Лекция 2. Политическая карта мира
План:
1.Сущность политической географии. Этапы формирования политической карты мира
2.Типология стран мира
3.Геополитика и ее особенности в Российской Федерации
1.
Сфера интересов географа – это непосредственно живой мир, на только обогащающий его опыт, который дает ему информацию, но и, осмелюсь заявить, вдохновляющий его.
Жаклин Боже-Гарнье, фр. географ
Современный мир, мир на рубеже XXI века и третьего тысячелетия, чрезвычайно сложен, многообразен и динамичен, это поистине живой мир. Он представляет собой мозаичную совокупность целого ряда цивилизаций, народов, различных социально-экономических типов стран, характеризуется меняющейся политической «анатомией». И эта многоликость – в единстве человечества, населяющего планету Земля.
Все это изучает география, а точнее политическая география.
Политическая география – это общественно-географическая наука. В Советском Союзе она не развивалась и ей начали интересоваться в последние десятилетия, она стала приобретать большое научное, познавательное и конструктивное значение. Как отмечает профессор С.Б. Лавров, “политико-географические аспекты общественного развития постоянно будоражат общественное сознание и приобретают ярко выраженную практическую значимость не только для тех или иных социально-политических общностей, но и для отдельно взятой личности. Это как никогда ранее актуализирует научное политико-географическое знание, обязывает задуматься о путях его выхода в политическую практику”.
Нам нужно ответить на вопросы: что мучает политическая география (ПГ)? Каковы ее функции и задачи как географической науки? Какое место она занимает в системе наук? Каковы особенности ее развития? …
Термин ПГ появился уже в XVIII в. Оформление ПГ в качестве самостоятельного научного направления произошло в конце XIX – в начале ХХ веков.
В советской географии ПГ – это географическая дисциплина, изучающая современное состояние и историю политической корты мира и отдельных частей света, своеобразие политического развития стран и районов, расстановку в них классовых сил в связи с особенностями социально-экономической структуры.
ПГ – это общественно-географическая наука, изучающая законы формирования и развития политико-территориальной организации общества, которая определяется, в конечном счете, всем комплексом социально экономических связей – противоречий присущих данному обществу (т.е. способом производства).
Будучи особой географической наукой, ПГ имеет и определенную внутреннюю структуру, в которой выделяют:
а) общую и теоретическую ПГ, которая дает “представление о своеобразии предметной области науки, ее месте в системе научного познания, о методических и теоретических принципах.., о системе категорий ПГ” и т.п.;
б) функциональную (отраслевую) ПГ, рассматривающую конкретные функциональные типы геополитической деятельности общества (государственной, партийной, общественной, религиозной, этнической, военной и др.); большое место, в частности, заняли исследования в области географии выборов (электоральной географии) и этнополитической географии;
в) региональную (интегральную) ПГ, исследующую геополитические (территориально-политические) системы различного уровня, их формирование, типологию и характеристики; важное значение имеет изучение политико-географической типологии стран мира;
г) прикладную ПГ, которая рассматривает главные направления выхода этой науки в общественную практику – управленческое, образовательное, политико-картографическое, идеологическое (идейно-воспитательное).
Являясь в своей основе географической наукой, ПГ имеет тесные взаимосвязи со всеми составными частями подсистемы общественно-географических наук (географии общества). В то же время выступает в качестве своеобразного “интегратора” всей системы географических наук, т.к. взаимодействует и с науками природно-географическими.
Наконец, будучи общественной географической наукой, ПГ взаимодействует практически со всеми главными фундаментальными областями современного обществознания – с исторической сферой конкретных общественных наук и философско-социологическим знанием. Чрезвычайно близки и необходимы ПГ политология, история (особенно политическая – и всемирная, и отечественная), социология. Однако совершенно не верно, как это нередко бывает, рассматривать ПГ как составную часть политологии (тем самым ее искусственно вырывают из семейства географических наук, и она теряет свою географическую сущность).
Главными объектами исследования ПГ являются территориально-политические системы (ТПС), представляющие собой территориальные (пространственные) сочетания взаимосвязанных компонентов общественно-политической жизни страны. Таким образом, ПГ изучает территориальную расстановку общественных (классовых) и политических сил в пределах конкретной страны. Т.е. она призвана раскрыть общую географическую картину политической жизни страны и причин, ее обусловливающих.
Необходимый элемент ТПС, подлежащий специальному исследованию, – их политико-географическое положение (ПГП), т.е. положение по отношению к внешним данностям политического свойства, например, положение страны или ее части, группы стран, региона мира по отношению к другим государствам и их группам как политическим единицам.
Рассматривается:
1) макро-ПГП – положение государства на политической карте относительно крупнейших стран и регионов, играющих ведущую роль в мировом развитии (например, относительно США, Западной Европы и др.);
2) мезо-ПГП – положение в данном регионе мира;
3) микро-ПГП – по отношению к непосредственным соседям.
Или:
- периферийное (окраинное) и или глубинное, центральное и срединное ПГП;
- субконтинентальное, континентальное и межконтинентальное ПГП (применительно к таким территориальным объектам как страна);
- соседское ПГП, с исследованием степени соседства (территориальной смежности).
Непременной составной частью интегральной оценки ПГП государства и его ТПС в целом является анализ таких параметров государственной территории, как состав, конфигурация, глубина, компактность, включая оценку степени пограничности, а также политико-административных, в особенности, государственных границ.
Государственные границы имеют важное значение, влияя на все стороны жизни людей, но роль их неоднозначна. Это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета.
Сухопутные и морские государственные границы между определенными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы – делимитация и демаркация.
Практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.
Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.
1. Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами. Территориальные воды в большинстве случаев составляют от 3 до 12 морских миль от берега.
2. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
3. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Это территории за пределами суверенных, но здесь государство имеет особые полномочия на ведение экономической деятельности.
Необходимо обращать внимание на различные виды сухопутных границ, морские рубежи государств, на соотношение государственных границ и национально-этнических рубежей.
Очень существенной в исследовании ТПС является группа вопросов, характеризующих население территории, в особенности его демографическую структуру и режим воспроизводства, его “качество” (культурный и общеобразовательный уровень, подготовка кадров и т.п.). Социально-экономические, политические и этнокультурные характеристики народонаселения в большой степени определяют особенности развития ТПС.
Сильнейшим образом влияют на ТПС характер расселения, особенности его групповых форм, отношений по системе “город - деревня”. Обычно ядрами ТПС выступают города.
Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Поэтому, выделяют несколько периодов в формировании политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший.
Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н.э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.
Средневековый период (V – XV вв.) - эпоха феодализма. Политические функции феодального государства были уже сложнее и разнообразнее. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, к поиску новых морских путей в Индию.
В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др. Сильно изменилась политическая карта в эпоху Великих географических открытий.
С рубежа XV – XVI вв. начался Новый период истории (который продолжался вплоть до первой мировой войны в начале ХХ в.).
Это была эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений в мире. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.
В эпоху Великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. Но с развитием мануфактурного производства на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия, позже и США. Этот период истории характеризовался большими колониальными захватами. Мир перекраивался неоднократно.
Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX – XX вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. лишь 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. – уже 90%. И к началу ХХ в. фактический раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.
Начало Новейшего периода – это окончание первой мировой войны (первый этап). Он ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (РСФСР, а позже СССР) и другими территориальными изменениями.
Распалась Австро-Венгрия, появились Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Австрия, Венгрия и др. разделена Османская империя. Расширены колонии.
Второй этап (после второй мировой войны), кроме территориальных изменений в политической карте Европы, произошел распад мировой колониальной системы и образование большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке.
С начала 90-х годов ХХ в. выделяют третий этап:
- распад в 1991 г. Советского Союза, образование суверенных государств;
- образование СНГ;
- осуществление преимущественно мирных (“бархатных”) народно-демократических революций 1989-90 гг. в странах Восточной Европы (бывших социалистических странах);
- объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ) – 3 октября 1990 г.;
- распад Югославии и провозглашение независимых республик Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Союзная Республика Югославия (Сербия + Черногория). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и международные конфликты;
- прекращение в 1991 г. деятельности организации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшие на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;
- продолжение процесса деколонизации;
- образование двух независимых государств – Чехии и Словакии (распад Чехословакии, 1 января 1993 г.);
- 1993 г. – провозглашение независимости государства Эритрея (Бывшая провинция Эфиопии).
Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.
2.
На современной политической карте мира представлено около 230 стран и территорий, из них более 190 – суверенные государства.
Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные (Андорра, Ватикан, Лихтенштейн и др.).
Есть однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия и др.). есть страны имеющие выход к морю (Канада, Мексика, Франция) и не имеющие его (Чад, Мали, Непал, Монголия). Очень часто географическое положение страны сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или группе островов (Мальта, Кабо-Верде).
У каждой страны есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно выделить определенные типы стран.
Типологииучитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического развития, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т.п.
Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.
Долгое время выделяли группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации – к капиталистической (с рыночной экономикой), либо социалистической (с плановой экономикой). В особую группу выделялись развивающиеся страны.
В настоящее время по типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития, выделяют три группы стран мира:
- экономически развитие государства;
- менее развитые страны (по терминологии ООН “развивающиеся страны”);
- страны с “переходной экономикой” (постсоциалистичекие) и социалистические страны.
Важным при определении типологии страны является государственный строй. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Различают две главные формы правления – республику и монархию.
Республиканская форма возникла еще в древности (Древний Рим в период республики), но наибольшее распространение получила уже в периоды новой и новейшей истории. В середине 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их число превысило 140. при республиканском строе законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. При этом различают т.н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США) и т.н. парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (Германия, Италия, Австрия, Индия). В процессе распада колониальной системы республиканскую форму правления приняло большинство развивающихся стран.
Монархическая форма правления также возникла в древности (Древний Рим в период империи), но наибольшее распространение получила в средние века и в новое время. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархи избираются на пятилетний срок.
Большинство существующих ныне монархий – конституционные монархии, где реальная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству. Таковы, например, Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, где роль монарха преимущественно представительно- церемониальная.
Наряду с конституционной, на современной политической карте сохранилось еще несколько абсолютных монархий, правительство, или другие органы власти ответственны лишь перед монархом, как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является совещательным органом (Саудовская Аравия, Катар, Бруней, Кувейт, ОАЭ). Кувейт и Бахрейн относятся к конституционным монархиям, но реально являются абсолютными. Разновидностью монархии служит Ватикан, которой правит не светское, а духовное лицо – папа римский. Это теократическая монархия.
Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориального устройства (или административно-территориального деления). Такое деление проводится с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов.
Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную.
Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти, признаками государственного суверенитета не обладают.
В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Признаки см. самостоятельно
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).
3.
Геополитика является составной частью политической географии.
Геополитика – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей обусловленных географическим положением страны и др. физико- и экономико-географическими факторами.
Геополитика – это наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства.
В СССР геополитику запрещали. Сейчас категория «геополитики» переоценивается и используется в различных аспектах: геополитический анализ, геополитическая стратегия, геополитическое прогнозирование.
Современное использование понятия геополитика определяется тремя аспектами:
- характеризует ту или иную равнозначную мировоззренческую идеологическую доктрину, обосновывающую экспансионистские или оборонительные международные политики, национальные интересы;
- геополитика характеризует конкретный исторический тип международных отношений (например, эпохи передела уже в основном завоеванного мира);
- геополитика выражает активно формирующуюся науку со своими специфическими объектом и предметом, категориями и методологией исследования.
Геополитика появилась на базе 3-х научных подходов:
а) цивилизационного;
Основоположник – Н. Данилевский. Главными субъектами являются не отдельные государства и нации, а огромные культурно-религиозные общности – позднее цивилизации. Последователи данной концепции: Лев Гумилев, Сабицкий и др.
б) военно-стратегического;
Главный идеолог – Альфред Мэххэн. Он ввел понятие «прибрежные нации», история их определяется условиями их положения, естественными условиями проживания. Морские державы имеют большее влияние на геополитическую ситуацию в мире.
в) географического детерминизма.
Это наиболее древний источник познания. Идеи о влиянии географической среды на человека встречаются уже в работах античных авторов.
Предмет геополитики постоянно изменяется, втягивая в свой круг новые проблемы развития природы и человечества. Современная геополитика является комплексной многоуровневой дисциплиной. Современная геополитика анализирует развитие событий на глобальном, региональном, субрегиональном и внутригосударственном уровнях, исследует события отражающие интерес государств. С середины ХХ в. к новым элементам предмета геополитики добавились экономические элементы, их влияние на политику резко возросло и в XXI в. будет только усиливаться.
Под влиянием НТП стало наблюдаться снижение роли отдельных географических элементов, снизилось значение некоторых видов транспорта, но возросла роль новых. Под влиянием совокупности факторов увеличилась роль в геополитике малых высокоразвитых стран.
При решении геополитических региональных проблем стали все чаще применять военную силу, вспыхивают локальные военные конфликты. Наступил новый этап передела влияния в мире между ведущими державами, идет борьба за источники сырья.
С геостратегической точки зрения РФ отождествляется с самой Евразией и поэтому территория РФ почти полностью совпадает с геополитическим понятием “heartland” – срединная земля. РФ, используя потенциал народа, находила силы решать проблемы и набирала новую силу. Значение распада СССР и системы социализма сегодня трудно оценить. Сегодня еще окончательно не сформировалась политическая система и международные отношения. После распада СССР появилось 15 государств большинство из которых слабы до сих пор. Низкий прожиточный уровень беда почти всех стран СНГ. Россия в современных условиях исполняет роль донора для этих суверенных государств.
После распада СССР произошли преобразования:
1) изменилась расстановка сил;
2) усилилась роль НАТО и, прежде всего США;
3) изменилось геополитическое и военно-стратегическое положение РФ, выявился противоречивый характер ее международного положения;
4) активизировался процесс определенного обострения Российских национальных образований. Ситуация исправляется только сегодня.
Сегодня еще сохраняется очевидная геополитическая уязвимость России. Это наиболее опасно в условиях третьего предела мира, продвижения НАТО на восток, войнами НАТО в Восточной Европе и Азии.