Тема лекции 11. Интегрированная система управления производством.
Современные интегрированные системы управления. Сущность применения производственной логистики в интегрированном управлении предприятием. Концепции организации управления производством. Концепция «цепь поставок».
Управление производственными процедурами представляет собой ключевую логистическую функцию. С позиций логистики ее задачей является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т. п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:
1. планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;
2. разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;
3. разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4. установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5. оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6. контроль за количеством и качеством готовой продукции;
7. контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами:
1. ритмичности, согласованной работы всех производственных структур;
2. непрерывности технологических процессов;
3. организации работ с минимальной трудоемкостью;
4. обеспечения гибкости производственных структур;
5. обеспечения плановости.
Основными современными методами решения этих задач являются:
· упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда;
· синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также к резкому уменьшению незавершенного производства вследствие сокращения сроков межоперационного и межцехового прослеживания запасов.
Сбытовая логистика, или логистика распределения, — неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения — складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети. В настоящее время углубление интеграции маркетинга и распределительной логистики может послужить одним из наиболее эффективных путей для совершенствования сбытовой деятельности фирм и увеличения объема продаж.
Основная цель логистической системы распределения — доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:
· стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;
· выбор каналов товародвижения готовой продукции;
· нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;
· разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;
· организация работы собственной товаропроводящей сети;
· заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;
· участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;
· разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль. Канал распределения— это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Или другими словами, канал распределения — это путь , по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, выполняют ряд важных функций:
· проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
· стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
· устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
· приспосабливают товар к требованиям покупателей;
· проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
· организуют товародвижение (транспортировку и складирование);
· финансируют движение товаров по каналу распределения;
· принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций может взять на себя производитель. При этом издержки производителя возрастают.
Традиционные каналы распределения состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала распределения представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного участника может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом. Так как ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, такие каналы распределения называются горизонтальными.
Вертикальные каналы распределения — это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из участников канала, как правило, либо является собственником остальных участников, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование участниками канала исполняемых функций.
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о числе уровней канала и конкретном составе его участников.
Для повышения эффективности сбыта фирмы прибегают к многоканальным системам распределения продукции. Весьма популярной формой доведения товара до потребителя на большинстве западных фирм являются прямые поставки товаров, минуя склады по системе «от двери к двери», т. е. система ЛТ в сфере распределения. Это позволяет свести к минимуму транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.
Перемещение материальных потоков в логистических системах невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами. Движение товаров через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товаров. В связи с этим рационализация складских затрат оказывает значительное влияние на величину общих логистических издержек.
Современный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов и выполняет ряд функций по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями. Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:
преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;
объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;
предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи — фасовка, распаковка и т. д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т. п.).
Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования;
Собственный склад или склад общего пользования. Выбор между этими вариантами или их комбинациями — одна из самых главных проблем в складировании. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля. Руководству фирмы легче и дешевле корректировать стратегию сбыта. СОП следует отдавать предпочтение при низких показателях оборота фирмы или сезонности хранимого товара. СОП не требует инвестиций в развитие складского хозяйства, повышается гибкость в потреблении складской площади.
Число складов и размещение складской сети. Как правило, данный вопрос актуален для крупных фирм с большим национальным или транснациональным рынком. Наиболее распространены два варианта размещения складской сети: а) централизованное — наличие одного крупного склада на регион; б) децентрализованное — наличие нескольких мелких складов в регионе, максимально приближенных к конечному потребителю. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети — оптимизационная, т. е., с одной стороны, необходимо учитывать значительные капиталовложения в складское хозяйство, а с другой — оценивать полученный эффект от приближения к клиентам фирмы.
При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения продукции. При выборе месторасположения оптимальным считается вариант с минимальными транспортными расходами на доставку и отправку грузов.
Процесс складирования включает снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузку и приемку грузов, внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов, складирование и хранение грузов, комплектацию заказов клиентов, сбор и доставку порожней тары, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, оказание дополнительных услуг по заявкам клиентов. Технологический процесс складирования весьма сложен и ответственен, поскольку он связан с хранением значительных товарно-материальных ценностей.
Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения товарно-материальных ценностей от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:
гибкость — транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;
интегрированность — взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные — морские — железнодорожные — автомобильные);
оказание дополнительных услуг — экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.
По мере развития логистики во все большой мере стала ощущаться необходимость внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические подсистемы и управлять ими исходя из корпоративной стратегии фирмы.
Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и управления на уровне предприятия. Наличие подобной связи дает возможность добиться того, чтобы ни одно решение в производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью:
обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;
реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей;
поддержания стабильно высокого качества продукции.
Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства и сбыта фирмы — сложный, многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической цепи в целом. Современный уровень развития компьютерной техники позволяет получить необходимые данные на всех стадиях прохождения заказа по каналам фирмы. Информация из обслуживающего фактора производства превращается в самостоятельную производительную силу, способную в короткие сроки повысить производительность труда, минимизировать издержки производства и обращения продукции, повысить адаптивность фирмы к меняющимся условиям и тем самым обеспечить ей конкурентные преимущества и выживаемость в длительной перспективе.
Используемая литература: осн. 1[26-32]; доп.2.
Контрольные вопросы:
1. Какие функции логистики выделяются в области производства?
2. Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии с принципами…
3. Задачи сбытовой логистики в сфере производства.
4. Основная цель логистической системы распределения.
5. Процесс складирования включает…
6. Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо …
7. На каких принципах базируется стратегия развития производственных транспортных систем?
8.Как формируется интегрированная информационная система?