Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели

Все теоретические построения, изложенные в данной работе, базируются на предположении о совершенном характере конкуренции, состоящем в том, что все домашние хозяйства и предприятия действуют в соответствии с рыночными ценами. Иными словами, речь идет о параметрической системе цен.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются, принимая такую предпосылку, являются следующие: каким образом на рынке с совершенной конкуренцией достигается равновесие спроса и предложения, как устанавливаются рыночные цены, как определяется объем торговых операций – количества сделок. Именно этой теме – изучению процесса рыночного регулирования и посвящен данный раздел.

В графическом изображении процесс рыночного регулирования представим в виде модели, которую называют паутинообразной. При рассмотрении важно ввести некоторые допущения. Для этой модели требуется построить функцию предложения, допуская, что имеется один продукт и изменяться может только его цена, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на данный товар (цены на другие товары, основные производственные фонды, характер применяемой технологии, налоги и дотации, природно-климатические условия) остаются неизменными. Следовательно, предложение будет зависеть от объема товара (Q) и цены (P): Q = S (p) .

Особенностью данной функции предложения является то, что для многих видов товаров она монотонно возрастает (S’(p)>0). Рост предложения при увеличении цены можно объяснить тем, что увеличивается оптимальный объем выпуска товара, а так же тем, что для производства высокорентабельного товара в отрасль включаются новые предприятия. При этом кривая предложения представляет собой геометрическое место точек – минимумов линий постоянной прибыли (линия S на рис.7.16).

Следующая используемая функция – это функция спроса, которая имеет вид: Q = D (p) .

В случае, когда потребитель предъявляет спрос на определенный товар, исходя из своих предпочтений и бюджетных ограничений, если может изменяться только цена товара, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на него (цены других товаров, денежный доход, накопленные сбережения и т.п.), остаются неизменными. Характерная особенность этой функции – ее монотонное убывание для многих видов товаров, при этом ее график представляет собой геометрическое место точек, в которых цена принимает максимально возможное значение на линиях постоянной полезности.

 
 
Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru Паутинообразная модель динамики рыночных цен. Допущения и основные составляющие модели - student2.ru

Рис.7.16. Графики функций спроса и предложения

Функции спроса и предложения являются основными составляющими модели рынка товаров, поскольку они – по предположению – представляют собой решения оптимизационных задач, которые возникают перед участниками – покупателями и товаропроизводителями.

Пересечение графиков спроса и предложения происходит в точке равновесия (точка А на рис.7.16.), а соответствующая этой точке цена Рe называется равновесной. Если цена на рынке выше равновесной, то предложение превышает спрос и возникает затоваривание. В этой ситуации товаропроизводители (продавцы) многих видов товаров готовы пойти на снижение цены с целью привлечения большего числа покупателей (например, если речь идет о скоропортящихся товарах). Следовательно, при значениях цены выше равновесной происходит давление на нее в сторону уменьшения.

Если же цена на рынке ниже равновесной, то спрос превышает предложение, и товар становится дефицитным. В этой ситуации часть покупателей готова заплатить за товар более высокую цену, но снизить риск и с уверенностью приобрести товар (например, если образуется очередь покупателей, то стоящие в ее конце могут не получить товара). Таким образом, при значениях цены ниже равновесной происходит давление на нее в сторону увеличения. Эти две тенденции приводят к тому, что на рынках многих видов товаров, как правило, устанавливается равновесие, при котором спрос равен предложению.

В силу свойств кривых спроса и предложения равновесное решение является устойчивым в том смысле, что если цена строго фиксирована и равна равновесной, то товаропроизводитель, максимизируя прибыль, поставляет на рынок товар в количестве S(pe)=Qe; одновременно потребитель, стремясь максимизировать полезность, предъявляет спрос D(pe)=Qe. При установлении на рынке совершенной конкуренции равновесной цены объем товаров, предлагаемый товаропроизводителем и доставляющий ему максимум прибыли по данной цене, в точности равен спросу потребителя.

Динамические неравновесные модели рынка используются для анализа изменения переменных (цена, спрос, предложение) во времени в случае, когда цена в начальный момент отличается от равновесной. При этом процесс установления равновесной цены может быть описан различными моделями при использовании одних и тех же функций спроса и предложения.

Итак, переменные на промежутке времени (t,t+1) принимаются неизменными. Следовательно, последовательным интервалам времени (t,t+1) соответствуют значения цены Рt, спроса Dt и предложения St. В зависимости от используемых гипотез в дискретной модели динамики цен происходит либо запаздывание предложения – в этом случае приходим к процессу:

S(P t+1 ) = D(Pt),

либо запаздывание спроса – в этом случае получаем процесс:

D(Pt+1) = S(Pt ).

В обоих случаях соответствующий итерационный процесс изображается в виде паутины, которая «намотана» на кривые спроса и предложения. Это дало основание для общего названия дискретных динамических моделей.

Дискретные модели с запаздыванием спроса представляют больший интерес потому, что в них более последовательно, чем в непрерывных, отражаются процедуры принятия решений.

Наши рекомендации