Экономическая теория: предмет и метод.
1. Экономическая теория изучает:
а) предпринимательскую деятельность;
б) финансовые ресурсы;
в) торговый капитал;
г) отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ;
д) трудовую мотивацию.
2. Факторами производства являются:
а) труд, земля, капитал;
б) работа, материя, энергия;
в) средства производства, частная собственность, инициатива;
г) средства производства, включающие средства труда и предметы труда.
3. Какими методами не пользуется экономическая теория?
а) анализа и синтеза;
б) индукции и дедукции;
в) экономико-математического моделирования;
г) градиентного анализа.
4. Отличия законов природы от законов общества состоят в том, что:
а) они вечны и неизменны;
б) действуют объективно и независимо от воли и сознания людей;
в) могут быть описаны точными формулами и количественно изучены;
г) общество может извлечь пользу из их практического применения.
5. Какая из экономических школ впервые сделала предметом исследований сферу производства?
а) марксизм;
б) маржинализм;
в) классическая политэкономия;
г) кейнсианство;
д) институционализм.
6. Вывод о необходимости государственного регулирования экономики в условиях монополистического капитализма впервые сделал:
а) К.Маркс;
б) В.Парето;
в) Дж.М.Кейнс;
г) П.Самуэльсон.
7. Какова главная цель экономики?
а) увеличивать производство средств производства;
б) повышать производительность труда;
в) эффективно использовать ограниченные ресурсы;
г) создавать условия равновесного экономического роста.
8. Какие качества не воспитывает в человеке система экономических отношений?
а) предприимчивость и инициативу;
б) трудолюбие и старательность;
в) коллективизм и общительность;
г) индивидуализм и лидерские качества;
д) замкнутость и одиночество.
9. Какие новые требования предъявляет к человеку современная экономика?
а) высокий квалификационный уровень;
б) владение инновационным менеджментом;
в) компьютерная грамотность;
г) умение считать деньги.
10. Какие методы экономической науки не применяются при разработке мер экономической политики?
а) программно-целевой;
б) прогнозирования;
в) экономико-математического моделирования;
г) гипотетический;
д) сравнительного анализа.
Экономические системы.
1. Экономическая система общества включает:
а) производительные силы и производственные отношения;
б) экономические интересы и хозяйственный механизм;
в) отношения собственности, отраженные в юридических актах;
г) экономическую эффективность природных ресурсов.
2. Что не характерно для рыночной экономической системы?
а) планирование производства на отдельном предприятии;
б) расходование бюджетных средств на социальные цели;
в) управление всей экономикой из единого планового центра;
г) быстрая реакция экономики на изменения спроса.
3. Что не характерно для традиционных экономических систем?
а) равномерное распределение богатства общества среди большинства населения;
б) высокий уровень развития производительных сил;
в) нерыночные регуляторы производства и распределения продукта;
г) низкий уровень потребления.
4. Что не присуще командно-административной системе?
а) высокие равномерные темпы экономического роста;
б) низкий темп инфляции;
в) внешний вид и разнообразие потребительских товаров;
г) высокая доля расходов на социальные цели в государственном бюджете.
5. Что присуще смешанным экономикам?
а) низкий уровень потребления;
б) низкие темпы экономического роста;
в) низкий уровень производительности труда;
г) быстрая реакция экономики на изменения спроса.
6. Отношения собственности в стране определяют:
а) собственность на средства производства определяет, какой общественный класс является господствующим в данном обществе;
б) собственность на дом определяет, к какому социальному слою принадлежит данный индивидуум;
в) право иметь собственность на деньги определяет степень развития рыночных отношений;
г) собственность на интеллектуальный продукт определяет уровень ВВП на душу, или богатство общества.
7. Каково различие между национализацией и разгосударствлением?
а) одно и то же;
б) национализация ведет к росту эффективности использования объекта собственности, разгосударствление – к ее снижению;
в) разгосударствление ведет к росту эффективности использования объекта собственности, национализация – к ее снижению;
г) национализация – это передача в собственность государства средств производства; разгосударствление – обратный процесс, передача прав собственности от государства другому собственнику.
8. Каково различие между разгосударствлением и приватизацией?
а) разгосударствление означает полную потерю контроля государства над объектом собственности, приватизация – передачу частному владельцу с некоторым сохранением государственного контроля;
б) разгосударствление означает передачу прав собственности от государства другому собственнику полностью или частично, приватизация означает полное отчуждение государственной собственности и передачу ее частному владельцу;
в) одно и то же.
9.Что является критерием выделения экономических систем?
а) характер собственности на средства производства;
б) распределение богатства между людьми;
в) характер получаемых доходов;
г) уровень развития производительных сил.