Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

Рыночная система

Рынок

Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот оке товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и поку­пателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда­лось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз­начает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количествен­ных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэто­му рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. 1гап5асйоп — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как спе­цифическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об­щественного разделения труда производителями, каждый из кото­рых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен­ные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко­номных методов производства и наиболее эффективному использо­ванию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важ­ную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении рав­новесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть по­требительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены

на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовер­шенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процес­се как личного, так и безличного контакта (см. рис. 3—1).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка,
которая является объектом нашего изучения в данной главе. Позд­нее будут рассмотрены и другие, более сложные формы.

Трансакционные издержки

Одна из главных проблем функционирования рынка — это проблема трансакционных издержек (transaction cost) — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического по­ведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной .экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях эконо­мическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях про­давца входит в издержки поиска информации и ведения перегово­ров. Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер (классификация А. Оноре).

Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа после публикации работы Р. Коуза "Проблема социальных издержек" (1960). Удельный вес трансакци­онных издержек особенно велик в обществе, где права собствен­ности слабо определены (специфицированы). Такие условия ха­рактерны для стран, осуществляющих переход к рыночной эконо­мике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отноше­ний создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема мини­мизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. По­следнее направление, как считают многие современные исследо­ватели, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интере­сов всех и каждого.

Спрос и предложение

Кривая спроса

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованно­го) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand). Эта зависи­мость количества проданных благ от уровня цен может быть изо­бражена графически. Кривая спроса (demand curve) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—2).

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f(Р),

где QD — величина спроса (demand);

Р — цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Функция спроса

Функция спроса (demand function) —функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

(3.1)
Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = а (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD — спрос;

Р — цена;

I — доход;

Z — вкусы;

W — ожидания (waiting);

Рsub — цена на товары-субституты;

Рcom — цена на комплементарные товары;

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3—4).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Например, увеличение денежных доходов потребителей

(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимо­заменяемы (являются товарами-субститутами), то между гиеной на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3—5б).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отража­ет изменение величины спроса:чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса:оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4).

Кривая предложения

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от Цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 Долл. — шесть единиц блага X. В общем виде

Qs = f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения (supply curve) —кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени. В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Изображенная кривая 8 (от англ. supply) характеризует уро­вень цен и объем предложения блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения

Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющихна него различных факторов. Как мы уже выяс­нили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 3—7). В действительности на пред­ложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) техноло­гия, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной эко­номики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих фак­торов:

Qs=f(Р, Рr, К, Т, N. В),

где Рr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S . Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства про­изойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 3—8).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оцен­ки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факто­ров производства при их наилучшем альтернативном использовании (подробнее см. главу 1). Поэтому функция предложения отражает за­траты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отра­жает изменение величины предложения:чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 3—7). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:оно происходит под влиянием факторов, определя­ющих функцию предложения (см. рис. 3—8).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а). В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—9б). В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. 3—9в).

Равновесная цена

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 3—10), а объем пред­ложения не соответствовать объему спроса (рис. 3—11). В первом слу­чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо­статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не­выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 3—12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

В точке равновесия

PE = PS = PD,

где РЕ — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD,

где QЕ — равновесный объем;

ОS— объем предложения;

QD— объем спроса.

Равновесная цена (equilibrium price) —цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя (consumer’s surplus) графически можно изо­бразить через площадь РmaxЕРЕ (см. рис. 3—13). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна Pе, а объем проданного товара равен QЕ (см рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна ТR = РЕ x QЕ. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры 0РminЕQE.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Разница между общей выручкой РЕ х QЕ (площадью прямоуголь­ника 0РЕЕQЕ) и совокупными издержками (площадь 0РminЕQЕ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь РЕЕРmin).

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2—Q1 при цене Р1 (см. рис. 3—14а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предло­жения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезнове­нию избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1—Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличе­ние (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3—14б). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциони­рования национальной экономики в целом.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Дефицит и излишки

Тем не менее потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмеша­тельства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если уста­новленная государством максимальная цена (потолок цены) нахо­дится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уров­ня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис. 3—12). Фиксация цен означает отключение механизма ры­ночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уров­ня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (см. рис. 3—15). Пос­ледние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), ко­торые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не до­ходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его про­изводству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наобо­рот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заин­тересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неде­нежных затрат — см. рис. 3—15). Поэтому они всячески будут про­пагандировать государственное регулирование цен под различны­ми "благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, воз­никает необходимость дополнительных мер, стимулирующих огра­ничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить раз­рыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в дру­гом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Устойчивое равновесие

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда от­клонения цен спроса от цен предложения постепен­но погашаются, стремясь к равновесной цене РЕ, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (РD = РS) и объем спроса равен объему предложения (QD = QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устой­чивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относи­тельным. Отложим на оси абсцисс время — Т, а на оси ординат — цену. Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1, Р2) по­степенно выравниваются на уровне РЕ, на рынке складывается ус­тойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (см. рис. 3—16а), относитель­ное — при небольших отклонениях от нее (см. рис. 3—16б).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом (рис. 3—17а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (см. рис. 3—17б), то устойчивость носит глобальный характер.

Установление равновесия может происходить в результате цик­лических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (см. рис. 3— 18а). Если колебания носят равномерный или взрывной характер (см. рис. 3—18б, в), то цена равновесия не формируется.

Паутинообразная модель

Простейшей динамической моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие, является паутинообразная модель (cobweb model) (см. рис. 3—19). Она отра­жает формирование равновесия в отрасли с фиксированным цик­лом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании сущест­вовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

Qst = S(Pt-1),

где Qst — объем предложения в период времени t;

Рt-1 — фактическая цена экономического блага в период вре­мени, предшествующий периоду t.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных ко­лебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых яв­лений, типичных для сельскохозяйственного производства. Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резе­рвов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъ­юнктуры рынка.

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов на­клона кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (см. рис. 3—19а). Движение к общему равновесию проходит ряд цик­лов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в ре­зультате возникает избыток спроса (СF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е. Колебания носят затухающий характер.

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предло­жения S (см. рис. 3—19в). В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 3—19б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг по­ложения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное зна­чение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов. Чтобы глубже разобраться в законах функционирова­ния и развития рыночной экономики, введем понятие эластичности.

Эластичность спроса

Важную роль в изучении возможных реак­ций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спро­са относительно цены (price elasticity of demand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Спикере" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спро­са. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсо­лютно, а относительно:

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru ,

где Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru — эластичность спроса по цене;

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru — относительное изменение спроса;

ΔР/Р — относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru или модуль Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru .

Спрос называют эластичным, когда Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru > 1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменя­ются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спро­са, то Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = ∞ (см. рис. 3—20).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность (point elasticity) может быть опреде­лена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru x Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru .

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность(arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2 .

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru x Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru x Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru x Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен ΔQ/ΔР = -b. Точечная эластичность линей­ной функции может выражаться тогда как

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru ,

где b — наклон кривой спроса (см. рис. 3 — 22).

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение элас­тичности Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменя­ется от 0 (в точке D1) до ∞(в точке D2).

Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело
в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества
продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном
отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены пред­ставляет довольно скромную величину, так как база, с которой осущест­вляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным,
почему первоначально Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru > 1, а в правом нижнем углу Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru < 1.

Эластичность спроса по цене

И совокупная выручка

Величина эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку (ТR)
Увеличение цены (Р↑) Уменьшение цены (P↓)
Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru >1 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru =1 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru <1 TR↓ TR↑
TR - const
TR↑ TR↓

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значе­ние для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая моно­полия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

Размер дохода.

4. Качество товара:является ли данный товар предметом рос­коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или пред­метом необходимости (спрос на большинство из которых неэласти­чен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред­метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас­тичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса:чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя.Если в краткосрочном периоде
потребление электроэнергии неэластично ( Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (хо­лодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Од­нако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоем­кость и постепенно замените энергоемкие приборы на более эко­номные.

Перекрестная эластичность

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью (cross elasticity):

(3.6)
Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru x Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru

Если Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субсти­туты), если Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru < 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте­пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = + ∞, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru = - ∞, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при не­больших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значи­тельно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение - student2.ru < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по зна­чению перекрестной эластичности более точную оценку дополняе­мости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замеще­ния (уравнение Слуцкого в коэффициен

Наши рекомендации