Закон коммуникативного самосохранения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: в процессе общения человек старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие. Проявления действия этого закона достаточно разнообразны. Так, новая, непривычная идея, сообщённая собеседнику, в первый момент им обычно отвергается или, по крайней мере, встречает его недоверие. Другими словами, если человек получает информацию, которая противоречит сложившемуся у него к данному моменту мнению или представлению, дестабилизирует его состояние, то первая мысль, которая приходит ему на ум заключается в том, что эта информация неверна, а сообщивший её ошибается. Отвержение новой идеи – это результат сопротивления психики человека факторам, нарушающим его психическое, физическое, интеллектуальное равновесие. Первая реакция всегда эмоциональна, и поэтому доверять ей в серьёзных случаях нет оснований.

Для того чтобы объективно и правильно оценить слова собеседника, принять по ним верное решение, его слова необходимо осмыслить. А это требует определённого промежутка времени, спокойной обстановки, логических усилий, иногда – дополнительной информации, совета компетентного человека. Практика показывает, что никакую идею нельзя отвергать сразу, ибо в ней может заключаться рациональное зерно, и потому необходимо бороться с возникающим искушением сразу сказать «нет» собеседнику. Если идея для нас нова или непривычна – надо дать себе труд её обдумать.

Ещё одно важное следствие указанного коммуникативного закона, которое обязательно надо учитывать в общении, состоит в том, что нельзя без подготовки «выпаливать» новые идеи собеседнику. Если вы хотите добиться согласия собеседника со своими идеями, нужно сначала подготовить его к их восприятию. В противном случае неосновательно надеяться на немедленное принятие собеседником высказанной новой, неожиданной для него точки зрения.

Проявление закона коммуникативного самосохранения можно видеть ещё и в том, что люди обычно стараются воздерживаться от обнародования своей точки зрения, если видят угрозу её критики или отвержения. Если, например, человек видит, что других грубо обрывают, не дают им высказаться, нещадно критикуют, то он и сам замолкает. К тому же, в условиях вертикального общения (руководитель – подчинённый) человек нередко испытывает громадное искушение сказать то, что хочет услышать руководитель, или то, что «надо сказать» в сложившейся ситуации. Этим человек просто выводит себя из-под возможного морального или иного удара. Психологические исследования показывают, что только три человека из ста способны активно сопротивляться этой закономерности.

Закон коммуникативного самосохранения также побуждает людей пропускать мимо ушей информацию, которая противоречит уже сложившемуся у них мнению (такую информацию они часто просто «не слышат», или говорят фразы вроде: «Да, но я всё равно считаю, что...», «Я всё равно остаюсь при своем мнении…» и т.п.) Иногда в подобной ситуации люди стремятся найти и находят какие-либо (как правило, весьма поверхностные) аргументы, чтобы мотивировать отклонение противоречащего их мнению суждения.

Диктует закон коммуникативного самосохранения и отторжение непрошеных советов и публичной критики в свой адрес. Люди не терпят публичных поучений и реагируют на них обычно негативно, даже если замечание, совет или предложение объективно являются правильными, справедливыми. Совет, данный в присутствии посторонних, часто воспринимается как упрёк. Критика же, осуществляемая в присутствии других людей, отвергается практически в 100% случаев. Исследования показывают, что от публичной критики начинают лучше работать 10% людей, 10% начинают работать ещё хуже, а остальные 80% лишь приходят в раздражение от самого факта критики и переносят это раздражение на критикующего и на окружающих. Те же самые исследования показывают, что 60% людей не обижаются на критику, высказанную с глазу на глаз. Следовательно, критиковать, делать замечания лучше лично, а не публично: если руководитель действительно хочет улучшить работу сотрудника, замечания сотруднику надо делать наедине – это гораздо целесообразнее. А вот от публичной похвалы человек работает лучше. Похвалить человека публично – это стимулировать его к дальнейшей хорошей работе, поскольку похвала на глазах у многих поддерживает в нём высокую самооценку.

Закон ритма общения

Сущность этого закона может быть сформулирована следующим образом: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека является постоянной величиной. Этот закон означает, что каждому человеку в день необходимо определённое время говорить и определённое время молчать.

Закон ритма общения действует в человеческой жизни достаточно чётко, и человеку следует соблюдать сложившийся, привычный для него ритм общения – иначе он начнёт ощущать психическое беспокойство, у него возникнет стресс, ухудшится настроение, общее состояние здоровья. Образно можно сказать, что в каждом человеке установлен своеобразный счётчик, который сигнализирует либо о том, что на данный момент мы «переговорили» и надо помолчать, либо, что мы слишком долго молчим и нам пора бы набирать свою норму говорения. При этом для человека важно в равной мере соблюдать как норму говорения, так и норму молчания.

Если человек превысил свою норму говорения, ему необходимо восстановить ритм – отмолчаться, выключиться из общения. Это связано с потребностью в психологической защите (человек просто устаёт от общения с другими людьми, от необходимости реагировать на их поведение, перерабатывать поступающую от них информацию, отвечать на вопросы и т.д.)

Существует немало профессий, которые предрасполагают человека к нарушению ритма общения. Так, в своей профессиональной деятельности «переговаривают» школьные учителя, вузовские преподаватели, руководители (у последних общение часто занимает до 80% рабочего времени), журналисты, ведущие приём пациентов врачи, юристы, экскурсоводы, осуществляющие работу с гражданами государственные служащие, продавцы и т.д. Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения, что принимает форму домашней молчаливости, стремления в течение хотя бы какого-то времени уклоняться от общения даже с близкими людьми.

Обратите внимание на то, что люди, которые в силу тех или иных причин и обстоятельств не могут набрать требуемую их психикой норму говорения, также чувствуют себя не особенно хорошо. Они подвержены резким колебаниям настроения, у них могут обостриться болезни, развиться мнительность. В одиночестве часто оказываются пожилые люди, и нетрудно заметить, как они везде ищут общения – стараются заговаривать с незнакомыми и малознакомыми людьми (на улице, в лифте и т.д.), ведут беседы в очередях, любят поговорить на приёме у врачей, заводят домашних животных, с которыми разговаривают.

Чтобы восстановить ритм общения после его нарушения, вовсе необязательно компенсировать говорение или молчание в полном объёме. Здесь ситуацию с говорением и молчанием можно уподобить ситуации со сном и бодрствованием: если человек недоспал 4 часа, то это не означает, что на следующий день он должен добавить эти 4 часа к своим обычным восьми часам – иногда достаточно получаса сна днём, чтобы восстановить баланс сна и бодрствования. Аналогично складывается ситуация применительно к общению и молчанию: человек чуть дольше помолчал или поговорил с кем-либо, и его ритм общения восстановился.

Стόит отметить, что ритм общения у людей зависит от пола – женщины обычно испытывают бόльшую потребность в говорении, чем мужчины (отсюда их долгие и абсолютно бессодержательные, с точки зрения мужчин, беседы с подругами по телефону); люди, живущие вместе долгое время, разговаривают друг с другом меньше, чем в молодости, когда они начинали совместную жизнь; ритм общения претерпевает определённые изменения с возрастом: у детей, подростков и молодёжи наблюдается огромная потребность в общении, у людей же среднего возраста она уменьшается, а в пожилом возрасте снова возрастает.

Наши рекомендации