Формирования цены конкретной продукции на рынке
Формирование цены фирмы на рынке осуществляется в несколько этапов:
· определение рыночных целей организации (предприятия) на определенный период времени;
· определение ценообразующих факторов;
· комплексное исследование рынков сбыта, сегментирование рынка и анализ потребителей;
· выбор метода ценообразования;
· определение системы скидок и приплат.
Методы ценообразования в рыночных условиях можно разделить на две группы:
Затратные методы:
·метод полных затрат, при использовании которого цена определяется как сумма всех затрат на производство и реализацию продукции и прибыли, определяемой в соответствии c установленной нормой. Этот метод применим для расчета цен на традиционные товары и товары пониженной конкурентоспособности;
·метод, основанный на определении точки безубыточности, предполагающий определение выпуска такого количества товара, при котором может быть обеспечена целевая величина прибыли;
·метод маржинальных издержек, при котором цена определяется как сумма переменных затрат и дополнительная сумма, покрывающая остaльные затраты и обеспечивающая определенную прибыль. Этот метод обеспечивает максимизацию прибыли;
·метод прямых затрат, близкий к методу маржинальных издержек, в котором цена не рассчитывается, a выбирается из возможных цен продажи, устанавливаемых в ходе исследования рынков сбыта. Сущность метода заключается в нахождении маржинальной прибыли, определяемой как разница между ценой и переменными затратами, маржинального дохода c учетом маржинaльной прибыли на единицу продукции и объема продаж в зависимости от используемой цены. затем рассчитывается реализованная прибыль как разница маржинального дохода и постоянных затрат. Выбирается цена, при которой обеспечивается максимальная реализованная прибыль. Данный метод полностью ориентирован на рынок;
·метод рентабельности инвестиций, при котором в цене учитываются затраты на производство и реализацию товара и прибыль, величина которой зависит от процентов, выплачиваемых инвесторам; и других финансовых расходов. Этот метод отвечает как интересам инвесторов, так и интересам производителя.
Таблица 5.3
Параметрические методы ценообразования.
Наименование метода и сфера применения | Содержание метода | Методика расчета |
Метод удельной цены. Используется для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. | Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. | Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. |
Метод баллов. Применяется при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению. | Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: а) Отбор основных параметров. б) Начисление баллов по каждому параметру. 1. в) Суммирование баллов по базовому и исходному товару. 2. г) Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. | Цена на новый товар ( ) определяется по формуле , где − цена базисного товара; − балльная оценка i-го параметра нового товара; − балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона). |
Метод регрессии. Позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. | Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. | Цена выступает как функция от параметров: , где − основные параметры качества товара. |
Рассмотренные методы применяются при формировании цены фирмы. Оптовая и розничная цена товара формируются по следующей схеме (рис.5.1):
Рис. 5.1. Формирование оптовой и розничной цен.
Цена продажи может отличаться от оптовой цены на величину скидок и приплат.
Скидки бывают:
- постоянным покупателям;
- за объем покупки;
- дилерские скидки;
- сезонные скидки;
- скидки на экспортную продукцию.
Приплаты: открытые и тайные.
Открытые приплаты – устанавливаются за выполнение индивидуального заказа покупателя.
Тайные приплаты – неоправданное увеличение затрат с целью дачи взятки.
Пример. Расчет цены методом прямых затрат.
Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 1000 штук. Цена реализации изделия – 60 руб., полная себестоимость – 56 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10% - до 1100 штук изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить, насколько экономически выгодно фирме снизить цену – на 1 руб. или на 2 руб.
Расчет прибыли от увеличения объема производства на 100 штук изделий и снижения цены на 1 руб. и 2 руб. представлен в таблице, при условии, что постоянные затраты составляют 30%, а переменные – 70% от себестоимости. Данные таблицы свидетельствуют, что при объеме продаж 1100 штук и цене 58 руб. за штуку прибыль фирмы уменьшилась на 120 руб. (разность 3880 руб. – 4000 руб.), а при цене 59 руб. за 1 штуку – увеличилась на 980 руб. (разность 4980 руб. – 4000 руб.) по сравнению с первоначальным вариантом.
Таблица 5.4
Расчет прибыли.
Показатели | Объем | ||
1000 шт. | 1100 шт. | 1100 шт. | |
Продажная цена, руб./шт. | |||
Переменные затраты, руб./шт. | 56х0,7=39,2 | 39,2 | 39,2 |
Маржинальный доход, руб./шт. | 20,8 | 18,8 | 19,8 |
Общий маржинальный доход, руб. | 20,8х1000=20 800 | 18,8х1100=20 680 | 19,8х1100=21 780 |
Общие постоянные затраты, руб. | 56х1000х0,3=16 800 | 16 800 | 16 800 |
Общая прибыль, руб. |
Таким образом, наиболее выгодно для фирмы производить 1100 штук по цене 59 руб. за штуку.
Виды цен
На практике в рыночных условиях применяются различные виды цен:
1. Дискриминационная цена – это цена продажи товара по разной цене разным потребителям.
2. Долговременная цена – может устанавливаться на товар, выпускаемый в течение длительного времени без его качественных изменений в условиях стабильности экономической ситуации.
3. Гибкие цены – это цены, которые учитывают изменение соотношения спроса и предложения, появление аналогичной продукции с лучшими характеристиками, изменение издержек производства.
4. Контрактные цены – это цены, которые устанавливаются на экспортируемую продукцию могут быть: твердыми, т.е. неизменными в течение всего срока выполнения контракта; подвижными, которые могут корректироваться в момент расчета за выполненные работы при изменение ситуации на рынке и скользящими, которые корректируются при существенном изменение издержек на выполнение контракта по причинам, независящим от исполнителя.
5. Договорная цена, устанавливается при заключении договора ее участниками и не подлежит изменению.
6. Престижные цены, устанавливаемые на товары очень высокого качества.
7. Цена «потолка», т.е. искусственно заниженная цена в результате политики государства, направленной на ограничение роста цен.
Цены на новую продукцию устанавливаются с учетом особенностей этой продукции (табл.5.5).
Таблица 5.5
Виды цен | Условия применения | Цель или конечный результат. |
1. Высокая цена или цена «снятия сливок» | а) Наличие уникальных свойств продукции б) Выполнение продуктом новых функций в) Высокоэффективная технологическая и патентная защита г) Наличие неэластичного «элитарного спроса» | 1.Получение максимальной прибыли за короткий срок 2.Возмещение первоначальных затрат за короткое время |
2. Низкая цена «цена прорыва» или «цена проникновения» | 1. Отсутствие уникальных свойств продукции 2. Простота технических решений 3. Возможность быстрого появления конкурентов 4. Наличие постоянного высокого спроса на продукцию 5. Прочное финансовое положение фирм | 1.Расширение выпуска продукции 2. Расширение рынка сбыта 3. Проникновение на новые рынки сбыта |
3.Дифференцированные цены | 1. Наличие различных вариантов моделей одной и той же продукции с различными ценами | 1.Получение максимальной прибыли и распространение товара на группы населения с разным уровнем материального достоинства |
4. Экспериментальные цены | 1. Выполнение продукцией новых функций 2. Отсутствие данных о спросе и возможных рынках сбыта | 1.Определение возможных объемов продаж и возможных рынков сбыта 2.Определение возможных цен |
Классификация цен по степени их регулируемости.
1. Свободные рыночные цены – это цены регулируемые рынком с учетом соотношения спроса и потребления на конкретный вид продукции.
2. Монополистические цены устанавливаются на товары, которые выпускаются только единичными фирмами или ресурсы которых добываются в отдельных странах (упала добыча серебра, меди).
3. Регулируемые цены
В этой группе существуют подгруппы:
3.1 Регулирование цен в рамках международных товарных союзов.
3.2 Регулирование цен в рамках стабильных межгосударственных союзов (общеевропейский рынок, союз северо-американских стран).
3.3 Регулирование цен в рамках интеграционных торговых союзов.
3.4 Регулирование цен государством производится через:
· монополию государства на производство определенных видов товаров;
· вмешательство государства в цены продукции организаций государственного сектора;
· регулирование цен государством в рамках соглашений с союзами предпринимателей, которые заключаются ежегодно правительством.
3.5 Регулирование цен местными органами власти.