Рынок: понятие, функции, условия возникновения.

РЫНОК - эго система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Схема рыночных отношений представлена на рисунке.

Поскольку рынок — это система экономических отношений, то именно в этом системном многообразии отношений и состоит сложность формирования рынка как формы хозяйствования.

Рынок: понятие, функции, условия возникновения. - student2.ru

ПРИЗНАКИ РЫНКА:

- свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью;

- неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду;

- полная информированность его участников о состоянии рынка: о конъюнктуре рынка, о ценах на сырье и материалы, о конкурентах, о политической обстановке в стране приложения капитала и о другом;

- мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Мобильность означает подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию.

Рынок функционирует на личном интересе, а не на принуждении. Общественное разделение труда и экономическое обособление послужили условиями возникновения рынка.

ФУНКЦИИ РЫНКА:

– формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствовании;

– установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводят к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются "на плаву" и даже расширяются, а неэффективные “тонут” и исчезают с хозяйственной арены;

- обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу;

- эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы природы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу;

- создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности;

- обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности;

- ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров.

Классификация рынков.

СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство чего-нибудь.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

1) по экономическому назначению рыночных объектов.

рынки потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта;

2) по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по группе стран; мировой рынок;

3) по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок.

4) по степени насыщенности: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок;

5) по степени зрелости: рынки с развитой инфраструктурой; рынки с формирующейся инфраструктурой;

6) по правовому статусу: официальный (легальный) рынок; теневой (нелегальный) рынок.

Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; брокерские и другие посреднические организации; аудиторские фирмы; страховые компании; информационные службы и др.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда.

Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров.

Фондовая биржа представляет собой учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Наши рекомендации