Управление хозяйством и государство
С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества. О том, как выполняются эти задачи, будет сказано в дальнейшем.
Как видно, управление не является совершенно самостоятельным элементом хозяйственной деятельности. Его назначение и роль во многом зависят от отношений собственности, кооперации труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики.
В основе управления лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
· закон специализации управления;
· закон интеграции управления;
· закон экономии времени;
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
· закон единства и целостности системы управления;
· закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
· закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
· закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
· закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
· единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
· пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
· централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
· соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды управления: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.
Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).
В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.
Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.
Выделяют следующие основные модели управления:
· по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
· по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
· по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
· по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
· по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
· по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;
· по роли и месту человека в системе управления: модель Д. Макгрегора, модель У. Оучи;
· по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
· по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).
Модель, отвечающая российским традициям и культуре, должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира.