Личные (психологические) цели

Личные цели собственника лежат в области его психологии и базируются на потребности в саморазвитии, общественном признании, положении в своей социальной группе и т.п.. Это самые сложные для выявления и формализации цели, потому что, как правило, человек предпочитает о них не говорит. Выражаться они могут, например, как «хочу стать самым известным на рынке продавцом алкогольных напитков, при этом финансовые цели не интересны - главное чтобы мы не работали в убыток». Такую цель желательно привести к более формализованной цели, например «Захват заданного процента рынка».

Для полной формализации цели необходимо задать показатели ее достижения. Показатель определяет, насколько мы приблизились к выполнению цели. Например, если поставлена цель «Генерация заданного уровня прибыли в квартал», то показателем достижения этой цели будет «Прибыль в квартал». Показатели должны:

быть измеримыми;

иметь заданные целевые значения.

Определившись с наивысшей целью, необходимо разработать стратегию ее достижения – стратегию организации.

Стратегия– совокупность взаимосвязанных мероприятий и решений, определяющих приоритетные направления затрат ресурсов и усилий предприятия по достижению заранее определенных и согласованных с собственником целей. Стратегия дает ответ на вопрос, как добиться поставленных целей. (Принципы разработки стратегии опускаем, эта тема достаточно освещена в литературе).

Из стратегии должны следовать основные требования к системе управления:

стратегические цели, являющиеся декомпозицией наивысшей цели организации (количество уровней зависит от детальности проработки стратегии), целевые значения показателей для определения верхнего уровня системы целей организации.

уровни управления (монопредпрятие, холдинг - управляющая компания и набор производственных единиц, корпоративный центр – набор холдингов) – для определения верхнего уровня организационной структуры организации.

Основные элементы системы управления. Управлять – значит приводить объект управления в целевое состояние. Исходя из этого определения можно выделить основные элементы системы управления организацией. Необходимо помнить, что при проектировании системы управления должен быть провозглашен примат деятельности над организационной структурой. Иными словами, в ходе проектирования дается ответ не на вопросы «что делает то или иное подразделение», а «что должно делаться для достижения той или иной цели и кем».

В качестве примера рассмотрим набор типовых объектов управления и подход к выделению бизнес-процессов верхнего уровня.

Любая организация должна управлять следующими основными объектами:

Собственник

Потребитель

Продукт

Техпроцесс (производственный процесс, процесс оказания услуги)

Поставщик

Производственно-технологическое оборудование

Инженерно-техническая инфраструктура

Рабочая сила (персонал)

Капитал

Следует отметить, что на ранних фазах развития организации управление некоторыми объектами имеет низкое значение (например, собственником, если он является первым лицом компании, т.е. находится внутри системы управления), такие объекты могут не рассматриваться для упрощения проектирования системы управления, но это не значит, что они в принципе отсутствуют. В некоторых случаях могут появляться и другие объекты управления (например, сама система управления, если говорить о потребности в периодическом приведении ее к новому более эффективному для реализации стратегии состоянию).

Регламентирующая и методическая документация.Разработанные элементы системы управления необходимо зафиксировать в регламентирующей документации для обеспечения необходимого уровня формализации. Полученные документы используются как рабочая документация сотрудников и для проведения аудитов

Выделяются три основных вида регламентирующей документации

- Регламенты бизнес-процессов (в т.ч. регламенты процедур, используемые в Business Studio).

- Положения о подразделениях

- Должностные инструкции

Дополнительно к перечисленным видам документации могут применять методики, формализующие алгоритмы и правила выполнения отдельных работ. Они используются в тех случаях, когда заранее известно, что при выполнении определенного вида работы должны использоваться только одни и те же правила. Методики позволяют сделать наиболее критичные и важные работы человеконезависимыми – при смене сотрудника работа будет выполняться одинаково.

Business Studio позволяет осуществлять выполнение следующих этапов по проектированию системы управления:

Формирование верхнего уровня системы целей и показателей

- Разработка модели бизнес-процессов, формирование нижнего уровня системы целей и показателей

- Проектирование организационной структуры

- Формирование регламентирующей документации

Также Business Studio может быть использована в проекте автоматизации системы управления – в части разработки технического задания на автоматизацию и формирования инструкций пользователям.

Порядок использования Business Studio для выполнения работ по проектированию системы управления организацией изложен в следующих разделах.

Проектирование системы целей и показателей. Система целей компании показывает, что должна достигнуть компания в целом (стратегические цели) и как стратегия будет реализовываться на операционном уровне (операционные цели или цели деятельности). Business Studio поддерживает три подхода к формированию системы целей и показателей:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Организационное проектирование системы управления предприятием

2. Анализ действующей системы управления предприятием

3. Проектирование системы управления предприятием

4. Оценка эффективности спроектированной системы управления

5. Интегрированные организационно-производственные структуры

6. Понятие интегрированных организационно-производственных структур

7. Оценка эффективности деятельности интегрированных организационно-производственных структур

  1. Разработка концепции деятельности организции.
  2. Разработка технико-экономического обоснования проекта.
  3. Проектирование организационной структуры управления: выбор вида оргструктуры, определение взаимосвязей между структурными элементами, оптимизация организационной структуры управления.
  4. Механистические организационные структуры.
  5. Гибкие организационные структуры.
  6. Формулировка заданий, определение путей выполнения, контроль за исполнением.
  7. Инструменты стандартизации трудового процесса: должностные инструкции, правила, директивы.
  8. Рациональный подход в децентрализации: позитивные и негативные последствия.
  9. Функции штабных и линейных руководителей.
  10. Проектирование производственной системы предприятия, оценка ее эффективности.
  11. Проектирование системы управления организации, оценка ее эффективности.
  12. Разработка проекта расстановки кадров.
  13. Этапы создания и реализации инновационных проектов.

21. Нормативно-методическое обеспечение организационного проектирования.

Наши рекомендации