Классификация затрат на производство.

Все расходы, включаемые в себестоимость продукции, делятся:

а) По характеру зависимости от объема производства расходы делятся на постоянные и переменные.

Постоянные – это издержки производства, величина которых не меняется с изменением объема производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (арендная плата, страховые взносы, штрафы и т.п.).

Переменные – это издержки производства, величина которых находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции. Это расходы на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату основных рабочих и т.д. Величина переменных издержек зависит не только от объема производства, но и от экономии материальных и трудовых ресурсов в результате проводимой рационализации производства и труда.

классификация затрат на производство. - student2.ru

В условиях конкуренции важно знать не только величину переменных издержек, но и общий объём их (вместе с постоянными). Часто их называют валовыми издержками.

б) По способу включения в себестоимость конкретных видов продукции расходы делятся на прямые и косвенные.

Прямые – это издержки, которые могут быть непосредственно включены в себестоимость конкретных видов продукции по установленным нормам (расходы на основные материалы, покупные изделия, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.).

Косвенные – это издержки, которые не представляется возможным прямо отнести на себестоимость отдельных видов продукции; поэтому они включаются в себестоимость косвенным путем (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п.).

Прямые расходы на предприятии планируются и учитываются отдельно по видам продукции, а косвенные – в целом по предприятию или цеху и затем распределяются по отдельным видам продукции.

в) По характеру возникновения расходы делятся на основные и накладные.

Основные – это расходы, непосредственно связанные с производством продукции (расходы на материалы, покупные детали, заработную плату основных рабочих, амортизацию и ремонт оборудования, энергию и т.п.).

Накладные – это расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства (заработная плата управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала, транспортные расходы, амортизация зданий, сооружений и т.п.).

Задание 3. При составлении конспекта запишите, по каким признакам и на какие ви-

ды делятся издержки производства и выполните тесты к вопросам 1,2 и 3.

Контрольные тесты к вопросам 1, 2 и 3.

Тест 1

Труд, затрачиваемый в данном производственном процессе, называется …?… трудом.

Тест 2

Труд, затраченный ранее, вне данного производственного процесса, называется .?.... трудом.

Тест 3

Затраты какого труда создают новую (добавленную) стоимость?

1. живого

2. овеществленного

Тест 4

Какой труд включает в себя необходимый и прибавочный труд?

1. живой

2. овеществленный

Тест 5

Результаты какого труда распределяются между работниками предприятия в виде заработной платы?

1. прибавочного

2. необходимого

Тест 6

Что входит в состав овеществленного труда?

1. сырье, материалы, энергия и т.п.,

2. прибыль, налоги и т.п.,

3. ЗП работников предприятия,

4. оборудование, здания, сооружения и т.п.

Тест 7

Что не включается в себестоимость продукции?

1. прибыль предприятия,

2. стоимость сырья, материалов и т.п.,

3. ЗП работников предприятия,

4. отчисления на социальные нужды,

5. амортизационные отчисления.

Тест 8

Денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности, называется . . . . . . ?

Тест 9

Какие расходы предприятия не должны включаться в издержки производства и реализации (себестоимость) продукции?

1. заработная плата работающих,

2. затраты на строительство и содержание заводского профилактория,

3. расходы на оплату отпусков,

4. отчисления в негосударственный пенсионный фонд,

5. выплата штрафных санкций за нарушение договорных обязательств,

6. амортизационные отчисления,

7. средства, расходуемые на покупку материальных и энергетических ресурсов,

8. расходы, связанные с рекламой продукции.

Тест 10.

Наши рекомендации