Основы формирования коллектива.

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

В то же время трудовые отношения – едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив предприятия насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерства на предприятии.

Объединение личностей для выполнения определенных задач представляет собой коллектив. Для менеджера коллектив — это главная опора. Поэтому рациональная организация работы коллектива является актуальнейшей. В соответствии с теорией системного подхода организацию работы коллектива можно считать удовлетворительной, если ее результат больше суммы результатов членов коллектива. В коллективе возникает особенный дух соревнования, подтягивающий отстающих и существенно повышающий эффективность. Коллективная работа незаменима там, где по тем или иным причинам не удается четко распределить должностные обязанности между сотрудниками. Коллективный подходэто модный стиль управления.

Существуют два вида коллективов — формальные, создаваемые руководством, и неформальные — это диады из двух человек, триады, квартеты и т.д. В неформальных коллективах имеется неформальный лидер или ведущий, а также ведомые.

Для создания формального коллектива необходимо проводить социологические и психологические исследования с тем, чтобы был работоспособный, организованный коллектив с нормальным морально-психологическим климатом.

Процесс создания неформального коллектива тоже очень длительный. Западные специалисты этот процесс делят на 5 ступеней:

· на первой люди объединяются неосознанно, стихийно реагируя на какие-либо события аварийного характера;

· на второй ступени бывают обычно более осознанные эмоции;

· на третьей ступени неформальный коллектив уже организованно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-то внешней постоянной опасностью;

· на четвертой ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное, например, утвердиться в конкурентной борьбе, принадлежать к престижному клубу и т.д.;

· на пятой ступени люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, решить которые можно только коллективно.

Уровень сплоченности коллектива зависит от стадии его зрелости.

Работоспособный коллектив должен иметь оптимальные размеры. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и достигать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы почти неизбежно дробятся на малые численностью около 5 человек.

Важная черта здорового коллектива — четкость целей.Каждый должен хорошо представлять себе, к каким результатам стремиться, ясно понимать и разделять цели коллектива. И тогда люди скорее посвятят себя им, будут искать компромисс между личностями и коллективными интересами, чтобы, удовлетворив свои потребности, внести вклад в общую копилку. Коллективные цели обычно определяются совместно и умело изменяются в соответствии с обстоятельствами.

На результативность коллектива влияет также выполнение соответствующих норм и стандартов поведения, к которым можно отнести честность, компетентность, профессионализм, этические нормы и др. Соблюдение и регулирование норм и стандартов сплачивает коллектив. Вместе с тем следует практиковать неформальные контакты — торжественные ужины и обеды, “вылазки” на природу и др.

Хороший коллектив должен постоянно пребывать в состоянии поиска нового, а также гасить своевременно конфликты и стрессы. Вышестоящий орган управления должен оказывать коллективу помощь в становлении и создании нормального климата в нем.

Важное значение в обеспечении эффективности работы коллектива имеет сохранение в нем нормального морально-психологического климата (МПК).

Важнейшие признаки благоприятного МПК:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информативность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер МПК в целом зависит от уровня группового развития.

Оптимальное управление деятельностью и МПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости темпераментов и характеров членов коллектива; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия; применение соответствующего стиля руководства.

Организовать трудовой коллектив– значит состыковать в пространстве и времени, по количеству и качеству предмет труда, орудие труда и живой труд. При этом организаторы, технологи, экономисты должны ответить на вопросы: что производится, с какими параметрами, кто производит, где, когда, с какими затратами и какими результатами пройдет трудовой процесс. Методика формирования ответов на эти вопросы излагается в учебной дисциплине «Управленческие решения»[1].

[1] Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА- М, 2001

Список сокращенных слов.

АРМ – автоматизированное рабочее место.

ГАП – гибкое автоматическое производство.

ГПС – гибкая производственная система.

МПК- морально психологический климат.

МТО – материально-техническое обеспечение.

ОПС – окружающая природная среда.

СПС – система производственного менеджмента

Словарь основных терминов.

Автоматизация-применение технических средств, экономико-математических методов и систем управления в процессах производства продукции, оказании услуг, передачи и использовании энергии, материалов, информации с частичным или полным освобождением человека от участия в этих процессах.

Автоматизированная система управления (АСУ)совокупность экономико-математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, и т.п.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

Автоматическое оборудование – оборудование, снабженное устройствами (совокупность устройств), выполняющее все операции по заданной программе без непосредственного участия человека.

Гибкая автоматизация– автоматизация процессов изготовления изделий быстро изменяющейся номенклатуры небольшими или средними партиями, для которых характерно объединение модулей на основе ЭВМ (оборудование с числовым программным управлением, или ЧПУ, оснащенное гибкими, работами для манипулирования предметами труда и инструментом); использование оборудования для автоматической транспортировки и складского хранения, контроль качества с использованием ЭВМ, эффективное управление производством.

Изделие – предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на предприятии.

Норма времени – время, необходимое для выполнения единицы работы.

Организация рабочего места – оснащение рабочего места средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.

Производственный процесс – процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений.

Производственный цикл – календарный период времени, в течение которого предмет труда проходит все стадии производственного процесса от первой производственной операции до сдачи (приемки) готового продукта.

Пропорциональность в организации производства – соответствие пропускной способности всех подразделений предприятия по выпуску готовой продукции.

Процессы естественные – процесс изменения физического состояния предмета труда под влиянием сил природы.

Процессы технологические – процесс изменения предмета труда под воздействием живого труда.

Рабочие места единичного производства – места, на которых выполняется большое число различных операций, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся.

Рабочие места массового производства – места, специализированные на выполнении одной непрерывно повторяющейся операции.

Рабочие места серийного производства – места, на которых выполняется несколько различных операций, повторяющихся через определенные промежутки времени.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Система обслуживания рабочих мест – регламентация объема, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым.

Склад– здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки, хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям.

Технологическая подготовка производства – совокупность мероприятий, обеспечивающих технологичность производства.

Список используемой литературы.

Основная литература:

1. Томпсон А.А., Стрикленд М. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: "Банки и биржи", 1998.

2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. - М.-1997.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - Москва, 1997.

4. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Под ред. проф. А.Г.Поршнева.- М.: "Финансы и статистика", 1996.

5. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. В.П. Грузинова. -М.: "Банки и биржи", 1998.

Дополнительная литература:

1. Бизнес-план, ч.2.- М.: "Финансы и кредит", 1995.

2. Бовыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов.- М.:"Экономика", 1997.

3. Брэддик У. Менеджмент в организации, 1997.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 1995.

5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Мик". 1996.

6. Менеджмент / Под ред. проф. Игнатьевой А.В. - М.: "Банки и биржи", 1998.

7. Основы менеджмента. М.: Изд-во "Центр", 1998.

8. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями. - М.: "Финансы и статистика", 1998.

9. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -М.: "Банки и биржи", 1998.

10. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие / Под ред. проф. Градова А. П.-С.-П.: "Специальная литература", 1995.

11. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева.

12. З.П. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, Издатцентр, 1997. – Т.2.

13. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. –М., 1998.

14. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцева, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

15. Власов Б.В. Выбор рациональных форм организации производства. – М.: Машиностроение, 1979.

16. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – Спб.: Специальная литература, 1995.

17. Организационные и экономические основы технической подготовки производства / Под ред. М.И.Ипатова, А.В.Проскурякова, Л.Я.Шухгольтера. – М.: Машиностроение, 1982.

18. Ипатов М.И. и др. Организация и планирование машиностроительного производства. – М.: Высшая школа, 1988.

19. Грункин М.Н. и др. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – М.: Высшая школа, 1985.

20. Организация, планирование и управление машиностроительным производством: Учеб.пособие. М.: Машиностроение, 1989.

[*] Примечание. При решении любой задачи необходимо все показатели привести к одной системе измерения. Например, если в задаче штучное время дается в секундах, а продолжительность рабочей смены в часах, то необходимо продолжительность рабочей смены перевести в секунды, показатель умножить на 3600.

Наши рекомендации