Научно-исследовательская практика

Научно-исследовательская практика входит в учебный цикл «Практика и научно-исследовательская работа» и представляет собой логическое продолжение теоретического обучения, нацеленное на овладение методами и навыками научного исследования в соответствии с профилем магистерской диссертации. Она базируется на освоении теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов, а также дисциплин вариативной (профильной) части, непосредственно направленных на углубление знаний, умений и формирование компетенций для успешной работы по избранному виду профессиональной деятельности. Научно-исследовательская практика базируется также на результатах производственной практики, содержательно и методически взаимосвязана с научно-исследовательской работой и научно-педагогической практикой.

Основными целями научно-исследовательской практики являются формирование у студентов научно-исследовательской культуры, навыков владения методологией и методикой научно-исследовательской работы, организации и проведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности, работы в составе научного коллектива.

Задачами научно-исследовательской практики являются:

ознакомление студентов с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задачи исследования, проведение библиографической работы с привлечением современных электронных технологий, накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала, подготовка и оформление отчета о проделанной работе и т.д.);

овладение различными методами научного поиска, выбора оптимальных методов исследования, соответствующих задачам исследования;

формирование умения инициативно избирать (модифицировать существующие, разрабатывать новые) методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

приобретение навыков коллективной научной работы, продуктивного взаимодействия с другими научными группами (подразделениями) и исследователями;

формирование умения анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчет о НИР, научные статьи, тезисы докладов научных конференций, магистерская диссертация).

В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен:

знать:

уровни, формы, типы научного познания, основные понятия и категории, закономерности развития и функционирования, принципы юридической науки;

уровни, основные компоненты, методы, классификации, формы и виды организации научных исследований в области права;

объект, предмет, источники, принципы, тенденции развития сравнительного правоведения, его роль и место в юридической теории и практике;

уметь:

применять методы научного познания в исследовательской и профессиональной деятельности;

формулировать цели, задачи, определять объект и предмет исследования;

определять наиболее оптимальные и эффективные методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, взаимодействовать с другими исследователями, научными группами и подразделениями, участвовать в коллективных исследованиях;

внедрять результаты научной деятельности в учебный процесс, юридическую практику, работу правовых институтов;

владеть:

методологией и методикой организации и проведения научных исследований в области права;

навыками сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, необходимого для проведения научных исследований, выполнения магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика проводится в третьем и четвёртом семестрах в соответствии с календарным графиком учебного процесса.

Содержаниенаучно-исследовательской практики планируется научным руководителем студента магистратуры, согласовывается с руководителем магистерской программы и отражается в отчёте обучающегося по практике и в его индивидуальном плане.

Содержание практики должно обеспечивать дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у обучающихся научно-исследовательской компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного раздела (этапа) практики к другому.

Научно-исследовательская практика проводится по определённой системе, включает в себя четыре этапа (подготовительный, методический, практический, заключительный) и соответствующие им виды деятельности.

На первом этапеобучающиесяполучают первичную практическую информацию о правилах внутреннего трудового распорядка, технике безопасности, нормах и правилах охраны труда, целях, задачах и организации научной деятельности кафедр и иных научных подразделений.

На втором этапеорганизуется углублённое изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной темы магистерской диссертации, технологий их применения, способов сбора, обработки и интерпретации научной информации и др.

На третьем этапеорганизуется непосредственное участие практиканта в научно-исследовательской работе кафедры, научных подразделений (исследовательских групп), образовательных и иных учреждений.

На четвёртом этапеоформляются отчётные документы по результатам научно-исследовательской практики и проводится защита её результатов.

В период прохождения научно-исследовательской практики студент обязан соблюдать трудовое законодательство, действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка; выполнять предусмотренные программой практики задания в установленные сроки и в полном объёме; вести дневник научно-исследовательской практики, фиксировать в нём ежедневно выполняемую работу; всю свою деятельность осуществлять под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителями, регулярно отчитываться перед ними о проделанной на каждом этапе работе.

Общее руководство и контроль за прохождением практики осуществляет руководитель магистерской программы. Непосредственное руководство практикой студента и обеспечение контроля за выполнением плана прохождения практики осуществляется его научным руководителем.

Научный руководитель согласовывает программу и календарный план прохождения практики с руководителем программы (в календарном плане отражаются содержание работы и сроки её выполнения); формулирует задачи по организации самостоятельной работы студента, разрабатывает индивидуальные задания, оказывает консультационную помощь практиканту; осуществляет контроль за соблюдением сроков, порядка прохождения, выполнением студентом программы практики; оказывает методическую помощь студенту в выполнении им индивидуальных заданий, сборе эмпирического материала, составления отчёта о практике; оценивает результаты выполнения студентом программы практики, проверяет отчёт о практике и представляет письменное заключение о её результатах; делает отзывы и замечания о порядке организации и прохождения практики, формулирует предложения по её совершенствованию.

Подведение итогов научно-исследовательской практикивключает в себя оформление отчётных документов и сдачу зачёта.

Учёт выполненной в ходе научно-исследовательской практики работы ведётся каждым практикантом в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому разделу (этапу) научно-исследовательской практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализом и выводами, а также статистические данные, характеризующие её объём. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого раздела (этапа) практики студент магистратуры представляет соответствующие виды отчетности, содержание и характер которых должны соответствовать программе научно-исследовательской практики.

Итоговый отчёт по результатам научно-исследовательской практики должен содержать информационный и аналитический материал, собранный и проработанный студентом, анализ практики и выводы.

Общий объем отчёта не должен превышать 30 страниц машинописного текста (не считая приложений). Все прилагаемые материалы должны быть оформлены в соответствии с принятым стандартом. Отчёт о практике должен иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, список использованных источников и приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу и не нумеруется. Содержаниевключает наименование разделов программы практики и вопросы с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала раздела или вопроса. Во введении студент обосновывает актуальность выбора объекта и предмета исследования, цели и задачи, информационную базу, практическую значимость и достигнутые результаты исследования, структуру и объём работы. Основная часть должна отражать логическое описание вопросов программы практики, обобщения, результаты проделанной работы и выводы. Список использованной литературы включает только те источники, которые анализировались или использовались в тексте. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих за основной частью страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа, иметь содержательный заголовок и нумероваться последовательно арабскими цифрами. Количество приложений определяется магистрантом и руководителем в соответствии с потребностями и характером работы.

Промежуточная аттестация по итогам научно-исследовательской практики проводится в форме защиты отчёта с выставлением оценок «зачтено», «не зачтено». Об этом делаются соответствующие записи в зачётной (экзаменационной) ведомости, зачётной книжке и в производственной карточке студента.

По результатам защиты отчёта оцениваются объём и качество выполнения программы практики (см. Приложение № 7), индивидуальных заданий, уровень приобретённых практических навыков и умений, правильность и качество оформления представленных отчётных документов.

Наши рекомендации