Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма. Достоинства и недостатки рыночной системы

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

1) Рынок потребительских товаров и услуг;

2) Рынок товаров промышленного назначения;

3) Рынок ноу-хау;

4) Сырьевой рынок;

5) Рынок труда;

6) Рынок ценных бумаг и т.д.

2. По географическому положению:

1) Рынок местный;

2) Рынок национальный;

3) Рынок мировой.

3. По отраслевому направлению - рынки автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.

4. По характеру продаж - рынки оптовый и розничный.

5. По степени ограничения конкуренции - рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии).

Особенности рынка совершенной конкуренции:

1. Много независимых фирм.

2. Нет контроля над ценами. Цены определяются рынком.

3. Нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству.

4. Относительно легкий вход и выход на рынок.

Особенности рынка монополистической конкуренции:

1. Много фирм, производящих товары и услуги.

2. Влияние на цены ограничено возможностью замены товара.

3. Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков

4. Относительно легкой вход и выход на рынок.

Особенности рынка олигополии:

1. Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги.

2. Существует влияние «ценового лидера».

3. Товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров.

4. Вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций.

Особенности рынка монополии:

1. Один продукт и одна крупная фирма.

2. Практически полный контроль над ценами.

3. Нет товарной дифференциации.

4. Очень трудный вход на рынок.

Как и всякая система, рынок обладает инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил в начале ХХ-го века. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию материального производства. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово «инфраструктура» обозначает основание, фундамент, внутреннее строение этой системы. Применительно к рынку, инфраструктура представляет собой совокупность организационных форм, опосредующих товарно-денежные отношения между субъектами рыночной системы и увязывающая эти отношения в одно целое.

Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков. Она классифицируется согласно структуре рынка. В целом рыночную Инфраструктуру можно представить в виде совокупности:

инфраструктуры потребительского рынка (система торговли, складское хозяйство и различные системы хранения продукции, транспортировки и доставки, товарные биржи, оптовые рынки, бытовое обслуживание населения);

инфраструктуры рынка производства (товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, лизинговые и факторинговые операции, научно-исследовательские центры);

инфраструктуры рынка труда (биржи труда, государственная служба занятости, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, структура управления миграционными процессами);

инфраструктуры финансово-кредитного рынка (коммерческие банки, страховые компании, фондовые биржи);

информационной инфраструктуры (банки данных по народному хозяйству, информационная сеть по обеспечению инфраструктуры рынка, маркетинговые службы, рекламно-информационные службы).

Проблемы становления инфраструктуры рынка в Казахстане:

1. Неразвитость фондовой биржи, связанная с имеющимися препятствиями со стороны владельцев крупной собственности в силу возможности ее перераспределения;

2. Неразвитость товарной биржи в результате установления на них слишком заниженных цен на товары, не выгодные непосредственным производителям-продавцам;

3. Неразвитость биржи труда из-за отсутствия пособий по безработице и плохой работы в плане предоставления рабочих мест;

4. Неразвитость дорог, малое количество современных складских помещений, торговых домов и т.д.;

5. Неустойчивость работы коммерческих банков из-за плохой возвратности кредитных ресурсов и др.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Посредническая (рынок соединяет продавцов и покупателей);

2. Ценообразующая (на основе спроса и предложения на рынке формируется цена товаров);

3. Регулирующая (из менее выгодных отраслей капиталы перетекают в более выгодные);

4. Стимулирующая (стимулирует товаропроизводителей производить товары, на которые есть спрос);

5. Оздоравливающая («очищает» экономику от неэффективной и ненужной хозяйственной деятельности).

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества рынка:

1. Эффективное распределение ресурсов.

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации.

3. Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4. Оптимальное использование результатов научно-технической революции.

5. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей.

6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны рынка:

1. Не обеспечивает сохранения невоспроизводимых ресурсов.

2. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

3. Не может регулировать использование общечеловеческих ресурсов.

4. Не стимулирует производство товаров и услуг коллективного пользования.

5. Не гарантирует право на труд и доход.

6. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

7. Ориентирован на удовлетворение запросов только тех, кто имеет деньги.

8. Подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами.

Наши рекомендации