Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма. Достоинства и недостатки рыночной системы
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
1) Рынок потребительских товаров и услуг;
2) Рынок товаров промышленного назначения;
3) Рынок ноу-хау;
4) Сырьевой рынок;
5) Рынок труда;
6) Рынок ценных бумаг и т.д.
2. По географическому положению:
1) Рынок местный;
2) Рынок национальный;
3) Рынок мировой.
3. По отраслевому направлению - рынки автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.
4. По характеру продаж - рынки оптовый и розничный.
5. По степени ограничения конкуренции - рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Особенности рынка совершенной конкуренции:
1. Много независимых фирм.
2. Нет контроля над ценами. Цены определяются рынком.
3. Нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству.
4. Относительно легкий вход и выход на рынок.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
1. Много фирм, производящих товары и услуги.
2. Влияние на цены ограничено возможностью замены товара.
3. Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков
4. Относительно легкой вход и выход на рынок.
Особенности рынка олигополии:
1. Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги.
2. Существует влияние «ценового лидера».
3. Товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров.
4. Вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций.
Особенности рынка монополии:
1. Один продукт и одна крупная фирма.
2. Практически полный контроль над ценами.
3. Нет товарной дифференциации.
4. Очень трудный вход на рынок.
Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил в начале ХХ-го века. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фундамент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организационных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое.
Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную Инфраструктуру можно представить в виде совокупности:
инфраструктуры потребительского рынка (система торговли, складское хозяйство и различные системы хранения продукции, транспортировки и доставки, товарные биржи, оптовые рынки, бытовое обслуживание населения);
инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры);
инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами);
инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммерческие банки, страховые компании, фондовые биржи);
информационной инфраструктуры (банки данных по народному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно-информационные службы).
Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане:
1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собственности в силу возможности ее перераспределения;
2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам;
3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест;
4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д.;
5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за плохой возвратности кредитных ресурсов и др.
Рынок выполняет следующие функции:
1. Посредническая (рынок соединяет продавцов и покупателей);
2. Ценообразующая (на основе спроса и предложения на рынке формируется цена товаров);
3. Регулирующая (из менее выгодных отраслей капиталы перетекают в более выгодные);
4. Стимулирующая (стимулирует товаропроизводителей производить товары, на которые есть спрос);
5. Оздоравливающая («очищает» экономику от неэффективной и ненужной хозяйственной деятельности).
Рынок имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества рынка:
1. Эффективное распределение ресурсов.
2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации.
3. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
4. Оптимальное использование результатов научно-технической революции.
5. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.
6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Негативные стороны рынка:
1. Не обеспечивает сохранения невоспроизводимых ресурсов.
2. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.
3. Не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов.
4. Не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования.
5. Не гарантирует право на труд и доход.
6. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.
7. Ориентирован на удовлетворение запросов только тех, кто имеет деньги.
8. Подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами.