Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители;
- поставщики;
- капиталисты;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)
Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
Само название курса «Основы менеджмента» говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, фундамент для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое - производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).
Таблица 1.1
Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
Экономика предприятия | Внутренняя среда |
Эконом. география | Внешняя среда |
Эконом. статистика | Внешняя среда |
Макроэкономика | Внешняя среда |
Финансы, денежное обращение и кредит | Внешняя среда - капитал - финансовое управление |
Налоговая система | Финансовое управление - государство |
Рынок ценных бумаг | Внешняя среда |
Банковская деятельность | Капитал - финансовое управление |
Организация производства | Общее управление -производство -поставщики |
Основы менеджмента | Общее управление - другие внутренние сферы -внешняя среда |
Стратегический менеджмент | Общее управление - внешняя среда |
Инновационный менеджмент | Общее управление - НИОКР - маркетинг |
Маркетинг | Общее управление - маркетинг - потребители |
Управление персоналом | Общее управление - другие сферы внутренней среды - рабсила |
Окончание табл. 1.1
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
ЭМММ | Общее управление |
Логистика | Поставщики - общее управление – маркетинг – потребители |
Бухучет, АХД | Общее управление - финансовое управление |
Правоведение, хозяйственное право | Общее управление - государство, поставщики, потребители |
С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5).
Рис. 5. Области «кольца управления», перекрываемые дисциплинами
специальности «Менеджмент»