Перспективы развития порошковой металлургии
Благодаря структурным особенностям продукты порошковой металлургии более термостойки, лучше переносят воздействие циклических колебаний температуры и напряжения, а также ядерного облучения, что очень важно для материалов новой техники.
Порошковая металлургия имеет и недостатки, тормозящие ее развитие: сравнительно высокая стоимость металлических порошков, необходимость спекания в защитной атмосфере, что также увеличивает себестоимость изделий порошковой металлургии; трудность изготовления в некоторых случаях изделий и заготовок больших размеров; сложность получения металлов и сплавов в компактном состоянии, необходимость применения чистых исходных порошков для получения чистых металлов.
Недостатки порошковой металлургии и некоторые ее достоинства нельзя рассматривать как постоянно действующие факторы: в значительной степени они зависят от состояния и развития как самой порошковой металлургии, так и других отраслей промышленности. По мере развития техники порошковая металлургия может вытесняться из одних областей и, наоборот, завоевывать другие. Развитие дугового, электроннолучевого, плазменного плавления и электроимпульсного нагрева позволили получать не достижимые прежде температуры, вследствие чего удельный вес порошковой металлургии в производстве несколько снизился. Вместе с тем прогресс техники высоких температур ликвидировал такие недостатки порошковой металлургии, как, например, трудность приготовления порошков чистых металлов и сплавов: метод распыления дает возможность с достаточной полнотой и эффективностью удалить в шлак примеси и загрязнения, содержащиеся в металле до расплавления. Благодаря созданию методов всестороннего обжатия порошков при высоких температурах в основном преодолены и трудности изготовления беспористых заготовок крупных размеров.
Заключение
Порошковая металлургия занимает одно из ключевых мест в промышленности нашей страны. Она представлена такими предприятиями как «Уральский завод твердых сплавов», «Краснопахорский завод композиционных изделий из металлических порошков» и многими другими.
В скором будущем порошковая металлургия, которая дает наибольший экономический эффект при достаточно массовом производстве, должна получить мощный толчок в развитии.
С увеличением масштабов выпуска и совершенствованием методов изготовления порошков решатся такие проблемы порошковой металлургии как: дороговизна исходных материалов. При массовом производстве расходы связанные с необходимостью изготовления индивидуальных приспособлений (пресс-форм) для каждого вида деталей сократятся до минимума. С исследованием и использованием на производстве получения чистых порошков распылением расплавленного железа решены такие проблемы как необходимость получения достаточно чистых исходных материалов.
Все это свидетельствует о том, что идеи заложенные в начале ХIХ века в работах П.Г. Соболевского, найдут достойное воплощение в веке XXI.
Список использованной литературы
1. Раковский B.C., Саклинский В.В. Порошковая металлургия в машиностроении. - М.:
Машиностроение, 1973
2. Либенсон Г.А. Основы порошковой металлургии. - М.: Металлургия, 1975
3. Либенсон Г.А. Специальность: Порошковая металлургия. - М.: Металлургия, 1987
4. Цукерман С.А. Порошковые и композиционные материалы. -М.: Наука, 1976
ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ
Содержание.................................................................................................................... 1
Введение......................................................................................................................... 2
Природные ископаемые.................................................................................................. 2
Энергетика...................................................................................................................... 2
Металлургия................................................................................................................... 3
Машиностроение............................................................................................................ 3
Химическая промышленность.......................................................................................... 4
Сельское хозяйство.......................................................................................................... 5
Транспорт....................................................................................................................... 6
Туризм............................................................................................................................ 8
Экспорт и импорт........................................................................................................ 9
Экономическое чудо................................................................................................. 10
Технологии ближайшего будущего................................................................................ 11
Список использованной литературы.............................................................................. 15
Введение
После Второй Мировой войны из которой Япония вышла в качестве
проигравшей стороны, страна по уровню своего экономического развития
уступала многим мировым державам (США, Англия, Франция...). В течении 20
послевоенных лет на мировом рынке господствовали Соединённые штаты
Америки, где наблюдался стабильный рост производительности труда.
Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности
труда изменилась. К концу 60-х началу 70-х годов Мировой рынок заполнили
товары, произведённые в Японии, которые по большинству показателей были
более качественными, и в тоже время дешевле своих аналогов
произведённых в других странах, в частности в США.
На мировую арену стремительно поднялась новая высокоразвитая, в экономическом смысле, страна - Япония. Данное явление в исследовательской литературе принято называть «японское экономическое чудо». Действительно, столь стремительное развитие экономики в период с 1960-го по 1972 год, заслуживает названия «чудо». Успех японской экономики привлёк к себе внимание исследователей-экономистов всего мира, особый интерес представляли механизмы, с помощью которых Япония за достаточно короткий промежуток времени смогла превратиться в высокоразвитую индустриальную державу. Среди основных причин «японского экономического чуда» исследователи выделяют несколько. Во-первых, огромную роль сыграл внешний фактор, в послевоенный период Япония находилась под оккупационным режимом со стороны США, и испытывала сильное давление, как со стороны правительства США, так и со стороны американской промышленности; в период с конца 60-х по конец 70-х годов Япония получила от США огромные займы, таким образом, американское правительство старалось использовать Японию как важный стратегический и военно-сырьевой фактор в войне против Вьетнама. Во-вторых, - это человеческий фактор, Япония располагала большим количеством квалифицированной и дешёвой рабочей силой. В третьих, высокая производительность труда, с 1970-1975 годы она возросла в 7,2 раза (в США только в 2 раза). В четвёртых, огромную роль сыграло государственное регулирование и планирование экономики. В пятых, развитие научно технического потенциала и внедрение новых технологий в производство.
Природные ископаемые.
Япония является одним из основных импортеров сырья, хотя имеет и собственные ископаемые минеральные ресурсы. Запасы полезных ископаемых в Японии весьма ограниченны. Даже имеющиеся месторождения по их объемам не подлежат промышленной разработке. Такие виды сырья, как бокситы или калийная соль, вообще отсутствуют.
Относительно богата Япония каменным углем, однако большая его часть довольно плохого качества. Добыча каменного угля дороже, чем его импорт. Очень ограниченны запасы нефти и газа. Определенное практическое значение имеют запасы некоторых видов неметаллических полезных ископаемых: известняка, серы, доломита, глины, гипса. Все они в значительной мере или полностью удовлетворяют внутренний спрос.
Энергетика.
В период высоких темпов роста экономики в 60-х годах японская энергетика ориентировалась на преимущественное потребление импортного топлива, в основном нефти и нефтепродуктов. Топливный кризис середины 70-х годов привел к необходимости серьезных сдвигов в энергобалансе в направлении увеличения доли других источников энергии. Однако нефть и нефтепродукты до сих пор дают более половины ее поступления, причем практически все жидкое топливо импортируется (в 1994 г. импорт нефти составил 232 млн. тонн, собственная добыча — 0,7 млн. тонн). Постепенно сокращается в энергобалансе доля угля, составляющая в настоящее время 19%, также преимущественно импортного (ввоз — 115 млн. т, собственная добыча — 7 млн. т). Примерно 10% потребляемой энергии приходится на долю природного газа, в основном импортного в сжиженном виде, около 9,5% дает гидроэнергия, более 9% — атомная энергия; доля последних 3-х видов, а также прочих источников энергии постепенно возрастает.
Выработка электроэнергии в 1994 году составила 964 млрд. квт/ч, из которых более 60% дали ТЭС, в основном размещенные в крупных промышленных районах. Доля ТЭС в производстве электроэнергии сокращается, главным образом, за счет развития атомной электроэнергетики и отчасти — гидроэнергетики. По состоянию на 1995 год в Японии действовало 43 атомных энергоблока мощностью 35 тыс. квт/ч. Располагаются АЭС обычно в отдаленных периферийных зонах крупных промышленных узлов. На них приходится около 27% всей выработанной электроэнергии. Японские ГЭС, построенные на бурных горных реках, имеют небольшую единичную мощность, расположены каскадами. Основным районом сосредоточения стали горы Центрального Хонсю, откуда энергия передается в крупные города побережья.
Перспективы развития отрасли японское руководство видит в дальнейшей диверсификации источников энергии, развитии новых направлений энергетики, важнейшее значение придается программам энергосбережения.
Металлургия.
За последнее время металлургия претерпела значительные изменения. Она была полностью реконструирована. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой Япония ориентируется главным образом на импортные железо и коксующие угли. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия, Канада.
В настоящее время объем выплавки стали составляет 100 млн. т в год, чугуна — 75 млн. т в год (1995 г.) Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%. Доля Японии на мировом рынке черных металлов — примерно 23%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осаки и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на основе использования местных углей.
Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Предельные заводы расположены практически во всех ведущих центрах, промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещены в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю) и Ямагати.
Машиностроение.
Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование, в котором сохраняется большая роль модернизации отраслей массового, ориентированного в основном на экспорт, производства (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения) и активно развивающиеся новые наукоемкие отрасли (авиационно-космическая, приборостроение и др.) Основные центры: Токио, Кадома, Хадокате, Хиросима, Куре, Футю, Йокодука и др.
По качественным параметрам производимой продукции Япония вышла на лидирующие позиции в мире. Хотя по ряду наиболее сложных видов товаров она уступает другим странам, прежде всего, США (авиационно-космическая техника, сложная радиоэлектроника, оборудование для атомной энергетики и др.) В структуре собственности японской промышленности снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов («Мицубиси», «Фудзи», «Сумито»), представляющих интересы ведущей финансово-промышленной группы.
В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе 17% —в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 14,5% — в транспортном машиностроении, 10,5% — в общественном машиностроении.
Химическая промышленность.
Японская химическая промышленность занимает по объему производства второе место в мире после США и первое в Азии. В данном секторе экономики насчитывается 5224 предприятия с числом работающих 388 тыс.чел. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл», «Кэй-Эй-Оу», «Сумитомо Кэмикл», «Торэй Индастриз», «Мицуи Кэмиклз».
Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34,1%), пластики (27,9%), краски и красители (7,5%), фармацевтические изделия (6,5%), неорганические соединения (5,7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3,2%).
Химпром занимает 10-е место в структуре национальной индустрии, уступая металлургии, машиностроению, пищевой промышленности и ряду других отраслей. Объем экспорта химической продукции в 1998 г. составил 3,4 трлн. Иен, объем импорта -2,6 трлн. Иен. Положительное сальдо внешнеторгового баланса по статье химических изделий увеличилось до уровня 872 млрд. Иен.
В 1998 г. химическая промышленность Японии вступила в полосу кризиса. Крупнейшие химические компании сообщили о снижении объема продаж и прибыли, коэффициент использования производственных мощностей остался пока на уровне 90%. В нефтехимической промышленности, одной из главных товарных отраслей, темпы падения в производстве этилена составили около 6% в год. С января по август 1998 г. мировые цены на этилен упали с 500 до 250 долл. за тонну. Это происходило параллельно с соответствующим падением цен на полиолефин. В четвертом квартале ситуация несколько стабилизировалась благодаря активному росту спроса на полиолефин со стороны Китая.
Резкий спад наблюдался в производстве многоцелевых товарных изделий, включая полимеры, синтетические волокна, красители и резины. Выработка полиэтилена составила в 1998 г. 3,1 тыс.тонн, упав по сравнению с 1997 г. на 6,6%. Объем выпуска полистирола сократился с 2,2 тыс. тонн в 1997 г. до 1,9 тыс. тонн в 1998 г. (снижение на 10,5%), полипропилена - с 2,8 тыс.т. до 2,5 тыс.т. (на 11,7%), синтетических волокон - с 1,5 тыс.т. до 1,4 тыс.т. (на 4,7%).
Значительное падение объемов произошло в агрохимическом секторе. Производство пестицидов за год (с окт. 1997 г. по сент. 1998 г.) упало по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 21,2 млрд. Иен(5,6%) и составило 357 млрд. Иен. Отгрузки товара сократились на 9%, опустившись до уровня 310 тыс. Тонн. Особенно значительное уменьшение объемов производства зарегистрировано по химикатам для возделывания риса, овощей и плодовых деревьев.
Темпы производства агрохимии достигли своего максимума в 1994 г. и в последующем имели устойчивую тенденцию к снижению. До 1997 г. падение объемов выпуска продукции составляло 1-2% ежегодно, но в 1998 г. резко ускорилось. Освобождающийся рынок сбыта быстро заполняют иностранные компании. В объеме отгрузок агрохимии их доля в 1998 г. достигла уже 60%. Японские фирмы в данном секторе рынка по капиталам и производственным мощностям меньше своих конкурентов в Европе и США и в сложившихся кризисных условиях начинают сдавать свои позиции. Аналогичная картина наблюдается также в производстве синтетических моющих средств, пигментов и красителей, клеев, герметиков, и в других секторах. В связи с этим большинство специалистов прогнозируют в 1999-2000 гг. слияние и укрупнение ряда японских химических компаний. Возможно также поглощение ряда мелких и средних фирм крупными зарубежными производителями.
Химпром переживает переломный этап. Для того, чтобы удержаться на международном рынке, нужна более узкая специализация, поддержанная более энергичными технологическими усилиями. Это означает изменение акцента от количества к качеству, что стало вновь актуальным для Японии в конце 90-х гг. Важнейшим условием является умение быстро и точно схватывать рыночные потребности и постоянно поддерживать заданный темп обновления и перестройки производства. Идеальной моделью на сегодняшний день является выпуск широкого разнообразия химических изделий в малых количествах. Это должно основываться на уникальных технологиях, компьютерном управлении и отвечать условиям сохранения окружающей среды. Биотехнология должна стать важнейшим элементом химического производства в дополнение к существующим полимеризации, синтезу и катализу.
Японские производители химической продукции несут большие убытки, будучи не в силах конкурировать с объединенными евро-американскими монополиями. Характерным примером может служить активное вытеснение японских компаний с их традиционных рынков. Отставание Японии в процессе экономической глобализации, в том числе в химической отрасли, рассматривается сегодня как одна из основных причин углубляющегося экономического кризиса. Проблема сырьевой зависимости и проблема колебания цен на химическое сырье могут в нынешних условиях эффективно решаться только в рамках транснациональных торгово-промышленных объединений.
Ожидается, что «благодаря» тяжелому экономическому кризису азиатский рынок химтоваров резко изменится в ближайшее время. Японским компаниям придется доказывать свою конкурентоспособность не только в США и Европе, но теперь уже и в Азии. Глобализация и скорость станут важнейшими критериями развития.
Сельское хозяйство.
По специализации сельского хозяйства Япония заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза. Но несмотря на это, своего зерна стране не хватает. Япония вынуждена импортировать зерновые культуры от ближайших соседей: Китая и Кореи.
Японская организация сельского хозяйства считается отсталой. Это вызвано рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями, направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, задолженностью крестьян. За последнее время продуктивность земли несколько снизилась.
Пастбищные земли составляют, всего лишь 1,6% всей площади, хотя причиной столь малых размеров пастбищ не является плохой климат страны. Имеющиеся небольшие пастбищные участки постепенно выходят из оборота по мере увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. В городах заброшенные пашни зарастают лесом. Эти дикие леса все более разрастаются, т.к. лесная индустрия проигрывает в конкуренции с импортом дешевой древесины.
Структура сельского хозяйства за последние десятилетия изменилась и хотя предпочтение отдается выращиванию риса - "японского хлеба" которому отдано около 50% обрабатываемых земель, наравне с этим получили развитие скотоводство, огородничество, и садоводство...
К японскому сельскому хозяйству относятся также рыболовство, морской и лесной промыслы.
По вылову рыбы Япония занимает первое место в мире (12 млн. тонн). Основную часть его обеспечивают морское и океанское рыболовство, но весьма значительную роль играют аквакультуры - свыше 1 млн. тонн. До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов - рис.
Прибрежным рыболовством занимаются жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически более совершенным рыболовным флотом. Северозападная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея и некоторые другие страны.
Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже на тысячи. Из экзотических промыслов хотелось бы отметить добычу жемчуга на южном побережье Хонсю, ежегодно здесь добывают более 500 млн. жемчужных раковин. Раньше извлекаемые со дна раковины использовались для поиска естественных жемчужин, которые, конечно были большой редкостью. Теперь их используют для искусственного выращивания жемчужин на специальных плантациях. С течением времени наметились тенденции к оскудению национальных рыбных ресурсов, поэтому широкое распространение получило искусственное разведение морских животных (в 1980г здесь выращивали 32 вида рыб, 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков и т.д.) Японии принадлежит первое место в мире по технологии аквакультуры которая зародилась в VIII веке. Здесь развиты самые разнообразные виды аквакультуры, созданы искусственные нерестилища и рыбные пастбища.
Транспорт.
В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Протяженность автомобильных дорог составляет около 1,2 млн. км из них 5 тыс. км — скоростных. Остальное большей частью приходится на морские перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Протяженность ж/д около 30 тыс. км. Растут объемы авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота, но 73% этого тоннажа уходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка — 43 млн. легковых машин, 22 млн. грузовых и автобусов (1995 г., второе место в мире).
С середины 70-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший — Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры. В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова.
Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных Перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.
Прогресс на транспорте отражает уровень «цивилизационной зрелости» общества, по нему можно судить об эффективности экономики и ее организации. Применительно к Японии, транспорт представляет собой бурно развивающуюся отрасль экономики, призванную обеспечить удовлетворение возрастающих требований промышленности и населения к скорости и комфорту перевозок. С этим связано значительное повышение в последние годы объема авиационных перевозок и расширение сети высокоскоростного ж/д транспорта.
В 1998 г. транспортная отрасль страны находилась в состоянии спада, общий объем перевозок, по сравнению с 1997 г., снизился на 3,9%. В самой значительной степени кризис затронул сферу внутренних грузоперевозок, где объем падения составил 5,4%. На 2,4% снизился пассажиропоток внутри страны. В целом, объем внутренних перевозок упал за год на 4,1%.
В меньшей степени кризисные тенденции затронули сферу международных перевозок. Общее падение в данной области составило 1,1%, хотя объем международных грузоперевозок снизился на 4,5%.
На долю автотранспорта приходится более 58,2% объема пассажирских и более 50,1% объема грузовых перевозок. Основой развития данной отрасли является постоянное внимание государственных и местных властей к проблемам расширения и улучшения качества дорожной сети, а также наращивание и более оптимальное использование существующего автомобильного и автобусного парка. Япония занимает первое место в мире по плотности дорожной сети с твердым покрытием (более 3 км/кв.км.).
В апреле 1987 года госкомпания Japan National Railways была приватизирована и разбита на семь региональных компаний, что привело к повышению эффективности управления и росту качества предлагаемого сервиса.
В настоящее время помимо JNR в Японии существует 15 основных и 6 неосновных частных ж/д компаний, 13 метрополитенов и 98 ж/д линий местного значения. Объем пассажирских перевозок снизился в 1998 г. на 1,8%, причем в наибольшей степени это затронуло частные компании, не входящие в состав группы компаний JNR. В данном секторе падение составило 2,1%. На 4,7% возросло число пассажиров, пользующихся услугами линий высокоскоростного ж/д транспорта «Синкансэн». Более напряженно складывалась ситуация в области грузовых ж/д перевозок. Общее падение объема перевозок по показателю количества перевезенных грузов составило 5,9%, хотя при расчете в единицах «т.-км.» грузопоток снизился на 1,4%. Особенно негативно кризисные тенденции сказались на частных ж/д компаниях, где спад достиг 11,6%.
В авиации 10 авиакомпаний осуществляют воздушные перевозки на регулярной основе; 74 работают в сфере чартеров.
Объем пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях составил в 1998 г. 7,5 млн. чел., что на 1,8% больше, чем в 1997 г. Перевезено 83 тыс. тонн грузов, что по показателю «кол-во тонн» на 0,3%, а по показателю «т.-км.» на 0,1% меньше, чем в 1997г.
Произошло некоторое снижение (на 0,5%) числа пассажиров на международных воздушных линиях. Всего за год перевезено 1,3 млн. чел. По объему грузовых перевозок на международных линиях - 91 тыс.тонн - произошло увеличение на 1,2%, по показателю «т.-км.» - 590 млн.т. км. - грузопоток снизился на 1,2%.
Принят 7-ой пятилетний (1996-2000 гг.) план развития аэропортов. Суммарные
затраты на его реализацию составят 3,6 трлн. Иен, причем 570 млрд. Иен составят
частные инвестиции.
В морском и речном транспорте основной грузопоток проходит через 5 основных портов: Кэйхин (Токио и Иокогама), Нагая, Осака, Кобе и Каймой. Данные порты оснащены всем необходимым для обслуживания океанских судов любого водоизмещения. Япония занимает 2-е место в мире (после Либерии) по суммарному водоизмещению торгового флота (около 7000 судов, общее водоизмещение 17845 гросс тонн).
В 1998 г. общий объем грузов, перевезенный данным видом транспорта внутри страны, составил 43,4 млн. тонн, что на 9,1% меньше, чем годом раньше. Особенно снизились перевозки угля (на 24,6%) и металла (на 26,6%). На 3,7% снизился объем перевозок топлива и мазута.
Позитивным сдвигам в данной отрасли должна способствовать реализация правительственного плана развития морских портов и инфраструктуры. На эти цели до 2000 г. выделено 7,5 трлн. Иен, что включает мероприятия по развитию портов (4,3 трлн. Иен), проекты в области защиты окружающей среды (680 млрд. Иен), деятельность по улучшению портовой инфраструктуры (1,4 трлн. Иен) и решение задач общей координации (1 трлн. Иен).
Туризм.
Для современного среднестатистического японца поездки и путешествия стали органической составляющей его образа жизни. На отдых и развлечения, среди которых немалую долю занимает туризм, приходится свыше 20% семейных расходов. Каждый взрослый гражданин страны успел трижды побывать за рубежом.
Начало эры международного туризма в Японии обычно датируют 1963 г., когда парламентом страны был принят закон, определивший основные цели и направления: с одной стороны, привлечение иностранных туристов, с другой — поддержка стремления японцев узнать мир.
Туризм в Японии стал делом общенациональным. Он — объект неустанного внимания авторитетных государственных структур, прежде всего департамента туризма, Министерства транспорта, располагающего целой сетью региональных отделений, а также двух органов при Канцелярии премьер-министра страны — Совета по туристической политике и Межведомственного координационного совета по туризму. В задачу последнего входит согласование действий более чем двадцати министерств и ведомств, так или иначе связанных с туризмом.
С целью содействия иностранцам, приезжающим в Японию, и ее гражданам, собирающимся за рубеж, в апреле 1959 г. на основе специального закона была создана некоммерческая Японская национальная туристическая организация (JNTO). Проблемы же туризма внутри страны находятся в ведении главным образом Японской туристической ассоциации (JTA).
Организацией туризма в Японии занимаются специализированные туристические агентства и фирмы, которых здесь насчитывается более пяти тысяч.
Забота государства о развитии туристического бизнеса проявляется и в правовой поддержке перспективных начинаний в этой отрасли. Примером могут служить законы о развитии курортных районов, о национальных парках, об улучшении оборудования международных туристических гостиниц, о работе гида-переводчика, о развитии туризма через традиционные празднества и мероприятия, о горячих источниках и многие другие.
Согласованные усилия государства и бизнеса не пропали даром. Сегодня Япония располагает первоклассными, говоря языком специалистов, «туристическими ресурсами»: заповедниками и историческими памятниками, зоопарками и ботаническими садами, музеями и развлекательными комплексами. А ознакомление с этими достопримечательностями превращается в комфортное занятие благодаря развитому гостиничному хозяйству, современной транспортной системе и отвечающему мировым стандартам сервису. Непосредственно в сфере туризма трудится около 1,91 млн. человек. Кроме того, 4,1 млн. человек, или 6,3% от числа имеющих постоянную работу японцев, заняты производством связанных с туризмом товаров и услуг. Их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет 5,4%.
За период с 1964 г. по 1994 г. число иностранных туристов, ежегодно посещающих Японию, возросло с 353 тыс. человек до 3468 тыс. человек, то есть увеличилось почти в 10 раз. Это безусловно успех, хотя и относительный: до стран более развитых в том, что касается иностранного туризма, Японии еще далеко. Если отношение числа зарубежных туристов, приехавших, например, в Великобританию, к количеству граждан этой страны составило в 1994 г. 0,33, во Франции — 1,04, в Сингапуре — 2,02, в Австрии — 2,28, то в Японии — 0,03. Главную причину, сдерживающую поток зарубежных гостей в страну, чаще всего усматривают в том, что пребывание в Японии «благодаря» постоянно возраставшему в последние годы курсу иены превращается в дорогое удовольствие. Попытки правительства как-то ослабить влияние этого фактора с помощью беспошлинной продажи ряда производимых в стране товаров, скидок со стоимости проезда и тому подобных мер пока не дают заметного эффекта.
Гораздо более высокие достижения Японии связаны с другой стороной международного туризма — поездками японцев в другие страны. За тот же тридцатилетний период число ее граждан, ежегодно выезжающих за рубеж, подскочило более чем в 100 раз. Подсчитано, что расходы выезжающего за рубеж японского туриста составляют в среднем за одну поездку 3200 долларов.
Необъятные просторы России пока не очень манят к себе японских путешественников. Лишь около тридцати тысяч из почти 15 миллионов выезжавших в 1995 г. за рубеж японцев предпочли приехать в нашу страну. Это примерно в 50 раз меньше, чем во Францию или Китай. По мнению японских специалистов, Россия обладает хорошими «туристическими ресурсами», которые, однако, нужно уметь использовать.
Экспорт и импорт.
В структуре импорта Японии произошли существенные изменения. Наиболее значительными из них являются уменьшение доли сырьевых товаров и увеличение удельного веса готовой продукции. Япония импортирует 99,7 % нефти, 100 % алюминия, железной руды и никеля, более чем 95 % меди и более чем 92 % газа. Промышленность и энергетика Японии в значительной степени обеспечиваются за счёт импортного минерального сырья и топлива. Практическое значение имеют лишь запасы каменного угля, медной и свинцовой руд, а также некоторых видов неметаллических полезных ископаемых. В последнее время, благодаря совершенствованию технологий добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых, стала экономически рентабельной разработка небольших месторождений, в частности, цветных и редких металлов, а также использование ресурсов Мирового океана, к примеру, добыча марганцевых соединений с океанского дна, извлечение урана из морской воды.
Япония является одним из мировых лидеров в области атомной энергетики. Она строит реакторы по иностранным, главным образом по американским лицензиям. Широкий размах в Японии получили исследовательские работы в области атомной энергетики, главную роль в них играет государство. Энергоснабжению Японии придаётся общенациональное значение. Это объясняется крайней скудностью её собственных энергоресурсов и неустойчивостью положения на мировом рынке нефти.
Как в экспорте, так и в импорте Японии первое место занимает США. Однако в японо- американской торговле существует крупный дисбаланс в пользу Японии. К примеру, в торговле телекоммуникационным оборудованием образовались огромные диспропорции. Объём продаж японского оборудования в США в одиннадцать раз превышает объём продаж американского оборудования в Японию. Сами американцы покупают японские приборы вместо американских. Японский товар имеет сравнительно низкую цену при хорошем качестве. В Америке допускается определённый процент брака. В Японии не позволяет делать этого элементарная экономия, японцы стараются избежать даже единичных случаев брака.
В Японии сегодня больше производителей гражданской продукции, чем в любой другой стране в мире, включая США. И эти компании, например, девять автомобилестроительных компаний и две компании по производству тяжёлых грузовиков, более сотни компаний, производящих станки, и более шестисот электронных компаний, выдержали жестокую конкуренцию. Одно время в Японии было сорок компаний, производящих телевизоры; сегодня осталось лишь шесть больших компаний. Компании, занятые в электронике, производстве автомобилей, телекамер, электробытовых приборов и другие - это компании, которые оказывают прямое воздействие на рынок сбыта всего мира.
Одним из важнейших факторов экономического развития Японии стало широкое участие её в международной торговле технологией. Придавая первостепенное значение развитию отношений с крупными капиталистическими державами, Япония отдаёт приоритет своим контактам и связям с США. Япония дала согласие на использование США её научно-технического и интеллектуального потенциала для создания новых космических видов оружия.
Став одним из трёх центров современного капиталистического мира, Япония придаёт важное значение обеспечению его политической и экономической стабильности, добиваясь с этой целью расширения и укрепления разносторонних связей с США и ведущими странам Западной Европы, координации деятельности с ними на международной арене. В то же время, Япония стремится в полной мере использовать в своих интересах противоречия между США и государствами Западной Европы, учитывать изменения в их отношениях с третьими странами, обращать себе на пользу относительное ослабление позиций своих конкурентов в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Немаловажное значение для определения ориентиров внешней политики имеет географический фактор. Как единственная развитая капиталистическая держава, расположенная в Азии, в непосредственной близости от менее развитых капиталистических стран, Япония рассматривает азиатско-тихоокеанский регион как сферу своего преобладающего влияния.
Центральным звеном экономического сотрудничества на частном уровне являются зарубежные капиталовложения. Частные инвестиции в развивающихся странах вкладываются, в основном, в торговлю и кредитно-финансовую сферу. Прямые частные инвестиции играют всё более активную роль в научно - техническом и торговом обмене.<