Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права

Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права

Программа
производственной практики

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Направленность (профиль) образовательной программы:

Без профиля/общий профиль

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва – 2017

С о с т а в и т е л ь – канд. юрид. наук, доц. Е.А. Осавелюк

– канд. юрид. наук, доц. М.А. Казарян

Программа производственной практики. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / сост. Е.А. Осавелюк, М.А. Казарян. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. – 26 с.

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511, Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383, и рассмотрена на заседании кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права 3 февраля 2017 г., протокол № 6.

Заведующий кафедрой – канд.юрид.наук, проф. Н.К. Потоцкий

Программа утверждена на заседании учебно-методического совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 22 февраля 2017 г.

© Осавелюк Е.А., Казарян М.А., 2017

Оглавление

1. Общие положения.. 4

1.1. Цель и задачи производственной практики. 4

1.2. Место практики в структуре образовательной программы бакалавриата 4

1.3. Требования к результатам прохождения практики. 5

1.4. Трудоемкость производственной практики. 5

2. Организация и руководство производственной практикой 6

2.1 Форма и место прохождения производственной практики. 6

2.2 Содержание и структура производственной практики. 7

3. Формы контроля прохождения практики.. 9

3.1. Состав отчетных документов об производственной практике. 9

3.2. Рекомендации по содержанию и оформлению отчета. 10

3.3. Фонд оценочных средств результатов прохождения практики. 11

3.4. Порядок проведения аттестации по итогам производственной практики и критерии оценки. 14

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 17

Приложение 1. Договор о прохождении практики. 21

Приложение 2. Титульный лист отчета. 23

Приложение 3. Индивидуальное задание. 24

Приложение 4. Дневник практики. 25

Приложение 5 Рецензия. 26

Приложение 6 Требования к отзыву о прохождении практики. 27

Общие положения

Требования к результатам прохождения практики

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями.

Компетентностная карта дисциплины

Индекс по ФГОС ВО Содержание компетенции
ОК-6 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
ОПК-6 Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности.
ПК-8 Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
ПК-10 Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения.
ПК-11 Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.
ПК-12 Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению.

Трудоемкость производственной практики

Виды работ Всего часов  
 
Проведение производственной практики, часы / зачетные единицы 216/6  
Форма контроля по итогам защиты отчета Дифференцированный зачет  

Сроки проведения производственной практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса. Продолжительность производственной практики составляет 4 недели.

Для студентов 2013 года набора заочно-блочной формы обучения, 2014 года набора очной и заочной по индивидуальному плану форм обучения и 2015 года набора очной формы обучения (продолжительность производственной практики составляет 6 недель):

Виды работ Всего часов  
 
Проведение производственной практики, часы / зачетные единицы 324/9  
Форма контроля по итогам защиты отчета Дифференцированный зачет  


Сроки проведения производственной практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса.

Организация и руководство производственной практикой

Содержание и структура производственной практики

Для руководства практикой, проводимой в институте, назначается руководитель (руководители) практики от института из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данного института.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу института, организующего проведение практики (далее – руководитель практики от института), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее – руководитель практики от профильной организации).

Руководитель практики от института:

- составляет рабочий график (план) проведения практики;

- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

Руководитель практики от профильной организации:

- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

- предоставляет рабочие места обучающимся;

- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить производственную практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Для студентов заочной форм обучения, работающих не по направлению подготовки, места практик определяются деканатом юридического факультета (директорами филиалов).

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

Требования к заполнению документов по практике

В дневник практики включается информация общего характера (фамилия, имя, отчество студента; вид практики и место и период ее прохождения, а также сведения, характеризующие содержание работы и отражающие выполнение им индивидуального задания. Дневник должен быть подписан руководителем практики от организации и, как правило, иметь печать данной организации.

Характеристика составляется и подписывается руководителем организации и, как правило, заверяется печатью организации.

3.3. Фонд оценочных средств результатов прохождения практики

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен продемонстрировать обладание следующими компетенциями:

Коды компетенций Название компетенции Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции Средства и технологии оценивания
ОК-6     Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.     Знает: - роль права как важнейшего социального института, общественной ценности и достояния цивилизации; - гуманистическую сущность права; - основы правовой культуры; - требования профессиональной этики юриста; цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора, социальную ответственность представителей юридической профессии; Умеет: - демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения; - дискутировать по правовым вопросам; - доказывать ценность права; - решать возникающие в процессе профессиональной деятельности разногласия в правовом поле; соблюдать этические и профессиональные стандарты поведения; составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций Владеет: – способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике  
ОПК-6 Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности. Знает: - как организовывать планирование, анализ, оценку своей учебно-познавательной деятельности; Умеет: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и осваиваемым сферам деятельности. Владеет: коммуникативными навыками, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, обеспечивающими успешную работу. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике  
ПК–8   Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.     Знает: - правовые категории «законность», «правопорядок», «безопасность» и их содержание; - систему и содержание норм, регламентирующих правоохранительную деятельность; - сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности; - систему и содержание норм регламентирующих порядок проверки заявлений и сообщений о преступлениях оперативно-розыскными средствами; - систему и содержание норм, регламентирующих порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий; - понятие и структуру предмета доказывания, его соотношение с пределами доказывания; - содержание процессов раскрытия и расследования преступлений; - порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике  
ПК-10   Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения. Знает: - основные теоретические проблемы правоохранительной деятельности; Умеет: - объяснить природу оперативно-розыскной деятельности как разновидности административной деятельности, осуществляемой в специфической сфере; - предложить теоретическое и нормативное решение проблем оперативно-розыскной деятельности. Владеет: - специальной терминологией; -навыком теоретического (доктринального) толкования норм, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, зачет  
ПК-11     Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.   Знает: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в данной отрасли права; - методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп, в том числе преступлений в сфере экономики. Умеет: - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - профессионально в пределах компетенции реагировать на нарушение закона; - давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам; -использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций. Владеет: - навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий; - навыками точной квалификации фактов и обстоятельств; - навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств; - методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, .зачет    
ПК-12   Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению.   Знает: - механизм государства, систему уголовного права, механизм и средства правового регулирования, реализации права. Умеет: -объяснить природу совершения противоправных действий, осуществляемых в специфической сфере; - предложить теоретическое и нормативное решение проблем профилактики и пресечения противоправной деятельности. Владеет: - специальной терминологией; - навыком теоретического (доктринального) толкования норм, регламентирующих правоохранительную деятельность. Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике    

Примеры контрольных заданий для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих формирование компетенций в процессе прохождения практики

При прохождении производственной практики, в зависимости от профиля организации (места практики) и в соответствии с индивидуальными заданиями, студенты:

1. Осуществляют подготовку писем, запросов, заключений, претензий и уведомлений, направляемых гражданам и в организации.

2. Готовят проекты исковых заявлений, возражений, отзывов, жалоб и иных процессуальных документов.

3. Делают обзор судебной практики по заданной тематике.

Шкала оценивания

Используется следующая шкала оценивания: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме зачета с дифференцированной оценкой.

Оценка Критерии оценки
«Отлично» - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены виды работ, выполненные студентом в течение всех дней производственной практики; - студент способен продемонстрировать новые, практикоориентированные знания, полученные им в ходе производственной практики; - студент способен изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время прохождения производственной практики; - студент подготовил отчёт о самостоятельной работе во время прохождения производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики; - ошибки и неточности отсутствуют; - к отчету прилагается достаточный материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики; - студент полностью или выполнил программу производственной практики.
«Хорошо» - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены виды работ, выполненные студентом в течение всех дней производственной практики; - студент способен продемонстрировать определенные знания, полученные им при прохождении производственной практики; - студент способен с незначительными ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики с некоторыми несущественными замечаниями; - в ответе отсутствуют грубые ошибки и неточности; - к отчету прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики, но в незначительном количестве; - студент по большей части выполнил программу производственной практики.
«Удовлетворительно» - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены не все виды работ, выполненные студентом в течение производственной практики; - студент способен с затруднениями продемонстрировать новые приобретенные знания, навыки, полученные им в ходе производственной практики; - студент способен с заметными ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики, однако к отчёту были замечания; - в ответе имеются грубые ошибки (не более 2-х) и неточности; - к отчету не прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики, но в отчете отражена работа с документами; - студент более чем наполовину выполнил программу производственной практики.
«Неудовлетворительно» - студент имеет заполненный с грубыми нарушениями дневник, в котором отражены не все виды работ, выполненные студентом в течение производственной практики, или не имеет заполненного дневника; - студент не способен продемонстрировать новые практикоориенториванные знания или навыки, полученные в ходе производственной практики. - студент способен со значительными, грубыми ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики или не способен изложить их; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики в объеме ниже требуемого данной программой или не подготовил отчет; - студент не защитил отчёт о прохождении производственной практики; - в ответе имеются грубые ошибки. - к отчету не прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики и из отчета работа с таким материалом не усматривается; - студент не выполнил программу производственной практики.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение
практики

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Договор о прохождении практики

ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

«_____» __________ 201_ г. г. Москва

Образовательное частное учреждение высшего образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова», именуемое в дальнейшем СТОРОНА 1, в лице Ректора Потоцкого Николая Карловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________________________________________

_________________________________________________________________________,

в лице_________________________________________________________________, действующего на основании _____________________________________________, именуемое в дальнейшем СТОРОНА 2, с другой стороны (далее вместе именуемые СТОРОНЫ), заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Предмет Договора

СТОРОНЫ принимают в течение срока действия настоящего Договора меры по объединению усилий и реализации научного и профессионального потенциала,
с целью приобщения обучающихся в вузе к практической трудовой деятельности (далее – практика) по специальности/направлению «Юриспруденция».

Обязанности Сторон

2.1. СТОРОНА 1:

2.1.1.Своевременно, не позднее чем за месяц до начала практики, сообщает СТОРОНЕ 2, календарные сроки проведения практики.

2.1.2.Своевременно, не позднее чем за две недели до начала практики, сообщает в СТОРОНЕ 2согласованный списочный состав обучающихся, направляемых на практику.

2.1.3. До начала практики проводит организационное собрание обучающихся, посвященное ознакомлению с задачами практики в соответствии с рабочими программами по практике, требованиями к трудовой дисциплине во время прохождения практики, требованиями по ведению дневника практики и оформлению отчета о практике.

2.1.4. Закрепляет за обучающимися руководителей практики из числа преподавателей.

2.2. СТОРОНА 2:

2.2.1. Предоставляет обучающимся оснащенные места для прохождения практики.

2.2.2. Назначает из персонала или квалифицированных работников руководителей практики.

2.2.3. По итогам прохождения практики в последний день практики выдает характеристику обучающимся

Права Сторон

3.1. СТОРОНА 1 имеет право:

3.1.1. Осуществлять оперативный контроль над выполнением программы практики обучающихся.

3.1.2. Представлять СТОРОНЕ 2 на рассмотрение предложения по корректировке программы практики, корректировать списочный состав обучающихся, оправленных на практику.3.1.3. Приглашать сотрудников СТОРОНЫ 2 для участия в мероприятиях, организуемых Учебным заведением (конференции, «круглые столы», защиты дипломных или магистрских работ и др.)

3.2. СТОРОНА 2 имеет право:

3.2.1. Оформить с лицом, проходящим практику, соответствующие документы в части неразглашения конфиденциальной информации.

3.2.2. Отказать в дальнейшем прохождении практики обучающемуся в случае однократного грубого нарушения им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины с незамедлительным уведомлением СТОРОНЫ 1.

3.2.3.Участвовать в научно-методической деятельности и совместных проектах по приглашению СТОРОНЫ 1.

3.2.4. Рассматривать вопрос о трудоустройстве студентов (выпускников).

Срок действия Договора

6.1. Настоящий договор заключен на срок 5 лет. Договор вступает в силу после его подписания СТОРОНАМИ.

6.2. Если СТОРОНЫ не заявят в письменной форме о прекращении действия договора за 1 месяц до истечения указанного срока, он считается пролонгированным на неопределенный срок.

6.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.

ОТЧЕТ

о прохождении производстенной практики

студентом ____________________ курса _______________ формы обучения

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

_________________________________________________________________

Ф.И.О.

Руководитель практики

____________________________

ФИО

Москва 201_ г.

Приложение 3. Индивидуальное задание

Дневник

РЕЦЕНЗИЯ

Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права

Программа
производственной практики

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Наши рекомендации