Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

Учебные задания

1. В таблице представлены производственные возможности выпуска товаров производственного назначения и предметов потребления.

Вид продукта Производственные альтернативы
А В С D E
Электробытовые приборы (млн.)
Станки с ЧПУ (ед.)

а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона электробытовых приборов или дополнительного станка с ЧПУ?

б) Обозначьте точку G внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку H вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?

Тесты

1. Главная цель производства состоит в:

а) получении максимальной прибыли,

б) удовлетворении потребностей,

в) увеличении объема выпуска,

г) увеличение дохода от производства,

д) верны все ответы.

Линия производственных возможностей показывает

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить,

б) лучшую из возможных комбинаций производства двух товаров,

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов,

г) максимально возможный объем производства любого количества продуктов при данных ресурсах,

д) верного ответа нет.

3. Капитал как фактор производства – это:

а) техника и способы производства товаров и услуг,

б) созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей,

в) оборудование, орудия труда, машины, с помощью которых производятся товары и услуги,

г) деньги, вложенные предпринимателем в организацию производства,

д) все ответы верны.

4. Вмененные издержки – это:

а) издержки производства дополнительной единицы продукции,

б) количество одного продукта, от которого следует отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу другого продукта,

в) издержки, которые изменяются в зависимости от объемов производства,

г) верны ответы а) и б),

д) нет верного ответа.

Что имеют ввиду, когда утверждают, что экономика сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов?

а) с ограниченностью ресурсов сталкиваются бедные государства, богатые же страны не имеют такой проблемы,

б) в любой экономике бывают периоды спада, когда ресурсы ограничены,

в) чем меньше в стране какого-нибудь ресурса, тем более он ограничен,

г) экономические ресурсы (людские и материальные) никогда не бывают достаточными для того, чтобы в результате их использования удовлетворить все потребности людей,

д) верны все ответы.

6. Что из перечисленного не приведет к сдвигу кривой производственных возможностей вправо:

а) научно-технический прогресс,

б) снижение уровня безработицы,

в) открытие новых месторождений,

г) рост производительности труда,

д) верного ответа нет.

7. Суть закона возрастания вмененных издержек состоит в:

а) росте затрат на производство по мере увеличения выпуска продукции,

б) уменьшении производительности труда по мере наращивания производства,

в) потере увеличивающегося количества одного товара при производстве дополнительной единицы другого товара,

г) все предыдущие ответы верны,

д) верного ответа нет.

Тема 3. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели

Учебные задания

1.Как вы понимаете экономическую обособленность товаропроизводителей? В чем состоит их экономическая свобода и ответственность?

2.Проанализируйте аргументы в пользу рыночной системы и против рыночной системы.

3.Объясните, как рыночная система отвечает на фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить. Каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях и претворения в жизнь решений, касающихся распределения ресурсов в экономике. Эффективно ли рыночное распределение ресурсов?

4.Каковы важнейшие критические замечания относительной рыночной системы?

5.Сопоставьте способы, посредством которых чистый капитализм, административно-командная экономика и современная рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости экономических ресурсов.

Тесты

1. Критерием разграничения современных экономических систем на типы является:

а) форма собственности на средства производства,

б) уровень развития производительных сил,

в) система организационно-экономических отношений,

г) уровень жизни,

д) способ координации хозяйственной жизни,

2. Собственость (в экономическим смысле) – это:

а) экономическое благо,

б) отношения между людьми по поводу присвоения экономическго блага,

в) закрепленные законом имущественные отношения,

г) отношения человека к экономическим благам,

д) все ответы верны.

3. Какой из перечисленных признаков относится только к характеристике постиндустриального общества:

а) частная собственность,

б) крупное машинное производство,

в) возрастание удельного веса и роли сферы услуг,

г) верны все ответы,

д) верного ответа нет.

4. Современная смешанная экономика представляет собой:

а) саморегулируемую рыночную экономику,

б) регулируемое рыночное хозяйство,

в) плановую экономику,

г) переходную экономику,

д) верного ответа нет.

5. Командная экономика позволяет:

а) эффективно распределить ресурсы,

б) избавиться от дефицита,

в) учесть и распределить ресурсы,

г) эффективно использовать ресурсы,

д) верного ответа нет.

6. К несовершенствам (фиаско) рынка не относится:

а) монополизм,

б) неэластичность предложения,

в) внешние эффекты,

г) необходимость создания общественных благ,

д) верного ответа нет.

7. Условием возникновения рынка является:

а) общественное разделение труда,

б) экономическая обособленность товаропроизводителей,

в) развитие производительных сил,

г) верно а) и б),

д) верно б) и в).

Наши рекомендации