Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости

Автономные инвестиции - та часть капиталовложений, которая не зависит от национального дохода, его объема и динамики. Они осуществляются, как правило, в результате технических и технологических нововведений, а также изменения вкусов, численности населения и т.п.

Именно автономные инвестиции рассматривались нами раньше, и мы изображали их на графике в виде линии, параллельной оси Y.

Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости - student2.ru

Но это - значительное упрощение реальных взаимосвязей в системе воспроизводства. Дело в том, что в этой системе существует взаимовлияние инвестиций и национального дохода: не только прямая связь, выражаемая формулой мультипликатора, но и обратная связь, при которой рост национального дохода порождает дальнейшее увеличение инвестиций. Эти инвестиции называются производными (зависящими от национального дохода). Будучи наложенными на автономные инвестиции, они графически отражаются уже в виде линии, не параллельной оси Y:
( * - автономное потребление)

Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости - student2.ru

Они усиливают экономический рост, что получило название эффекта акселератора (от лат. accelerate - ускорять). Математическое выражение принципа акселератора Дж. Хикса: It = v (Yt-1-Yt-2) , где v - акселератор, а Yt-1 и Yt-2 - национальный доход года (t-1) и (t-2). В этой модели новые инвестиции являются результатом приращения дохода, имевшего место в период (t-1), так как существует временной лаг между более ранним процессом изменения объема национального дохода и более поздним увеличением капиталовложений.

При обосновании мультипликатора мы временно абстрагировались от той части национального дохода, которая направлена на сбережения: речь шла лишь о мультипликативном нарастании потребительских расходов. Сбережения же временно выбыли из экономического процесса, они превращались в инвестиции на фондовой бирже и в банковской сфере. Но через определенный лаг они возвращаются в виде производных, вторичных инвестиций. Они дополняют первоначальные (автономные) инвестиции, усиливают их действие, порождая данный эффект акселератора экономического роста.

На деле провести четкую разграничительную черту между отдельными видами инвестиций трудно - хотя бы потому, что не только производные, но и автономные инвестиции черпаются все же из национального дохода, хотя и созданного в разные годы. Поэтому в практике эконометрических расчетов к числу автономных относят обычно такие инвестиции, зависимость которых от недавних изменений национального дохода признана незначительной ( государственные капиталовложения; некоторые частные, связанные с изобретениями и нововведениями, созданием принципиально новой техники и технологии). Подобные инвестиции отличаются высокой степенью риска и неопределенности перспектив.

Представители классической школы полагали, что рост сбережений автоматически означает наращивание инвестиций, и если соответствия между ними не достигается, то гибкая процентная ставка быстро восстанавливает нарушенный баланс. Поэтому рост предельной склонности к сбережению, с их точки зрения, способствовал бы процветанию нации. Однако Дж. Кейнс доказал, что попытки общества больше сберегать способны породить инвестиционный кризис. Каждый сбереженный доллар - это не израсходованный доллар, а потому он не превращается в доход какого-то производителя товаров и услуг. Поставленная им на рынок продукция не находит своего покупателя, происходит затоваривание складов. И это не способствует новым инвестициям: зачем инвестировать, если и ранее произведенная продукция не реализована? А спад инвестиционной активности неизбежно оборачивается сокращением национального дохода, а значит не только потребления, но и в еще большей степени сбережения! В этом состоит суть парадокса бережливости: рост сбережений не делает общество богаче, подрывая возможности будущих сбережений. Данный парадокс особенно проявляется в индустриально развитых странах, в которых обычно далеко не все сбережения домохозяйств и фирм способны трансформироваться в инвестиции - и потому, что в странах с высоким уровнем жизни они слишком велики, и потому, что с ростом накопленного капитала уменьшается круг альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений.

По мнению Кейнса зависимость темпов экономического роста от уровня сбережений в обществе, безусловно, существует, но проявляется она лишь в экономике, где достигнута полная занятость производственных (в том числе трудовых) ресурсов. Между тем рост предельной склонности к сбережению нередко случается в самый неподходящий момент - в ситуации экономического спада и безработицы, когда предприниматели стремятся свести к минимуму свои текущие расходы, а лица наемного труда пытаются больше сберегать - из-за опасения оказаться уволенными. А вот в таких неблагоприятных условиях чрезмерные сбережения начинают препятствовать экономическому росту, так как в данном случае они являют собой пассивную форму дохода, лишенную шансов оказаться инвестированными в пошатнувшееся из-за дефицита покупателей производство. Поэтому призывы некоторых политиков к бережливости в условиях неполной занятости могут обернуться обнищанием нации, и такие чрезмерные сбережения необходимо изымать налоговыми средствами для финансирования автономных государственных инвестиций и социальных расходов бюджета - в интересах "накачивания" эффективного спроса.



Наши рекомендации