Контрольные тесты к вопросу 1 3.

Тест 1

Что не учитывается в отраслевых тарифных системах оплаты труда?

1. Уровень образования

2. Специальный стаж работников

3. Квалификация работников

4. Общий стаж трудовой деятельности работника

5. Сложность выполняемых работ

6. Особенности деятельности отдельных организаций.

Тест 2

Что включает в себя:

Отраслевая система оплаты труда,

Тарифная система оплаты труда,

Система надтарифных выплат?

1. Оплату труда в повышенном размере за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;

2. должностные оклады (ставки заработной платы),

3. должностные оклады руководителей учреждений, дифференцированные по группам оплаты труда в зависимости от объема работ и специализации учреждений

4. стимулирующие выплаты, включая надбавку за продолжительность непрерывной работы.

5. тарифные ставки

6. тарифные ставки (оклады) рабочих в соответствии с разрядами,

7. надбавку за продолжительность непрерывной работы и другие стимулирующие выплаты.

8. должностные оклады специалистов и служащих, дифференцированные в зависимости от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;

Ответы на тесты к вопросу 12 см. на стр. 129.

Мотивация труда.

Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью. В течение длительного периода наука управления персоналом преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведения ряда исследований было установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями труда далеко не во всех случаях приводит к повышению производительности труда. Как показывает практика, наиболее эффективными стимулирующими факторами является соответствие выполняемой работы потребностям человека в признании его как личности и возможность самовыражения.

Например, в результате одного из многочисленных опросов рабочих, проводимых с целью выяснения их отношения к труду, было установлено, что самыми главными их желаниями являются уверенность в постоянной занятости, затем потребность в признании и уважении, а также интерес к работе. Размер заработной платы занимал далеко не первое место в списке первоочередных потребностей.

Такие настроения работников заставляют руководителей предприятий придавать большое значение не административным методам управления и материального стимулирования, а мотивации труда.

Мотивация труда представляет собой стимулирование работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Под стимулом обычно понимается материальная награда определенной формы, например, заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние установки и др.

Основными формами мотивации (стимулирования) работников предприятия являются:

а). Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты труда других работников). Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях.

Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты и премии. К нему прибавляются доходы от участия в прибылях и в акционерном капитале предприятия

б). Система внутрифирменных льгот работникам предприятия:

- субсидированное и льготное питание, установка на предприятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок,

- продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10 % и более),

- полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно,

- предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента,

- предоставление права пользования транспортом предприятия,

- оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счёт предприятия,

- эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и др.

в) Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:

- предоставление права на скользящий, гибкий график работы,

- предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе,

- более ранний выход на пенсию и др.

г) Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его профессиональный рост.

Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, т.к. в данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей.

д) Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.

Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружков качества и т.п.), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия.

Моральное поощрение работников.

ж) Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.

Задание 19. Составьте конспект данного вопроса, после чего выполните тесты.

Наши рекомендации