Ii. предпринимательская среда

Целью данного раздела является ознакомление студентов со средой предпринимательской деятельности. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики в целом и по отраслям.

Возникновение в России различных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств – все это свидетельствует о формировании рыночных отношений.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важных условий.

Лабораторная работа выполняется на основании исходных данных по варианту, соответствующему порядковому номеру студента, а также методических указаний и рекомендованной литературы.

ЗАДАЧА 1

Определите перечень товаров, которые могут быть включены в план производства предприятия, если предприятие исходя из действующих производственных мощностей может выпускать семь наименований товара с уровнем конкурентоспособности: ОКС1, ОКС2,,ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7. Уровень конкурентоспособности у товаропроизводителей аналогичной продукции: ОКСi1,ОКС2i, ОКС3i, ОКС4i, ОКС5i, ОКС6i, ОКС7i.

Исходные данные приведены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень конкурентоспособности Вариант
1,11 2,12 3,13 4,14 5,15 6,16 7,17 8,18 9,19 10,20
ОКС1 0,214 0,220 0,202 0,220 0,232 0,215 0,217 0,209 0,213 0,222
ОКС2 0,236 0,224 0,215 0,235 0,228 0,226 0,210 0,218 0,225 0,231
ОКС3 0,251 0,247 0,224 0,232 0,253 0,248 0,255 0,249 0,236 0,239
ОКС4 0,264 0,251 0,252 0,238 0,242 0,246 0,253 0,259 0,256 0,249
ОКС5 0,281 0,274 0,241 0,264 0,275 0,279 0,254 0,269 0,248 0,271
ОКС6 0,297 0,320 0,289 0,285 0,294 0,291 0,288 0,289 0,278 0,290
ОКС7 0,315 0,304 0,300 0,295 0,299 0,296 0,314 0,301 0,310 0,309
ОКСi1 0,212 0,218 0,200 0,218 0,240 0,210 0,215 0,224 0,220 0,218
ОКС2i 0,240 0,239 0,214 0,230 0,232 0,200 0,218 0,234 0,209 0,242
ОКС3i 0,256 0,229 0,261 0,240 0,238 0,251 0,242 0,252 0,229 0,,242
ОКС4i 0,258 0,241 0,245 0,235 0,244 0,238 0,261 0,246 0,259 0,241
ОКС5i 0,280 0,269 0,252 0,257 0,280 0,274 0,260 0,263 0,253 0,267
ОКС6i 0,290 0,290 0,276 0,269 0,310 0,288 0,294 0,269 0,283 0,287
ОКС7i 0,318 0,305 0,320 0,288 0,302 0,289 0,322 0,289 0,303 0,312
                                           

Методические указания

Конкурентоспособность производства и продукции – основа формирования производственной программы. Необходимо в план производства включить продукцию, уровень конкурентоспособности которой превышает аналогичный показатель у товаропроизводителя – конкурента: ОКС1 >ОКСi1.

ЗАДАЧА 2

На основании данных табл. 2 определите величину спроса, ценовую эластичность спроса и изменение выручки, если ежемесячный спрос составляет Qi, а цена соответственно Цi

Методические указания

Величина спроса – это потенциальная выручка, которая определяется как произведение цены изделия (Ц) на спрос(Q). Общая величина спроса – это сумма частных величин спроса, т.е.

Ii. предпринимательская среда - student2.ru Ii. предпринимательская среда - student2.ru ,

где n– количество изделий.

Эластичность спроса – это соотношение цены и объема реализации, когда потери, возникающие в результате снижения цен (или объема реализации), покрываются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Спрос неэластичен, когда потери превышают дополнительную выручку. При единичной эластичности, т.е. когда коэффициент эластичности равен единице, потери равны дополнительной выручке. При коэффициенте эластичности, превышающем единицу, выручка растет. Эластичность может быть выражена как отношение темпов относительного изменения объема реализации к темпам относительного изменения цен, т. е. Ii. предпринимательская среда - student2.ru .

При укрупненной оценке Ii. предпринимательская среда - student2.ru = Ii. предпринимательская среда - student2.ru , при условии если Ii. предпринимательская среда - student2.ru > Ii. предпринимательская среда - student2.ru , Ii. предпринимательская среда - student2.ru < Ii. предпринимательская среда - student2.ru .

При укрупненной Ii. предпринимательская среда - student2.ru Ii. предпринимательская среда - student2.ru < Ii. предпринимательская среда - student2.ru , Ii. предпринимательская среда - student2.ru > Ii. предпринимательская среда - student2.ru .

Ii. предпринимательская среда - student2.ru = Ii. предпринимательская среда - student2.ru ,

где Ii. предпринимательская среда - student2.ru , Ii. предпринимательская среда - student2.ru – годовой объем реализации новый и старый, шт.;

Ii. предпринимательская среда - student2.ru , Ii. предпринимательская среда - student2.ru – цена реализации новая и старая, руб.;

Q, Ц – изменение объема реализации и цены. Данные показатели могут быть положительными и отрицательными ( Ii. предпринимательская среда - student2.ru . При расчете темпов изменения прироста эти показатели принимаются с положительным знаком независимо от фактически полученного знака.




Таблица 2

Величина спроса (Qi. ) шт., и ценовая эластичность спроса (Цi) руб. Вариант
1,11 2,12 3,13 4,14 5,15 6,16 7,17 8,18 9,19 10,20
Q1
Q2
Q3
Q4
Q5
Ц1
Ц2
Ц3
Ц4
Ц5
                             

III. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Целью этого раздела является ознакомление студентов с факторами производственной деятельности на предприятии ( в отрасли), методами описания производственной функции предприятия, определения эффекта роста масштаба производства, выбора оптимальной технологии производства.

ЗАДАЧА 3

На основании производственной сетки графически изобразить производственную функцию предприятия в виде карты изоквант.

Методические указания

Изокванта – это кривая, отражающая все различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции.

В задаче упрощенно предполагается наличие только двух факторов производства – труда и капитала, что позволяет изображать изокванты на плоскости.

Карта изоквант – это ряд изоквант, отображающий максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства.

Исходные данные для решения задачи помещены в табл. 4.

Студент должен выбрать данные, соответствующие своему варианту, на основании табл. 3.

Для каждого объема выпуска продукции, встречающегося в данных соответствующего варианта, строится изокванта.

Величина капитала откладываются по вертикальной оси, а затраты труда по горизонтальной.

Таблица 3

Варианты производственных сеток

Вариант Номера строк в табл.4 Номера столбцов в табл.4
1,11 1 - 6 1 - 5
2,12 2 - 7 2 - 6
3,13 3 - 8 3 - 7
4,14 4 - 9 4 - 8
5,15 5 -10 5 - 9
6,16 1 - 6 6 - 10
7,17 2 - 7 1 - 5
8,18 3 - 8 2 - 6
9,19 4 - 9 3 - 7
10,20 5 - 10 4 - 8

Таблица 4

Наши рекомендации