Тема2.Организация производства в системе производственного менеджмента

Цель курса

Изложение методов проектирования участков и цехов различных типов производств, предназначенных для реализации производственных процессов, изготовления изделий требуемого качества в установленном количестве при надлежащем уровне эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Тема1.Структура и содержание системы управления организацией

1.1. Роль и место курса «производственный менеджмент»

1.2. Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы

1.3. Содержание функциональной и управляющей подсистемы

Контрольные вопросы

Тема2.Организация производства в системе производственного менеджмента

Задание

Тема3. Организация производства в пространстве

Задание

Тема4.Организация производства во времени

4.1.Длительность производственного цикла. Факторы

4.2. Длительность технологического процесса. Методика ее расчета. Виды движения предметов труда по операциям

Задание

Тема 5. Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства

5.1.Характеристика автоматического производства

5.2.Организация поточного производства

5.3.Робототехнологический комплекс

Задание

Тема 6. Организация вспомогательного производства

6.1. Организация ремонтного хозяйства

6.2. Организация инструментального хозяйства

6.3. Организация энергетического хозяйства

6.4. Организация транспортного хозяйства

Задание

Тема 7. Организация материально-технического обеспечения и складского хозяйства

7.1. Функции, задачи и состав МТО. Формы снабжения. Нормирование расхода материальных ресурсов

7.2. Задачи и виды складов, их оснащение. Организация складских работ

Контрольные вопросы

Тема 8. Планирование деятельности предприятия

8.1. Сущность и принципы планирования

8.2. Формирование хозяйственных стратегий

8.3. Содержание бизнес-плана предприятия

8.4. Определение условий, организации и исполнение бизнес-плана

Контрольные вопросы

Тема 9 Организация технической подготовки производства

9.1. Сущность, необходимость, задачи и этапы организации технической подготовки производства

9.2 Конструкторская подготовка производства

9.3 Технологическая подготовка производства

Тема 10. Личность и коллектив в производственном менеджменте

10.1 Оценка деловых качеств менеджера

10.2 Основы формирования коллектива

Контрольные вопросы

Словарь сокращенных слов

Словарь основных терминов

Список используемой литературы




ВВЕДЕНИЕ

Как показывает жизнь, в принципе уже сформировалось новое прогрессивное, сфокусированное на экологических вопросах, информационное пространство, без вхождения в которое ни один предприниматель теперь не может профессионально заниматься своим делом. Межгосударственная индустрия обмена опытом и знаниями начала решать задачу по удовлетворению потребностей населения в материалах для электронных носителей информации (радио, телевидение), в информационных компьютерных системах и в печатных изданиях экологической направленности. В совокупности эти действия создали нефинансовые измерители эффективности управления, с помощью которых можно лучше оценить достижения организации. Такими неосязаемыми критериями оценки являются интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота и комплектность использования информационных технологий. Последнее обусловлено тем, что роль информационных технологий в хозяйственной деятельности предприятий изменилась – они превратились в важнейшую составную часть продукта.

Формирование новых профессиональных категорий, в том числе признание такой квалификации как менеджер, также является одной из особенностей социального и экономического развития, определяемого научными и техническими достижениями современного мира. При этом в организацию производства вносит глубокие изменения информатизация материально-производственной сферы общества. Информационная техника позволяет оперативно выявлять ошибки в организации и управлении производством отдельных руководителей и исполнителей, высвечивать их некомпетентность, открывать перспективу повышения уровня руководящих кадров, рационально оценивать технические возможности аппаратурных схем. Однако, освобождая человека от порой тяжелого физического труда, информационные технологии предъявляют высокие требования к его умственной деятельности, его психическим потенциям, его физиологическим возможностям.

И российские предприятия стали больше уделять внимание организации производства, формированию структур, обеспечивающих четкое разделение работ, контролю выполнения и стимулированию исполнителей по результатам труда.

Управление современными российскими предприятиями сталкивается со многими проблемами. Ряд проблем связан с изменениями в характере отношений между реальными собственниками предприятий и управляющими (менеджерами). Предприятия вместо одного собственника – государства – получили сразу нескольких. Существенно расширился круг задач, которые требуются решать и за которые нужно отвечать перед новыми собственниками менеджерам предприятий. Эти задачи охватывают не только организацию и управление персоналом (хотя это не потеряло своего значения). Но и задачи включают определение номенклатуры и объем выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов (прежде всего, финансовых), обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности продукции и др. Чтобы управлять предприятием, менеджеры должны иметь четко обозначенные цели. Однако далеко не каждое предприятие в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию.

Слово "стратегия" широко используется в военной науке. Стратегия затрагивает интересы любой организации, определяя главные направления ее развития на длительный период. При этом среднесрочные и оперативные планы должны быть подчинены стратегическим целям.

В современном менеджменте вопросы стратегического планирования занимают одно из центральных мест. Это обусловлено тем, что отсутствие четко избранной стратегии таит немало опасностей, ведет к неопределенности и не способствует осознанному участию работников в производственном процессе.

Вся деятельность предприятия должна быть ориентирована на достижение целевых показателей (прибыльности, роста продаж и др.), для чего важно использовать современные принципы планирования и управления. В частности, это касается эффективного управления запасами: предполагающего уменьшения общей суммы затрат на запасы, поиск наиболее экономичных размеров партий, заказываемых материалов, доведения до минимума времени нахождения каждой единицы материалов на складе.

Основными путями выхода российских предприятий из кризиса являются использование достижений теории и практики современного менеджмента, обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством.

Объектомпроизводственного менеджментаявляются производство и производственные системы.

В производственном менеджменте понятие «производство» несколько шире, чем в литературе по организации производства. Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного. Производственная система– целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию. Для постановки и решения задач в производственном менеджменте используется системный подход,предполагающий рассмотрение различных составляющих производственного менеджмента с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей развития и совершенствования методов управления.

Тема 1. Структура и содержание системы управления организацией.

Содержание целевой и обеспечивающей подсистемы.

Целевая подсистема состоит из следующих компонентов (подцелевой):

1) повышение качества выпускаемых товаров и выполнение услуг;

2) ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров;

3) расширение рынка сбыта товаров;

4) организационно-техническое развитие производства;

5) повышение качества сервиса товаров;

6) социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (ОПС).

Перечисленные компоненты (подцели) направлены на выполнение трех целей организации:

· повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и организации (эту цель выполняют подцели 1,2,5);

· повышение эффективности функционирования организации (подцели 1,2,3);

· комплексное развитие организации (подцели 4 и 6).

Данные проблемы невозможно решить без применения законов, научных подходов, принципов, методов, изложенных в нашей книге.

Компонентами обеспечивающей подсистемы являются:

· методическое обеспечение;

· ресурсное обеспечение ;

· информационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

Ниже приводится краткое содержание данных компонентов.

Прежде всего рассмотрим такой компонент обеспечивающей подсистемы, как методическое обеспечение.

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), национального, республиканского, регионального либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Национальные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах, и т.д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам высшего уровня.

Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе для фирмы, независимо от формы собственности.

Следующим компонентом обеспечивающей подсистемы производственного менеджмента является ресурсное обеспечение.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

· своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

· улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

Виды ресурсов:

1) трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, инженерно-технические работники и служащие, младший обслуживающий персонал, ученики) и непромышленный персонал;

2) материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

3) основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.);

4) финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

5) совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы.

Факторы улучшения использования ресурсов:

· применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

· оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптимизации, балансовых методов, сетевых моделей и др. методов;

· совершенствование конструкции товара;

· совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

· применение материалов с заранее заданными свойствами;

· типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

· совершенствование управления ресурсами;

· применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;

· стимулирование улучшения использования ресурсов.

Методы обеспечения ресурсами:

· через товарно-сырьевые биржи;

· прямые связи, аукционы, конкурсы;

· собственное производство или подготовка;

· спонсорство и др.

Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.

Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и небудем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

Руководитель 50–90 % всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал — средство передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие:

· Зарождение идеи.

· Кодирование и выбор канала.

· Передача.

· Декодирование.

Предлагается следующая классификация информации:

· по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

· по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

· по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;

· по изменчивости во времени — условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

· по способу передачи — спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

· по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

· по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

· по стадии жизненного цикла объекта — по стадии маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д. (до списания);

· по отношению объекта управления к субъекту — между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источников до потребителей.

Технологический процесс переработки информации должен включать механизацию операций по переработке информации. Операции дифференцируютна рутинные и творческие. К рутинным относятся операции, связанные с сортировкой, заполнением, размножением документов и т.д. К творческим — операции по переработке информации, результатом выполнения которых является управленческое решение.

Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:

· правовые вопросы функционирования экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой системе, финансовой и кредиторской политике, внешнеэкономической деятельности и др.);

· законы и нормативные акты по системам;

· стандартизации;

· метрологии;

· сертификации товаров и услуг;

· защиты прав потребителей;

· антимонопольной политики;

· управления качеством товаров;

· безопасности и охраны труда и др.;

· законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;

· правовое регулирование образования и функционирования фирмы.

Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы по перечисленным направлениям вообще невозможно обеспечить их стабильное и эффективное функционирование, т.к. каждая фирма является подсистемой системы более высокого уровня — региона, отрасли, страны, а совместные предприятия — мирового сообщества. Если каждая фирма будет функционировать по своим правовым нормам, то невозможно скоординировать их действия и создать из них систему более высокого уровня; будет просто набор невзаимосвязанных фирм. Поэтому правовое обеспечение системы менеджмента фирмы по всем четырем направлениям является актуальнейшей проблемой.

Российская Федерация, например, в настоящее время находится на стадии перехода к рыночным отношениям как к системе экономических, правовых и социальных отношений. И многие из перечисленных направлений правового обеспечения находятся на стадии обновления.

Содержание функциональной и управляющей подсистемы.

Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов: маркетинг; планирование; организация процессов; учет и контроль; мотивация; регулирование.

Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:

· темпы научно-технического прогресса в области деятельности фирмы;

· новые потребности потребителей и их претензии по выпускаемым товарам;

· политика поставщиков;

· рыночная стратегия конкурентов;

· государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;

· ценовая политика;

· другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.

Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

1) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;

2) факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

3) факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.

Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.

Компонентами управляющей подсистемы являются следующие:

· управление персоналом;

· социология и психология менеджмента;

· разработка и реализация управленческого решения;

· анализ в принятии решений;

· прогнозирование в принятии решений.

Напомним, что методика разработки конкурентоспособных и эффективных управленческих решений основана на изучении экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, методов и моделей управления.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

В зависимости от дохода потребителей конкурентоспособность формируется по конкретным видам объектов: среднего качества — для потребителей с низким доходом (капиталом), высокого качества — для массового потребителя со средним доходом, очень высокого (престижного) качества — для потребителей с высоким доходом. Исключения составляют только нормативные акты (законы, указы, постановления, стандарты и т.п.) — они должны быть только очень высокого качества.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты серии ИСО 9000, а также законы Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”, “О защите прав потребителей”, “О стандартизации”, введенные в 1993 году, проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.

Основными факторами достижения выпуска конкурентоспособных объектов являются:

1) качество системы менеджмента, определяемое количеством и глубиной применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента, проектирования и производства объектов;

2) качество разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения, надежности и др. в проектно-конструкторской документации;

3) качество материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии, организации производства и менеджмента;

4) затраты потребителя на приобретение (цена объекта), транспортирование, эксплуатацию, ремонты и утилизацию объекта за нормативный срок его службы;

5) степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, определяемая качеством упаковки, степенью соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, качеством гарантийного обслуживания и др. требованиями.

К условиям обеспечения конкурентоспособности относятся:

· применение совокупности подходов к развитию системы менеджмента;

· обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;

· рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат по всем стадиям жизненного цикла объектов;

· применение современных методов исследований и разработок (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование каждого решения, программно-целевое планирование и др.);

· рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла объекта;

· формирование системы мер по обеспечению конкурентоспособности различных объектов.

Полезный эффект товара определяется следующей системой показателей качества:

1. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

2. Надежность товара — сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность системного подхода?

2. Как формируется целевая подсистема?

3. Из каких компонентов состоит обеспечивающая подсистема?

4. Назовите составляющие управляемой подсистемы.

5. Из каких компонентов состоит управляющая подсистема?

Задание.

Задача 1.

Определить степень непрерывности производственного процесса, а также уровень параллельности и прямоточности при следующих данных:

n длительность изготовления изделия - 160 ч.;

n время выполнения всех параллельных операций - 40 ч.;

n время для выполнения транспортных операций - 30 ч.;

n время, затраченное на перерывы - 15 ч.

Задача 2.

Определить уровень ритмичности производственного процесса по декадам месяца, если:

n фактический выпуск продукции (шт.): 1 дек. - 100, 2 дек. - 110, 3 дек. - 125;

n планируемый выпуск продукции (шт.): 1 дек. -110, 2 дек. - 105, 3 дек. - 120.

Задача 3.

Дано:

n время полезной работы оборудования - 165 ч.;

n суммарное время выполнения нормативной или фактической работы оборудования - 180 ч.;

n плановая производительность оборудования - 170 ч.;

n максимально-возможная производительность оборудования - 200 ч.

Определить:

n степень надежности производственного процесса;

n изменение степени надежности производственного процесса при увеличении полезной работы оборудования на 5 час.

Задание.

Задача 1.

Определить вид и отрасль, к которой относится предприятие, по следующему составу цехов и производственных подразделений:

1) доменный цех;

2) мартеновский цех;

3) скрапоразделочная база;

4) шихтовый двор мартеновского цеха;

5) сортопрокатный цех;

6) трубопрокатный цех;

7) метизный цех;

8) ремонтно-механический цех;

9) литейный и механический цехи по изготовлению оснастки сменного оборудования;

10) завод огнеупоров;

11) коксовые батареи;

12) химические цехи;

13) агломерационная фабрика;

14) теплоэлектроцентраль;

15) склад руды и известняка;

16) цех автомобильного и безрельсового транспорта;

17) цех железнодорожного транспорта;

18) склад стального проката, труб, стальных слитков, метизов.

Все подразделения предприятия расположить в ряде последовательности основного производственного процесса; подсобные и побочные производства, шихтовые базы, склады, имеющие непосредственную производственную связь с основными цехами, поставить рядом с основным цехом; вспомогательные и обслуживающие цехи выдел ить их в соответствии с принципами рационального размещения на территории предприятия.

Задание.

Задача 1.

Определить длительность технологического цикла обработки партии деталей при параллельном, последовательном и смешанном сочетаниях операций.

Величина партии деталей - 10 шт., размер передаточной партии - 2 шт., штучное время 1-ой операции - 10 мин., 2-ой - 4 мин., 3-й - 15 мин., 4-ой - 5 мин.

Задача 2.

Партия деталей в 12 штук обрабатывается при параллельно-последовательном сочетании, передаточная партия - 3 шт. Партия деталей обрабатывается на 3 станках. Штучное время 1-ой операции - 6 мин., 2-ой - 20 мин., 3-й - 4 мин.

Определить, как изменится продолжительность обработки партии деталей, если в результате изменения технологии длительность второй операции уменьшилась на 4 мин.

Кроме того, определить длительность производственного цикла до и после освоения новой технологии, если время на выполнение вспомогательных операций - 45 мин., время перерывов - 130 мин.

Задание.

Задача 1.

Определить необходимую длину сборочного конвейера и скорость его движения. Сменная программа линии сборки - 225 узлов. Шаг конвейера - 2 м. На сборке занято 12 рабочих. Регламентированные перерывы для отдыха в смену - 42 мин.

Задача 2.

Определить такт поточной линии, если программа запуска за месяц - 20 тыс. шт. Продолжительность смены - 8,2 ч. Число смен в сутки - 1.

Задача 3.

Определить необходимую длину сборочного конвейера, а также скорость его движения при следующих условиях: сменная программа линии сборки - 150 узлов, шаг конвейера - 2 м, на сборке занято - 12 рабочих, регламентированные перерывы для отдыха в смену - 30 мин.

Задание.

Задача 1.

Определить межремонтный период текущего ремонта шаровой мельницы для помола керамической массы, если за время межремонтного цикла (86400 ч.) делается 9 средних и 110 текущих ремонтов.

Задача 2.

Определить количество и виды ремонтов в год по 18 индивидуальным вулканизаторам для вулканизации автокамер. Фактическое время работы вулканизатора - 6240 ч., длительность межремонтного цикла - 82380 ч., межремонтного периода среднего ремонта - 12960 ч., межремонтного периода текущего ремонта - 720 ч.

Задача 3.

Объем выпуска продукции на предприятии массового производства характеризуется данными (по вариантам):

изделия
“А” “Б” “В”

Норма машинного времени, необходимая для обработки детали, составляет: на изделие “А” - 3 ч., “Б” - 4 и “В” - 6 ч. Величина слоя режущей части инструмента, стачиваемая за время переточек - 6 мм, за одну переточку - 0,2 мм. Время работы между переточками - 4 ч. Одновременно на станке применяется 6 резцов. Коэффициент естественной убыли инструмента - 0,08. Выяснить плановую потребность предприятия в режущем инструменте.

Планирование деятельности предприятия.

8.1 Сущность и принципы планирования.

Планирование как функция управления производством системы особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления планированием.

Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом управления. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, - противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики.

В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности.

Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством.

В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности.

Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще.

Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать - нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых, на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.

Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане.

Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:

· предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

· более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

· обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

· <

Наши рекомендации