся работа организована вокруг рабочих групп, между которыми устанавливаются свободные связи.

Природа экономики, по мнению Питерса, меняется, и движущей силой этого изменения является отход от традиционной организации. В настоящее время ключевыми факторами успеха являются знания и информация. Для выживания управляющим фирмой завтра придётся действовать в большей степени как консультантам, инициирующим новые проекты и проводящим гибкую политику в отношении совершенствования норм, процедур и т.д..

Литература

Основная

9. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;

10. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;

11. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.

Дополнительная

7. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995;

8. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. - Новосибирск: Наука, 1996;

9. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;

10. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: ПРИОР, 1998


Процесс менеджмента.

Процесс менеджмента включает:

1) планирование – менеджеры определяют цели и выигрыши для организации и развивают программы, политику и процедуры, которые будут помогать организации достигать их. Соподчиненность планов определяется для каждого департамента, группы и лица в организации.

2) Организацию – менеджеры развивают структуру отдельных исполнителей, групп, отделов и подразделений для выполнения задач.

3) Штаты – менеджеры определяют потребности в рабочей силе и лучшие пути приема, обучения, переобучения и увольнения персонала, необходимого для выполнения задач.

4) Руководство – менеджеры руководят, следят и стимулируют персонал к выполнению задач.

5) Контроллинг – менеджеры развивают стандарты и коммуникационные сети, необходимые для гарантии того, что организация, штат и руководство выполняют соответствующие планы и решают свои задачи.

Производственные/операционные менеджеры применяют процесс менеджмента к решениям и функциям, выполняемым в П/ОМ. В производственных организациях менеджеры содействуют производству и операциям через выполнение задач, показанных в таблице 2-2.

Каждый из этих видов деятельности может требовать планирование, организации, руководства, контроллинга и работы с персоналом.

Виды деятельности, выполняемые в соответствии с таблицей, требуют, чтобы операционные менеджеры принимали решения по многочисленным вопросам. В таблице 2-3 показаны такие П/ОМ вопросы и области решений.

Литература

Основная

1. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;

2. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;

3. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.

Дополнительная

1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995;

2. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. - Новосибирск: Наука, 1996;

3.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;

4.Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: ПРИОР, 1998


Рис. 3-1

Процесс разработки и внедрения стратегии может быть представлен следующим образом:

                       
 
Конкурентная ситуация
 
Анализ ситуации внутри организации
 
    Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru   Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru
 
   
Разработка миссии
 
    Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru

                               
   
Рассмотрение стратегии
 
    Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru
 
   
Формирование стратегии
 
    Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru
 
    Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru   Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru   Пожелания к изучению отдельных тем курса. - student2.ru
 
 
 
Маркетинг. Сервис, распределение, цена, каналы распределения, позиционирование товара.  
 
Финансы/учет. Финансовый рычаг, стоимость капитала, оборотный капитал, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, фин-контроль, кредитные линии.  
 
Производство. Товар: заказ или стандартизованный. Процесс: мощность, технология. Расписание: постоянный или меняющийся производственный ритм. Запасы: когда проверять, как много иметь на руках?  
 

Апррарр

Контрольные вопросы

1. В чем заключается процесс выработки стратегии?

2. Перечислите стратегические решения в производственном менеджменте.

3. Перечислите тактические решения в производственном менеджменте.

Литература

Основная

1. Ильенкова О.В., Бандурин В.Ф. Производственный менеджмент: уч. Для ВУЗов, С-Пб: Питер, 2003;

2. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент, М.: Инфра-М, 2004;

3. Чейз Р.Б. Производственный менеджмент, Кнорус, 2002.

Дополнительная

1. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 1995;

2. Мироносецкий Н.Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. - Новосибирск: Наука, 1996;

3. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮМИТИ, 1997;

4.Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: ПРИОР, 1998

ТЕМА 4. Стратегия товара.

Выбор товара.

Стратегия товара – это выбор, определение и дизайн товаров. Цель стратегии товара – это обеспечить конкурентное преимущество для товара. Успех товара и конкурентное преимущество более вероятны с использованием команды разработки товара. Функция производства должна обеспечить следующее:

1. способности к управлению;

2. технические навыки;

3. финансовые ресурсы;

4. человеческие ресурсы.

Выбор товара и решение по дизайну влияют на всю организацию. Изменения стратегического товара может быть долгим и дорогим процессом. Переход товара от идеи к рынку может быть определяющим для успеха организации.

Выбор товара, его определение и дизайн имеют смысл, так как существует много возможностей (вариантов) нового товара. На возможности рынка влияют следующие факторы:

1. Экономическое изменение, которое приносит увеличение уровня влияния в долгосрочном периоде, но является причиной экономических циклов и изменений цен в краткосрочном периоде. Например, в долгосрочном периоде все больше и больше людей позволяют себе автомобиль, но в краткосрочном периоде изменение цен на бензин может изменить спрос на автомобили.

2. Социологические и демографические изменения, которые могут проявиться в изменении таких факторов, как увеличение размера семьи. Это изменит предпочтения при покупке дома, квартиры и автомобиля.

3. Технологические изменения, которые делают возможным всё – от домашнего компьютера до мобильных телефонов и искусственного сердца.

4. Политические изменения, которые приносят новые торговые соглашения, тарифы и государственные требования.

5. Другие изменения, которые могут быть привнесены посредством практики рынка, профессиональных стандартов, поставщиков и дистрибьютеров.

Операционные менеджеры должны знать об этих факторах и быть способными предвидеть изменения в товарах в объёме и номенклатуре.

Жизненный цикл товара делится на четыре фазы: введение, рост, зрелость, спад (рис 4-1).

Товар может развиваться (рис 4-2).

Жизненный цикл товара (рис 4-3).

Обычно фирма имеет отрицательный поток наличности, пока товар разрабатывается. Когда товар представляет собой успешный вариант, эти потери могут быть восстановлены. Обычно успешный товар может принести прибыль раньше, чем наступит фаза спада. Жизненный цикл товара может измеряться несколькими часами (например, газета), месяцами (сезонная мода), годами (видеомагнитофоны) или десятилетиями (автомобили). Вне зависимости от объёма продаж задачи производственного менеджера – разработать систему, которая помогает представить новые товары успешно. Развитие идеи товара, проходящее через семь стадий, начиная от зарождения самой идеи и заканчивая представлением нового товара (рис 4-4). На рисунке представлены стадии разработки товара.

Толчок на разработку товара может быть внешним (т.е. управляться рынком), внутренним (под влиянием технологических изобретений) или тем и другим вместе. Выдающиеся организации выбирают наилучшую комбинацию. Несмотря на попытки введения новых товаров, многие из них не становятся успешными, хотя выбор товара, определение и дизайн осуществляются постоянно. Считается, что только один из 25 представленных товаров действительно становится успешным. Многие товары проходят через стадию разработки, конечный дизайн и предварительные стадии производства, но не достигают рынка. Относительное число товаров, выживающих на стадии развития, представлено на графике (рис 4-5).

Жизненный цикл товара становится короче. Это увеличивает важность разработки товара. Поэтому более быстрый разработчик новых товаров постоянно выигрывает по отношению к медленным разработчикам и получает конкурентное преимущество. Эта конкуренция называется конкуренцией на базе времени. Тот, кто представляет товары быстрее, может использовать более современные технологии, получает опыт в многочисленных областях, связанных с дизайном, тестированием, производством и представлением новых товаров, быстрее обучаться. Более быстрое представление имеет кумулятивный и положительный эффект не только на рынке, но также и в разработке изобретений, улучшении качества и снижении затрат.

Развитие товара.

Наилучший подход к разработке товара – командный подход. В широкой практике известны такого рода команды, как команды разработки товара, команды разработки технологичности и команды целевого инжиниринга. Команда – это типичный для запада цикл координации и коммуникации в процессе разработки товара. Японские традиции имеют свою специфику. Команды, разрабатывающие успешные товары, как правило, имеют:

1) поддержку верхнего руководства;

2) квалифицированного опытного руководителя с авторитетом принятия решения;

3) формальную организацию в команде;

4) программы обучения навыкам и способам разработки товара;

5) команду, состоящую из различных взаимодействующих специалистов;

6) адекватное снабжение, фондирование и сопровождение со стороны продавца.

Команда разработки товара может включать специалистов по маркетингу, производству, закупкам, контролю качества и персонал, занятый обслуживанием клиентов. Команда может иметь представителей продавца. Цель команды по разработке товара – создать успех товару или сервису. Это включает соответствие требованиям рынка, технологичность конструкции и соответствие требованиям сервиса. Команды по разработке технологичной конструкции и ФСА, с одной стороны, имеют более узкую задачу. Их задача – улучшение конструкции и спецификации на этапе исследований, разработки, конструирования и на стадии производства самого товара.

В дополнение к немедленному, очевидному изменению затрат разработка технологичной конструкции и ФСА может давать и другие результаты:

1) уменьшение сложности товара;

2) дополнительную стандартизацию компонент;

3) улучшение функциональных аспектов товара;

4) улучшение дизайна товара;

5) улучшение безопасности операции;

6) улучшение возможности ухода за товаром и обслуживание товара;

7) создание качественной надёжной конструкции.

Проектирование качества конструкции означает, что товар сконструирован так, что небольшие изменения в производстве или сборке не будут влиять на товар неблагоприятно. ФСА и стоимостной анализ снижают потребность в ресурсах, необходимых для заданного объёма выпуска, увеличивают производительность.

Команды (коллективы) разработки товара, команды создания технологичной конструкции и команды ФСА могут оказаться наилучшим средством уменьшения затрат, доступным операционным менеджерам. Они получают улучшение ценности путём определения существенных функций товара и путём достижения этих функций без снижения качества. Программы ФСА, если управление эффективно, обычно уменьшают запросы от 15 до 70% без ухудшения качества. Некоторые исследования установили, что на каждый доллар, потраченный на ФСА, может быть получено от 10 до 25 долларов снижения затрат.

Влияние, которое конструкция товара имеет на все аспекты оперативных затрат, представляется следующим образом:

· Влияние затрат при использовании ФСА и стоимостного анализа.

· Влияние конструкции и составных частей на материальные затраты.

· Влияние конструкции и составных частей на затраты проектирования.

· Влияние конструкции и составных частей на затраты на инструмент.

· Влияние конструкции и составных частей на прошлые затраты труда.

· Влияние конструкции и составных частей на косвенные затраты труда.

Стоимостной анализ. ФСА играет роль на этапе выбора товара и проектирования. Стоимостной анализ играет роль на этапе процесса производства, когда уже ясно, что новый товар имеет успех. Улучшения ведут к совершенствованию товара, либо товар изготавливается более экономично. Методы и преимущества для стоимостного анализа те же, что и для ФСА, хотя небольшие отличия могут быть на этапе внедрения, так как стоимостной анализ используется уже во время производства.

Потенциальные проблемы.

Специалисты, занятые разработкой товара на начальном этапе, знают, что после них будет работать команда стоимостного анализа. Причём эта команда будет работать без такого давления, которое существует в процессе разработки, и товар будет дорабатываться. Эта проблема может быть преодолена подключением людей, разрабатывающих товар, к команде, занятой стоимостным анализом, посредством выработки отношения, что «все товары могут быть улучшены».

Вторая проблема заключается в недостатке времени для внесения изменений в товар в процессе производства товара. Производитель может потратить миллионы долларов на исследования и разработки, чтобы выдвинуть товар на рынок. Для многих товаров фирма, которая внедрила товар в производство, адаптирует его для использования в различных приложениях (модификациях для различных целей), что обеспечивает продажи на годы. Товар может стать «стандартом». Следовательно, часто гораздо больше забот с выдачей товара на рынок, чем с разработкой эффективной конструкции или эффективного процесса. Быстрое появление на рынке может быть результатом хорошего менеджмента, потому что до тех пор, пока конкуренты представят копии или улучшенные версии, товар может приносить достаточно прибыли, даже если конструкция и метод производства не очень эффективны. Такой упор на быстрое представление товара на рынок будет оказывать давление на развитие товара. Но это не может быть оправданием для плохого выполнения задачи.

Производственные документы.

Как только товар выбран и спроектирован, его производство сопровождается набором документов. Основные из документов:

1) Чертёж сборки (сборочный чертеж). Просто показывает общий вид товара. Сборочный чертёж – это трёхмерный чертёж, известный как изометрический чертёж, где относительное местоположение компонентов показано по отношению друг к другу, чтобы показать, как собрать изделие (дл

Наши рекомендации