Тема «Абсолютные и относительные величины»

Абсолютные величины – это показатели, характеризующие размеры (объём, уровни) изучаемых явлений.

Относительные величины – это величина, которая получается делением одной абсолютной величины на другую.

Виды относительных величие и порядок их расчёта

1. Относительная величина планового заданияхарактеризует прогнозное увеличение показателя по отношению к фактическому уровню отчетного периода.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

2. Относительная величина выполнения плана или процент выполнения плана характеризует степень выполнение плана, т.е. на сколько процентов план перевыполнен или недовыполнен.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

3. Относительная величина динамики или темп ростахарактеризует изменение показателя во времени, т.е. увеличение или уменьшение показателей в отчётном периоде по сравнению с прошлым периодом.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

В том случае, когда происходит изменение цен, темп роста выпуска продукции вычисляют как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

4. Относительная величина структуры или удельный весхарактеризует состав совокупности, т.е. отношение одной части к целому числу (структура выпуска продукции). Сравнение относительной величины структуры за разные периоды показывает изменение структуры данной совокупности. Сумма удельных весов должна составлять100%.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

5. Относительная величина координациихарактеризует соотношение между частями одной совокупности (количество продукции, приходящейся на одного работника).

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

6. Относительная величина сравненияпоказывает соотношение одноименных величин, относящихся к разной территории или к разным объектам за один и тот же период времени (годовой оборот на душу населения).

7. Относительная величина интенсивностихарактеризует степень распространения явления в той или иной среде.

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

Пример 1.Приведены сведения о работе промышленной организации за два года.

Определите относительную величину планового задания, динамики, выполнения плана. Сделайте выводы.

Ассортимент Выпуск продукции в сопоставимых ценах, тыс. р. Относительные величины, %
Прошлый год Отчетный год планового задания (гр.2/гр.1*100) выполнения плана (гр.3/гр.2*100) темп роста (гр.3/гр.1*100)
план факти чески
А
Цех № 1 108,1 106,2 114,9
Цех № 2 104,9 111,3 116,8
Цех № 3 109,2 84,2 92,0
Всего 107,5 104,2 112,0

Вывод: По сравнению с прошлым годом план выпуска продукции в целом был увеличен на 7,5%, в т.ч. по цеху № 1 на 8,1%, по цеху № 2 на 4,9%, по цеху № 3 – на 9,2%.

План выпуска продукции по цеху № 1 был перевыполнен на 6,2 % (106,2-100), по цеху № 2 план выпуска продукции перевыполнен на 11,3 %, а по цеху № 3 план выпуска продукции был недовыполнен на 15,8% (84,2-100). В целом по организации план по выпуску продукции был перевыполнен на 4,2 %.

По сравнению с прошлым годом выпуск хлеба в целом увеличился на 12%, в т.ч. по цеху № 1 на 14,9%, по цеху № 2 на 16,8%, а по цеху № 3 выпуск продукции уменьшился на 8 %.

Пример 2.

Текстильная фабрика произвела хлопчатобумажных тканей на сумму 52 тыс. р. в прошлом году, а в отчетном на сумму – 58 тыс. р. В отчетном году выпуск ткани составил 430 тыс.р. Цена на 1 января отчетного года – 130 тыс. р. за 1 м.

РЕШЕНИЕ:

1. Темп роста выпуска хлопчатобумажных тканей в действующих ценах:

58/52*100= 111,5 %

2. Выпуск хлопчатобумажных тканей в сопоставимом виде:

430*130= 55,9 тыс. р.

3. Темп роста выпуска хлопчатобумажных тканей в сопоставимых ценах:

55,9/52*100= 107,5%

Выводы: Выпуск хлопчатобумажных тканей в действующих ценах увеличился на 11,5% в отчетном году по сравнению с прошлым годом, а в сопоставимых ценах выпуск тканей увеличился на 7,5%.

Пример 3.

Имеются сведения о реализации продукции промышленной организацией, в тыс.р.

Определите относительную величину структуры. Сделайте выводы.

Показатели Годы Удельный вес, %
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
Объем отгруженной продукции (работ, услуг)
В том числе:        
- на внутренний рынок страны 39,38 40,52
- в страны СНГ 46,49 50,54
- в страны, не входящие в СНГ 14,13 8,94

РЕШЕНИЕ:

1. Определяем удельный вес отгруженной продукции на внутренний рынок в прошлом году

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

2. Определяем удельный вес отгруженной продукции в страны СНГ в прошлом году

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

3. Определяем удельный вес отгруженной продукции в страны, не входящие в СНГ в прошлом году

Тема «Абсолютные и относительные величины» - student2.ru

Аналогично производим расчет удельных весов в отчетном году. Данные заносим в таблицу.

Вывод: в отчетном году по сравнению с прошлым произошло увеличение удельного веса объема отгруженной продукции на внутренний рынок страны на 1,14 % (40,52-39,38) и в страны СНГ на 4,05 %. Отмечается также снижение объема отгруженной продукции в страны, не входящие в состав СНГ, на 5,19 % в отчетном году по сравнению с прошлым годом.

Тема « Средние величины»

Средняя величина – это, показатель, отражающий характерные размеры и соотношения, свойственные большинству признаков.

Наши рекомендации