Тема № 1 Лекция 5. Основы делопроизводства в органах внутренних дел
Цели занятия:
Учебная –формирование профессиональный знаний, навыков и умений слушателей в области осуществления документооборота в органах внутренних дел.
Воспитательная – воспитание слушателей в духе строгого соблюдения законодательства, режима государственной и служебной тайны в органах внутренних дел.
Развивающая – совершенствование навыков работы с юридическими терминами, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Учебные вопросы:
1. Систематизация документов. Номенклатура дел. Формирование и оформление номенклатурных дел.
2. Порядок осуществления архивной работы в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции | мин |
Вступительнаячасть | |
1. Систематизация документов. Номенклатура дел. Формирование и оформление номенклатурных дел | |
2. Порядок осуществления архивной работы в службах и подразделениях органов внутренних дел | |
Заключительная часть (подведение итогов) |
Нормативные акты и рекомендуемая литература к теме № 1:
Основная:
1. Конституция Российской Федерации, 1993г.
2. Об архивном деле: Федеральный закон РФ от 22.19.2004 № 125-ФЗ //СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ //СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3448.
4. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ от 29.12.1994г. № 77-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - № 1 . - Ст.1.
5. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 2.
6. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: ГОСТ Р 6.30-2003 (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003г. № 265-ст).
7. Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел РФ: Приказ МВД РФ от 20 июня 2012г. № 615//Опубликован не был. СПС «Консультантплюс».
8. Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, с указанием сроков их хранения: Приказ МВД РФ от 30 июня 2012 г. № 655.
9. Об организации архивной работы в системе МВД РФ: приказ МВД РФ о 15 августа 2011 г. № 935.
10. Демин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная:
11. Коренев А.П. Основы управления в ОВД. - М., 2003.
12. Калатанов Ю.Н. Делопроизводство и работа с обращениями граждан в МВД и его подразделениях // Вестник МВД России, 1999 г., № 3-4.
13. Кирсанова М.В., Кобух С.П., Аксенов Ю.М. Делопроизводство в органах государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие. М.: ИНФРА, 2004
14. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
15. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: учебник для Вузов М.: МЦФЭР,2004.
Материально-техническое обеспечение:
4. На занятиях используется проектор для демонстрации презентаций по темам.
1. Систематизация документов. Номенклатура дел. Формирование и оформление номенклатурных дел. Архивная работа
Систематизация документов – это установление единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих задач и функций. Систематизация документов, осуществляемая в органах внутренних дел, проводится в целях сокращения количества применяемых документов, снижения трудоемкости их обработки, более эффективного использования вычислительной техники.
Систематизация документов проводится по следующим направлениям:
1) Применение табеля и альбома форм документов. Табель документов – это перечень форм документов Министерства необходимых и достаточных для реализации его функций и задач, содержащий характеристику каждого документа с точки зрения его юридического статуса, этапов подготовки и порядка прохождения. В табель включаются как письменные документы, так и документы, изготавливаемые с помощью вычислительной техники. Разработка и заполнение осуществляются в два этапа: сначала изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы документирования, затем анализ технологии и прохождения установленного комплекса документации. Табель документов подписывается начальником секретариата и руководителем подразделения министерства. Ведение табеля и внесение в него изменений осуществляется секретариатом по согласованию с руководителем. При необходимости может создаваться альбом форм документов.
2) Составление номенклатуры дел, формирование и оформление.
Номенклатура дел составляется в целях правильного формирования дел, систематизированного хранения особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных документов и оперативного их поиска.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в подразделениях министерства с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
В соответствии с Правилами работы архивов выделяют типовую, примерную и индивидуальную номенклатуру дел.
Типовая является нормативным документом, составляется для однотипных организаций и устанавливает для них типовой состав дел, унифицированные заголовки дел, и их единую индексацию.
Примерная носит рекомендательный характер и на устанавливает примерный перечень дел организаций, на которые она составляется.
Индивидуальная номенклатура дел это систематизированный перечень заголовков дел, намеченных к заведению в делопроизводстве одной организации или ее структурного подразделения в определенном календарном году.
Типовая номенклатура дел на уровне МВД России утверждена Приказом МВД России № 655.
В небольших организациях составляется одна номенклатура дел, в крупных – на основе номенклатур структурных подразделений утверждается сводная.
Назначение номенклатуры дел:
1. Используется как схема классификации при распределении и группировке исполненных документов в дела. Заголовки дел из номенклатуры дел переносятся на обложки дел.
2. Предварительно определяет сроки хранения документов.
3. Используется при построении информационно-поисковой системы органа внутренних дел. При регистрации документов в регистрационный индекс часто включают индекс дела по номенклатуре.
4. Номенклатура дел служит учетным документом при сдаче в архив дел.
5. Номенклатура имеет справочное значение при изучении структуры органа внутренних дел.
Составление и оформление номенклатуры дел – это одна из функций подразделения делопроизводства и режима.
Основой формирования документального фонда органа внутренних дел является номенклатура особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел, которая используется для группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, определения сроков их хранения и поиска документов. Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.
Номенклатура дел является основным регистрационным документом дел текущего года и основанием их регистрации после окончания ведения в журнале учета законченных производством дел. Порядковые номера дел по номенклатуре дел являются номерами дел текущего года.
Номенклатура дел составляется на основе изучения состава, содержания и количества документов, образующихся в процессе деятельности органа внутренних дел, его структурного подразделения.
При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться положением об органе внутренних дел, положениями о его структурных подразделениях, штатным расписанием, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков их хранения, номенклатурами дел за предшествующие годы.
В каждом органе внутренних дел составляется сводная номенклатура дел. В структурных подразделениях, имеющих самостоятельное делопроизводство, в зависимости от объема документооборота и места дислокации допускается составление отдельных номенклатур дел.
Номенклатура дел на предстоящий календарный год составляется в IV квартале текущего года подразделением делопроизводства и режима совместно с руководителями (начальниками) других структурных подразделений, подписывается руководителем (начальником) подразделения делопроизводства и режима, согласовывается подразделением спецфондов, после чего утверждается руководителем (начальником) органа внутренних дел и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Номенклатура дел регистрируется и хранится в течение года у руководителя (начальника) подразделения делопроизводства и режима или у лица, ответственного за ее ведение. Заверенная копия утвержденной номенклатуры дел передается в подразделение спецфондов для контроля за полнотой сдачи дел на хранение.
В структурные подразделения органа внутренних дел выдаются выписки из соответствующих разделов номенклатуры дел для использования в работе.
Номенклатура дел подразделяется на разделы, которые располагаются в соответствии с утвержденной структурой (штатным расписанием) подразделения органа внутренних дел. Названиями разделов номенклатуры дел являются наименования его структурных подразделений или направления деятельности. В пределах каждого раздела дела располагаются последовательно по степени важности, срокам хранения и степени секретности документов.
При большом количестве дел им могут присваиваться индексы, которые состоят из обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера дела.
Дела, предусматриваемые номенклатурой дел, заводятся по следующим основным признакам:
- предметно-вопросный или тематический (документы группируются в дела в зависимости от содержащейся в них информации);
- виды документов (приказы, отчеты, протоколы и другое);
- адресаты (в дело объединяются документы по переписке с одной или несколькими организациями).
Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:
- название вида дела или разновидности документов;
- наименование органа внутренних дел или его структурного подразделения (автора документа);
- наименование подразделения (организации), которому будут адресованы или от которого будут получены документы (адресат или корреспондент документа);
- краткое содержание документов дела;
- название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;
- даты (период), к которым относятся документы дела;
- указание на копийность документов дела.
Состав элементов заголовка определяется характером документов дела. Сведения, составляющие государственную тайну, в заголовки дел не включаются.
В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть сгруппированы в деле. Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих приложения к какому-либо документу.
В заголовках дел, предназначенных для группировки документов одной разновидности, указывается эта разновидность документов во множественном числе.
В заголовках номенклатурных дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу (вопросам) она ведется.
Наименование органа внутренних дел (организации) в качестве автора документов указывается кратко.
В заголовках дел, содержащих переписку с однородными корреспондентами, последние не перечисляются, а указывается их общее видовое название. Корреспонденты не указываются, если дело содержит переписку с разнородными организациями. В заголовке дела указывается конкретный корреспондент, если переписка ведется только с ним.
В заголовках номенклатурных дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период на (за) который составлены планы (отчеты).
В номенклатуру дел включаются также дела временно действующих органов (комиссий, советов и других), не законченные производством дела прошлых лет (переходящие дела) и дела с документами, поступившие из других органов внутренних дел, организаций для продолжения их ведения. Помимо дел в номенклатуру дел вносится журнал учета журналов и картотек.
Переходящие дела вносятся в номенклатуру дел следующего года за порядковым номером в номенклатуре дел текущего года.
После введения в действие новой номенклатуры дел делается отметка в номенклатуре дел истекшего года о перерегистрации переходящего дела: "Переходящее, ведется с____года".
Дополнительные тома дел и новый журнал учета журналов и картотек вносятся в номенклатуру дел по мере их заведения с указанием фамилии сотрудника, ответственного за их ведение. По законченным делам (томам дел) в номенклатуре дел производятся записи о дате окончания ведения дела (тома дела), количестве листов в нем и других необходимых данных. Если в течение календарного года возникает необходимость в заведении новых дел, они вносятся в номенклатуру дел дополнительно, для чего в каждом разделе номенклатуры дел при ее формировании предусматриваются резервные номера.
Изменения в номенклатуру дел вносятся в установленном порядке с разрешения руководителя (начальника) органа внутренних дел по представлению руководителей (начальников) структурных подразделений органа внутренних дел.
По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел производится запись о количестве заведенных дел и томов дел, отдельно постоянного и временного сроков хранения и дел, переходящих на следующий год, которая заверяется подписью руководителя (начальника) подразделения делопроизводства и режима или лицом, ответственным за ведение номенклатуры дел. Итоговые данные сообщаются в соответствующее подразделение спецфондов.
По делам, которые по каким-либо причинам в течение года не заводились, в графе "Примечание" номенклатуры дел делается запись "Дело не заводилось".
После годовой проверки наличия документов номенклатура дел приобщается в номенклатурное дело.
Вновь созданное структурное подразделение обязано в месячный срок разработать номенклатуру дел и утвердить ее в установленном порядке.
Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел.
Номенклатурные дела формируются:
- при централизованном ведении делопроизводства - подразделением делопроизводства и режима;
- при децентрализованном ведении делопроизводства - как структурными подразделениями органа внутренних дел (лицами, ответственными за ведение дел), так и подразделением делопроизводства и режима.
Ведение и хранение дел непосредственно сотрудниками структурных подразделений органа внутренних дел допускается с письменного разрешения руководителя (начальника) органа внутренних дел по согласованию с руководителем (начальником) подразделения делопроизводства и режима.
Формирование дел осуществляется в соответствии со следующими общими правилами:
- в дело помещаются только исполненные документы одного календарного года, за исключением документов, переходящих сроком исполнения на следующий год;
- запрещается помещать в одно дело документы постоянного и временного сроков хранения, лишние экземпляры, черновики, документы, подлежащие возврату;
- по объему дело не должно превышать 250 листов и 4 см по толщине;
- при наличии в деле нескольких томов (частей) к номеру (индексу) и заголовку дела на каждом томе добавляются пометки "т. 1", "т. 2" и далее;
- документы внутри дела располагаются в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании, документ-ответ помещается за документом-запросом (за исключением личных дел, где документы располагаются по мере их поступления);
- в делах оформляются внутренние описи документов, находящихся в деле.
Инструкция закрепляет особенности при формировании отдельных видов документов органов внутренних дел. Так:
- приказы и распоряжения группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями;
- приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу;
- в отдельные дела по хронологии, в зависимости от вида документов, формируются копии федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и выписки из соответствующих протоколов заседаний Правительства Российской Федерации или его Президиума;
- протоколы и материалы к ним формируются в отдельные дела, протоколы в деле располагаются в хронологическом порядке по номерам, документы к протоколам, сгруппированные в отдельные дела, систематизируются по номерам протоколов;
- утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от проектов;
- плановые и отчетные документы включаются в дела того года, к которому они относятся, независимо от даты их составления или поступления;
- перспективные планы работы формируются в дела первого года действия планов, а отчеты об их выполнении - в дела последнего года;
- письма и заявления граждан, запросы социально-правового характера формируются в отдельные дела вместе с материалами по их рассмотрению;
- при возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года.
При приеме исполненных документов проверяется правильность их оформления (наличие подписей, виз, отметок об исполнении, дат, номеров и заверительных надписей), правильность рассылки, направления документов в дела и наличие фамилий исполнителей документов, а также соответствие грифа ограничения доступа документов грифу секретности дела, количество листов и наличие указанных в документе приложений. Срок передачи исполнителем законченного делопроизводством документа в дело не должен быть более 10 дней.
Неисполненные, подлежащие возврату, неправильно оформленные документы на подшивку не принимаются.
Несекретные документы подшиваются с совершенно секретными и секретными, если они соответствуют заголовку номенклатурного дела.
Дела заводятся только по мере поступления на подшивку первого исполненного документа и выдаются лицам, ответственным за их ведение (сохранность), под подпись в номенклатуре дел с указанием даты.
Все законченные производством дела (тома дел) регистрируются (берутся на инвентарный учет) в журнале учета законченных производством дел. Каждый том дела регистрируется в журнале учета законченных производством дел за отдельным номером, который проставляется на его обложке.
Основанием для заведения второго и последующих томов дела является постановка предыдущего на инвентарный учет в журнале законченных производством дел.
Запрещается одновременное ведение нескольких томов дел.
По законченному производством делу (тому дела) в номенклатуре дел исполнителем или лицом, ответственным за хранение дела, делается запись с указанием даты окончания дела (тома дела), количества листов в нем и других необходимых данных.
Вторые и последующие тома вносятся в номенклатуру дел по мере их заведения отдельной строкой, за номером дела, что подтверждается в номенклатуре подписью лица, ответственного за ведение (сохранность) тома, с указанием даты его заведения.
Оформление дел осуществляется при их заведении и по окончании года и включает в себя комплекс работ, проводимых поэтапно: описание дела на обложке; приобщение документов в дело; проставление нумерации листов в деле; составление заверительного листа и внутренней описи документов дела по установленной форме; подшивку или переплет дела.
Оформление дел производится сотрудниками, ответственными за ведение дел.
На обложке дела указываются: гриф секретности, соответствующий наивысшей степени секретности документов, находящихся в нем, полное и сокращенное наименование органа внутренних дел и структурного подразделения; номер дела и тома, заголовок дела, дата заведения и окончания дела, срок хранения, инвентарный номер. На делах постоянного хранения помещается надпись "Хранить постоянно".
Наименование органа внутренних дел указывается полностью в именительном падеже, в скобках - официально принятое сокращенное наименование. Наименование структурного подразделения приводится в соответствии с утвержденным штатным расписанием органа внутренних дел. Заголовок и срок хранения дела переносятся из номенклатуры дел.
В заголовках дел с распорядительными документами указываются вид документов и их характеристика (подлинники или копии).
Дата заведения дела, проставляемая в номенклатуре дел и на обложке дела, соответствует дате списания в дело первого документа, поступившего на подшивку, а дата окончания - дате списания последнего документа.
На делах с протоколами заседаний коллегий, совещаний проставляются даты проведения первого и последнего заседаний.
На делах с нормативными правовыми актами проставляются даты их утверждения (подписания), а на делах с отчетами - даты утверждения.
Одновременно с делом заводится карточка учета выдачи дел, которая хранится в конверте, приклеенном к внутренней стороне обложки дела. Если карточка полностью заполнена, то заводится новая карточка, которая приобщается к заполненной карточке, и они хранятся вместе с делом. Заполненная карточка вносится во внутреннюю опись документов, находящихся в деле, ниже ее итоговой записи, но не нумеруется и листом дела не считается. При сдаче в подразделение специальных фондов карточка остается в подразделении делопроизводства и режима.
На обороте обложки дела (тома дела) или на отдельном листе, хранящемся в деле (томе дела), указывается список сотрудников органа внутренних дел, которым разрешено ознакомление с делом (томом дела). Указанный список подписывается руководителем (начальником) того структурного подразделения, документы которого подшиваются в дело, и заверяется подписью руководителя (начальника) подразделения делопроизводства и режима. Изменения в список вносятся с разрешения руководителя (начальника) подразделения делопроизводства и режима по представлению руководителя (начальника) структурного подразделения.
Все подшитые в дело (том дела) документы нумеруются полистно арабскими цифрами. Номера листов проставляются простым карандашом в правом верхнем углу каждого листа вне текста документа. Названия документов и соответствующие этим документам номера листов дела вносятся во внутреннюю опись документов, находящихся в деле.
Листы внутренней описи документов, находящихся в деле, нумеруются отдельно и помещаются в начале дела.
Исправления во внутренних описях документов, находящихся в деле, оговариваются и заверяются подписями двух сотрудников подразделения делопроизводства и режима.
По окончании ведения дела (тома дела) в конце внутренней описи документов, находящихся в деле, производится итоговая запись, в которой цифрами и прописью указывается количество внесенных в нее документов (например: "Всего во внутреннюю опись внесено_____документов на_____листах").
Данная запись заверяется подписью сотрудника, оформившего опись, с указанием его должности, инициалов и фамилии.
Законченное производством дело (том дела) прошивается (сброшюровывается) и опечатывается. На заверительном листе, подшиваемом в конце дела (тома дела), производится запись о количестве листов, подшитых в дело (том дела), которая заверяется подписью сотрудника, оформляющего дело (том дела) (например: "Всего в дело подшито листов, кроме того, внутренняя опись на____листах"). Заверительный лист не нумеруется.
Документы в деле подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом обеспечения возможности свободного чтения текста всех листов. При подготовке дела к подшивке (переплету) металлические скрепления (булавки, скрепки) из документов удаляются.
В начале дела, подлежащего передаче в подразделение спецфондов, перед внутренней описью документов подшивается лист использования документов, который не заполняется.
Дела со дня их заведения до передачи в подразделения специальных фондов или на уничтожение хранятся по месту их формирования.
Дела считаются заведенными с момента включения в них первого исполненного документа. После исполнения документов и окончания работы с ними они помещаются (подшиваются) для обеспечения физической сохранности в твердые обложки или папки-регистраторы.
Документы формируемого дела в течение текущего года могут подшиваться с использованием скоросшивателя или храниться в папке с клапанами, а по окончании года - подшиваться в дело. В таких делах ведется внутренняя опись документов, находящихся в деле, и оформляется обложка дела.
При необходимости сотрудникам выдаются из этих дел документы, которые непосредственно относятся к их служебной деятельности. При этом в карточке учета выдачи носителей сведений проставляются регистрационный номер выданного документа, номер экземпляра и количество его листов.