Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой сравнительно большее число некрупных фирм (от 20 до 70) производят однородную, но дифференцированную продукцию. Основные признаки монополистической конкуренции следующие: 1) обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка; 2) ограниченный контроль над рыночной ценой; 3) невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен; 4) отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли; 5) самостоятельность фирмы в определении своей стратегии; 6) свобода входа в отрасль и выхода из нее; 7) дифференциация продукта, т.е. производство разновидностей данного продукта, включая функциональные особенности, материалы, дизайн, качество работы.
Теперь обратимся к тому, как фирма в условиях монополистической конкуренции выбирает объем и цену продукции, т.е. рассмотрим модель монополистической конкуренции, разработанную Э. Чемберлином и независимо от него Дж. Робинсон в 30-х годах прошлого столетия. Эта модель совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты. Как монополист монополистически конкурирующая фирма является "искателем цены", сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Однако как и совершенно конкурентная компания монополистический конкурент допускает разделение рынка с множеством других мелких фирм.
Теорию монополистической конкуренции можно описать с помощью модели, представленной на рис. 7.3. Она отражает кратко- (а) и долгосрочные (б) состояния равновесия для типичной фирмы в условиях монополистической конкуренции. Кривая спроса убывает потому, что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых ее конкурентами. Кривые спроса и предельного дохода в условиях монополистической конкуренции располагаются примерно так же, как и в условиях чистой монополии, но они более эластичны, чем у чистой монополии (производитель в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары, монополист же практически не имеет конкурентов).
Вместе с тем они не являются совершенно эластичными, как в условиях чистой конкуренции. Во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов и, во-вторых, продукт этих конкурентов представляют близкие, но несовершенные заменители. В целом же степень эластичности кривой спроса и кривая предельного дохода фирмы в условиях монополистической конкуренции будут зависеть от числа конкурентов (чем больше, тем эластичнее) и от степени дифференциации (чем меньше, тем эластичнее).
В ситуации монополистической конкуренции каждая фирма может по крайней мере незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей. Дело в том, что одни потребители придают большее значение хорошему стилю и рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой, чем другие. В ситуации убывающей кривой спроса краткосрочное состояние максимизации прибыли (рис. 7.3., а) оказалось таким же, как для простого монополиста. Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой средних общих издержек и кривой спроса. Может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, когда она терпит убытки.
Однако данное краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма (рис. 7.3, а) получает чистый экономический доход. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты.
Вместе с тем доходы привлекают новые фирмы. Вследствие этого на рынке происходит следующее. Во-первых, кривая спроса существующих фирм опускается вниз, так как товары новых фирм несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами. Во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, уже действующие фирмы на рынке могут увеличить расходы на рекламу, как-то улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий кривая средних общих затрат сдвинется вверх. Перемещение кривой спроса "старых" фирм вниз и перемещение кривой издержек вверх или и то и другое вместе будет продолжаться до тех пор, пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом этого будет состояние долгосрочного равновесия (рис. 7.3, б).
Долгосрочное равновесие на рынках с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие тем, что ни одна фирма не получает прибыли больше номинальной (это обусловлено теми же причинами, что и при совершенной конкуренции). Вместе с тем монопольно-конкурентное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие тем, что цены превышают предельные издержки производства.
Более подробно остановимся на том, как именно фирма в условиях монополистической конкуренции пытается не только удержать равновесие в долгосрочном периоде, но и получить прибыль. Ответ на этот вопрос кроется в методах неценовой конкуренции. Основными среди них являются:
1) дифференциация продукта. Она означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого продукта. По сравнению с ситуацией чистой конкуренции для потребителя это означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются производителями более полно. Однако быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда разумный выбор потребителя станет трудным и покупки будут отнимать много времени;
2) совершенствование продукта. Конкуренция продуктов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух смыслах: во-первых, удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или даже превзойти ее, в противном случае им не избежать убытков. Во-вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений. Однако часто многие улучшения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными;
3) реклама продукта. Фирма путем рекламы пытается увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту, т.е. фирма надеется, что реклама сдвинет кривую ее спроса вправо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что при монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован. Для этой модели характерны более низкие цены по сравнению с монополией с ее уникальным продуктом. Объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии.
Лекция 10. Олигополия
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: олигополия; эффект масштаба; теория олигополии Курно; теория изгибающейся кривой спроса; твердость цен и ломаная кривая спроса; ценообразование, ограничивающее вход в отрасль; установление цены по принципу «издержки плюс»; ценообразование, основанное на тайном сговоре; картель; лидерство в ценах; ценовая война; равновесие Бертрана; антимонопольное регулирование; антимонопольный контроль монополизированных рынков; антимонопольное законодательство; антимонопольная деятельность.