Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права
Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права
Программа
производственной практики
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Направленность (профиль) образовательной программы:
Без профиля/общий профиль
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Москва – 2017
С о с т а в и т е л ь – канд. юрид. наук, доц. Е.А. Осавелюк
– канд. юрид. наук, доц. М.А. Казарян
Программа производственной практики. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр / сост. Е.А. Осавелюк, М.А. Казарян. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. – 26 с.
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511, Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383, и рассмотрена на заседании кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права 3 февраля 2017 г., протокол № 6.
Заведующий кафедрой – канд.юрид.наук, проф. Н.К. Потоцкий
Программа утверждена на заседании учебно-методического совета ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 22 февраля 2017 г.
© Осавелюк Е.А., Казарян М.А., 2017
Оглавление
1. Общие положения.. 4
1.1. Цель и задачи производственной практики. 4
1.2. Место практики в структуре образовательной программы бакалавриата 4
1.3. Требования к результатам прохождения практики. 5
1.4. Трудоемкость производственной практики. 5
2. Организация и руководство производственной практикой 6
2.1 Форма и место прохождения производственной практики. 6
2.2 Содержание и структура производственной практики. 7
3. Формы контроля прохождения практики.. 9
3.1. Состав отчетных документов об производственной практике. 9
3.2. Рекомендации по содержанию и оформлению отчета. 10
3.3. Фонд оценочных средств результатов прохождения практики. 11
3.4. Порядок проведения аттестации по итогам производственной практики и критерии оценки. 14
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики 17
Приложение 1. Договор о прохождении практики. 21
Приложение 2. Титульный лист отчета. 23
Приложение 3. Индивидуальное задание. 24
Приложение 4. Дневник практики. 25
Приложение 5 Рецензия. 26
Приложение 6 Требования к отзыву о прохождении практики. 27
Общие положения
Требования к результатам прохождения практики
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями.
Компетентностная карта дисциплины
Индекс по ФГОС ВО | Содержание компетенции |
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
ОПК-6 | Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности. |
ПК-8 | Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. |
ПК-10 | Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения. |
ПК-11 | Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. |
ПК-12 | Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению. |
Трудоемкость производственной практики
Виды работ | Всего часов | |
Проведение производственной практики, часы / зачетные единицы | 216/6 | |
Форма контроля по итогам защиты отчета | Дифференцированный зачет |
Сроки проведения производственной практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса. Продолжительность производственной практики составляет 4 недели.
Для студентов 2013 года набора заочно-блочной формы обучения, 2014 года набора очной и заочной по индивидуальному плану форм обучения и 2015 года набора очной формы обучения (продолжительность производственной практики составляет 6 недель):
Виды работ | Всего часов | |
Проведение производственной практики, часы / зачетные единицы | 324/9 | |
Форма контроля по итогам защиты отчета | Дифференцированный зачет |
Сроки проведения производственной практики определяются учебным планом и графиком учебного процесса.
Организация и руководство производственной практикой
Содержание и структура производственной практики
Для руководства практикой, проводимой в институте, назначается руководитель (руководители) практики от института из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу данного института.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу института, организующего проведение практики (далее – руководитель практики от института), и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее – руководитель практики от профильной организации).
Руководитель практики от института:
- составляет рабочий график (план) проведения практики;
- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
Руководитель практики от профильной организации:
- согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить производственную практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
Для студентов заочной форм обучения, работающих не по направлению подготовки, места практик определяются деканатом юридического факультета (директорами филиалов).
Обучающиеся в период прохождения практики:
- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.
Требования к заполнению документов по практике
В дневник практики включается информация общего характера (фамилия, имя, отчество студента; вид практики и место и период ее прохождения, а также сведения, характеризующие содержание работы и отражающие выполнение им индивидуального задания. Дневник должен быть подписан руководителем практики от организации и, как правило, иметь печать данной организации.
Характеристика составляется и подписывается руководителем организации и, как правило, заверяется печатью организации.
3.3. Фонд оценочных средств результатов прохождения практики
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен продемонстрировать обладание следующими компетенциями:
Коды компетенций | Название компетенции | Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции | Средства и технологии оценивания |
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | Знает: - роль права как важнейшего социального института, общественной ценности и достояния цивилизации; - гуманистическую сущность права; - основы правовой культуры; - требования профессиональной этики юриста; цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора, социальную ответственность представителей юридической профессии; Умеет: - демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения; - дискутировать по правовым вопросам; - доказывать ценность права; - решать возникающие в процессе профессиональной деятельности разногласия в правовом поле; соблюдать этические и профессиональные стандарты поведения; составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций Владеет: – способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике |
ОПК-6 | Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности. | Знает: - как организовывать планирование, анализ, оценку своей учебно-познавательной деятельности; Умеет: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и осваиваемым сферам деятельности. Владеет: коммуникативными навыками, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, обеспечивающими успешную работу. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике |
ПК–8 | Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. | Знает: - правовые категории «законность», «правопорядок», «безопасность» и их содержание; - систему и содержание норм, регламентирующих правоохранительную деятельность; - сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности; - систему и содержание норм регламентирующих порядок проверки заявлений и сообщений о преступлениях оперативно-розыскными средствами; - систему и содержание норм, регламентирующих порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий; - понятие и структуру предмета доказывания, его соотношение с пределами доказывания; - содержание процессов раскрытия и расследования преступлений; - порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике |
ПК-10 | Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения. | Знает: - основные теоретические проблемы правоохранительной деятельности; Умеет: - объяснить природу оперативно-розыскной деятельности как разновидности административной деятельности, осуществляемой в специфической сфере; - предложить теоретическое и нормативное решение проблем оперативно-розыскной деятельности. Владеет: - специальной терминологией; -навыком теоретического (доктринального) толкования норм, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, зачет |
ПК-11 | Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. | Знает: - основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в данной отрасли права; - методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп, в том числе преступлений в сфере экономики. Умеет: - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; - профессионально в пределах компетенции реагировать на нарушение закона; - давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам; -использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций. Владеет: - навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий; - навыками точной квалификации фактов и обстоятельств; - навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств; - методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, .зачет |
ПК-12 | Способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению. | Знает: - механизм государства, систему уголовного права, механизм и средства правового регулирования, реализации права. Умеет: -объяснить природу совершения противоправных действий, осуществляемых в специфической сфере; - предложить теоретическое и нормативное решение проблем профилактики и пресечения противоправной деятельности. Владеет: - специальной терминологией; - навыком теоретического (доктринального) толкования норм, регламентирующих правоохранительную деятельность. | Собеседование, оценка устного ответа и выполнения индивидуального задания, дифференцированный зачет по итогам защиты отчета по практике |
Примеры контрольных заданий для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих формирование компетенций в процессе прохождения практики
При прохождении производственной практики, в зависимости от профиля организации (места практики) и в соответствии с индивидуальными заданиями, студенты:
1. Осуществляют подготовку писем, запросов, заключений, претензий и уведомлений, направляемых гражданам и в организации.
2. Готовят проекты исковых заявлений, возражений, отзывов, жалоб и иных процессуальных документов.
3. Делают обзор судебной практики по заданной тематике.
Шкала оценивания
Используется следующая шкала оценивания: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме зачета с дифференцированной оценкой.
Оценка | Критерии оценки |
«Отлично» | - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены виды работ, выполненные студентом в течение всех дней производственной практики; - студент способен продемонстрировать новые, практикоориентированные знания, полученные им в ходе производственной практики; - студент способен изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время прохождения производственной практики; - студент подготовил отчёт о самостоятельной работе во время прохождения производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики; - ошибки и неточности отсутствуют; - к отчету прилагается достаточный материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики; - студент полностью или выполнил программу производственной практики. |
«Хорошо» | - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены виды работ, выполненные студентом в течение всех дней производственной практики; - студент способен продемонстрировать определенные знания, полученные им при прохождении производственной практики; - студент способен с незначительными ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики с некоторыми несущественными замечаниями; - в ответе отсутствуют грубые ошибки и неточности; - к отчету прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики, но в незначительном количестве; - студент по большей части выполнил программу производственной практики. |
«Удовлетворительно» | - студент имеет заполненный дневник, в котором отражены не все виды работ, выполненные студентом в течение производственной практики; - студент способен с затруднениями продемонстрировать новые приобретенные знания, навыки, полученные им в ходе производственной практики; - студент способен с заметными ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики; - студент защитил отчёт о прохождении производственной практики, однако к отчёту были замечания; - в ответе имеются грубые ошибки (не более 2-х) и неточности; - к отчету не прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики, но в отчете отражена работа с документами; - студент более чем наполовину выполнил программу производственной практики. |
«Неудовлетворительно» | - студент имеет заполненный с грубыми нарушениями дневник, в котором отражены не все виды работ, выполненные студентом в течение производственной практики, или не имеет заполненного дневника; - студент не способен продемонстрировать новые практикоориенториванные знания или навыки, полученные в ходе производственной практики. - студент способен со значительными, грубыми ошибками изложить ключевые понятия о явлениях и процессах, наблюдаемых во время производственной практики или не способен изложить их; - студент подготовил отчёт о прохождении производственной практики в объеме ниже требуемого данной программой или не подготовил отчет; - студент не защитил отчёт о прохождении производственной практики; - в ответе имеются грубые ошибки. - к отчету не прилагается материал (образцы документов), собранный при прохождении производственной практики и из отчета работа с таким материалом не усматривается; - студент не выполнил программу производственной практики. |
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение
практики
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Договор о прохождении практики
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
«_____» __________ 201_ г. г. Москва
Образовательное частное учреждение высшего образования «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова», именуемое в дальнейшем СТОРОНА 1, в лице Ректора Потоцкого Николая Карловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________________________________________
_________________________________________________________________________,
в лице_________________________________________________________________, действующего на основании _____________________________________________, именуемое в дальнейшем СТОРОНА 2, с другой стороны (далее вместе именуемые СТОРОНЫ), заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Предмет Договора
СТОРОНЫ принимают в течение срока действия настоящего Договора меры по объединению усилий и реализации научного и профессионального потенциала,
с целью приобщения обучающихся в вузе к практической трудовой деятельности (далее – практика) по специальности/направлению «Юриспруденция».
Обязанности Сторон
2.1. СТОРОНА 1:
2.1.1.Своевременно, не позднее чем за месяц до начала практики, сообщает СТОРОНЕ 2, календарные сроки проведения практики.
2.1.2.Своевременно, не позднее чем за две недели до начала практики, сообщает в СТОРОНЕ 2согласованный списочный состав обучающихся, направляемых на практику.
2.1.3. До начала практики проводит организационное собрание обучающихся, посвященное ознакомлению с задачами практики в соответствии с рабочими программами по практике, требованиями к трудовой дисциплине во время прохождения практики, требованиями по ведению дневника практики и оформлению отчета о практике.
2.1.4. Закрепляет за обучающимися руководителей практики из числа преподавателей.
2.2. СТОРОНА 2:
2.2.1. Предоставляет обучающимся оснащенные места для прохождения практики.
2.2.2. Назначает из персонала или квалифицированных работников руководителей практики.
2.2.3. По итогам прохождения практики в последний день практики выдает характеристику обучающимся
Права Сторон
3.1. СТОРОНА 1 имеет право:
3.1.1. Осуществлять оперативный контроль над выполнением программы практики обучающихся.
3.1.2. Представлять СТОРОНЕ 2 на рассмотрение предложения по корректировке программы практики, корректировать списочный состав обучающихся, оправленных на практику.3.1.3. Приглашать сотрудников СТОРОНЫ 2 для участия в мероприятиях, организуемых Учебным заведением (конференции, «круглые столы», защиты дипломных или магистрских работ и др.)3.2. СТОРОНА 2 имеет право:
3.2.1. Оформить с лицом, проходящим практику, соответствующие документы в части неразглашения конфиденциальной информации.
3.2.2. Отказать в дальнейшем прохождении практики обучающемуся в случае однократного грубого нарушения им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины с незамедлительным уведомлением СТОРОНЫ 1.
3.2.3.Участвовать в научно-методической деятельности и совместных проектах по приглашению СТОРОНЫ 1.
3.2.4. Рассматривать вопрос о трудоустройстве студентов (выпускников).
Срок действия Договора
6.1. Настоящий договор заключен на срок 5 лет. Договор вступает в силу после его подписания СТОРОНАМИ.
6.2. Если СТОРОНЫ не заявят в письменной форме о прекращении действия договора за 1 месяц до истечения указанного срока, он считается пролонгированным на неопределенный срок.
6.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
ОТЧЕТ
о прохождении производстенной практики
студентом ____________________ курса _______________ формы обучения
направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
_________________________________________________________________
Ф.И.О.
Руководитель практики
____________________________
ФИО
Москва 201_ г.
Приложение 3. Индивидуальное задание
Дневник
РЕЦЕНЗИЯ
Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права
Программа
производственной практики
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция