ГАП – высшая форма организации производственного процесса в пространстве и во времени
В настоящее время на машиностроительных предприятиях проводится большая работа по созданию условий для автоматизации всего производственного процесса. Разрабатываются и внедряются автоматические линии на таких технологических операциях как резание, штамповка, прессовка и др. Автоматизируются операции по нагреву деталей в электропечах, испытание на герметичность, охлаждение, сборка, контроль над точностью.
Автоматизация производства коренным образом меняет методы организации производства. Резко повышаются требования к рабочим, инженерно-техническим работникам.
Высшей формой организации производственного процесса является гибкое автоматизированное производство (ГАП).
ГАП – это производственная единица (линия, участок, цех, завод), функционирующая на основе программного управления самим оборудованием и ведения технологических процессов от ЭВМ. В результате этого работа всех исполнительных компонентов производственной системы перестраивается при смене объектов производства.
Можно сказать, что ГАП является перспективной формой организации производственного процесса в пространстве и во времени. Например, ГАП в механической обработке деталей единичного и мелкосерийного производства, где производственные участки составлены из универсального оборудования, дает резкое увеличение производительности труда, быстрое реагирование на изменения требований заказчика, сокращение длительности производственного цикла в несколько раз, уменьшение площадей и численности обслуживающего персонала, улучшение условий труда, устранение сложных, трудоемких и тяжелых операций, освобождение человека от малоквалифицированного и монотонного труда.
Широкое внедрение ГАП приведет к коренному изменению методов подготовки функционирования производств.
В настоящее время существуют различные варианты создания автоматизированных подразделений в условиях организации группового производства: гибкая (переналаживаемая) автоматизированная линия (ГАЛ), гибкие (переналаживаемые) автоматизированные участки (ГАУ), гибкие автоматизированные цехи (ГАЦ).
Вершиной автоматизированного производства являются ГАП – заводы-
автоматы, которые могут изготавливать функциональные узлы, различные типы унифицированных деталей для машин и оборудования без прямого участия человека.
Задания на дом
1. Сформулировать пять вопросов другу по теме лекции.
2. Составить интегративный кроссворд по лекциям 1-2. (не менее 12 конструктивных вопросов), используя компьютерные программы и ресурсы Интернета.
3. Привести примеры (не меньше трех) различных типов производств, встречающихся в промышленности на современном этапе.
4. Заполните сводную таблицу 1 «Характеристика типов производств», по обозначенным факторам.
Таблица 1
фактор | Тип производства | ||
единичное | серийное | массовое | |
Номенклатура | |||
Повторяемость выпуска | |||
Применяемое оборудование | |||
Расположение оборудование | |||
Разработка технологического процесса | |||
Закрепление деталей и операций за станками | |||
Квалификация рабочих | |||
Взаимозаменяемость | |||
Себестоимость единицы продукции | |||
Степень реализации основных принципов организации производства |
5. На основании материала лекции 1 и 2 объясните функционирование автоматизированного предприятия по производству станков с ЧПУ в Англии 1987 г.
6. Возьмите в библиотеке любую книгу по автоматизации технологических процессов и ответьте на следующие вопросы:
· Что является объектом анализа в курсе автоматизации?
· Какие средства автоматизации являются объектами расчетов?
· Какие средства автоматизации производственных процессов являются типовыми?
· Можете ли Вы охарактеризовать принцип действия захватных органов хотя бы одной подачи? Охарактеризуйте.
· Подготовьте письменно не менее пяти конструктивных вопросов по прочитанному в книге.
7. Подготовьтесь к тесту № 2.
8. *В любом научно-популярном журнале найдите информацию о применении на производстве современных средств автоматизации производственных процессов и подготовьте фрагмент сообщения для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.