Становление рыночного хозяйства в Японии(зарождение, реформы эпохи Мэйдзи, индустриализация)

Зарождение

Условия развития ранних форм капиталистических отношений зарождались в процессе разложения феодального строя на протяжении почти двух столетий. К середине XIX в. монополия феодалов на владение землей была подорвана. Об этом свидетельствовал тот факт, что 1/3 всей обрабатываемой земли оказалась в руках так называемых «новых помещиков» — ростовщиков, городских торговцев, разбогатевших крестьян, самураев-землевладельцев. Число безземельных земледельцев росло и это способствовало формированию рынка рабочей силы. Сдерживался этот процесс за счет того, что земледельцы не имели права на свободное передвижение по территории страны и смену вида деятельности.

Аграрное производство — главная отрасль экономики Японии — постепенно утрачивало свой натуральный характер. К середине XIX в. оброк и другие виды платежей взимались в натурально-денежной форме. Тем самым крестьянские хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения.

Многие хозяйства ориентировались на рынок, переходя от производства монокультуры - риса к выращиванию хлопка и выработке шелка-сырца, поскольку на эти виды сырья возрастал промышленный спрос.

В стране активно создавалось мануфактурное производство, в котором использовались технические усовершенствования, в частности сила воды. Технические новинки использовались в горном деле и выплавке металлов. Рост мануфактурных предприятий и упадок цехового ремесла особенно ярко проявились в прядильно-ткацком производстве. Централизованная мануфактура преобладала в ткацком деле, а в прядильном производстве — рассеянная. Промышленные предприятия появились в сахарном, горнорудном, металлообрабатывающем, фарфоро-фаянсовом, гончарном и военном производствах; большая их часть принадлежала крупным землевладельцам и государству.

Рынок капитала к середине XIX в. еще не сформировался, однако помимо оброчных платежей, торговой прибыли, ростовщического процента, появились дополнительные источники накопления капитала — прибыль, получаемая за счет предпринимательской деятельности государства, крупных феодалов и «новых помещиков». Основная масса торговцев и ростовщиков, обладавших значительными средствами, предпочитала заниматься традиционным и менее рискованным делом — операциями на рисовой бирже, спекулятивными земельными сделками, нелегальной скупкой земли. Поэтому капиталы оседали в сфере обращения. Кредитные операции осуществлялись старыми торгово-ростовщическими домами или отдельными ростовщиками. Как правило, ссуды выдавались под залог земли или товаров.

Таким образом, в Японии к середине XIX в. сложились определенные предпосылки для развития капиталистического хозяйства.

Однако феодальный режим, закрытость страны, политическая раздробленность тормозили формирование всеяпонского рынка товаров, капиталов, земли, рабочей силы, сдерживали становление капиталистического уклада.

Разложение феодальных и развитие капиталистических отношений ускорили насильственное открытие Японии для внешнего мира.(1854г-открыты 2 порта для внешней торговли,1858г-расширенная эскадра(США,Англия,Голландия) у южных границ,открытие еще 5 портов) Включение Японии силовым путем в систему мирового капиталистического рынка оказало в целом благотворное воздействие на экономическое развитие. Производители сельскохозяйственной продукции получили рынок сбыта. Перед промышленниками открылись широкие возможности для приобретения зарубежных машин и оборудования. С 1860 г. обороты внешней торговли быстро возрастали. В экспорте на первом месте стоял вывоз шелка, затем шел чай, медь, рыба и другие морские продукты. Японские производители хлопка получили возможность выхода на мировой рынок из-за сокращения его экспорта из США, где шла гражданская война. В импорте преобладали ткани и пряжа. В большом количестве ввозились оружие, суда, промышленное оборудование.

Высокий уровень спроса на мировом рынке на дешевые японские сельскохозяйственные товары способствовал росту товарности аграрного производства, расслоению деревни, укреплению экономических позиций землевладельцев, богатых земледельцев, торговцев-ростовщиков.Началось строительство промышленных предприятии, базировавшихся на европейской технике. Именно в этот период закладывалась основа тяжелой промышленности.

Наряду с государственными создавались частнокапиталистические мануфактуры в шелкоткацком и винокуренном производствах. Несмотря на явные успехи, промышленность развивалась медленно. Ввоз в Японию иностранных промышленных товаров разорял мелкотоварные производства, а товаропроизводители пополняли рынок рабочей силы. Внешний фактор — насильственное вовлечение страны в мировую торговлю — ускорял процессы формирования капиталистического хозяйства.

Реформы эпохи Мэйдзи

В условиях экономического кризиса, краха государственных финансов, угрозы иностранного порабощения в Японии возникло мощное антииностранное движение, наблюдался рост антиправительственных выступлений, в которых принимали участие самые широкие слои населения. Объединенные силы оппозиции (представители самурайских княжеств Тесю, Сацума и др., крупной торговой буржуазии), стремившиеся к модернизации существовавшего феодального режима, совершили правительственный переворот. Во главе Японии стал 16-летний император Муцухито. Его правление получило название эпохи Мэйдзи, т.е. просвещенного правления. По сути это был период важных политических событий и социально-экономических преобразований. Формирование новой социально-экономической структуры страны являлось функцией правительства. Сформированное правительство во главе с императором Муцухито (1868—1911 гг.) поставило перед страной задачу догнать и превзойти Запад в экономическом и военном отношениях. Власть начала последовательно проводить реформы в политической и военной сферах, экономике, управлении, образовании.

Переворот Мэйдзи считают буржуазной революцией 1867—1868 гг., выведший Японию на уровень мировых держав. Молодой император, окруживший себя умелыми министрами и советниками, в первый же год перенеся столицу Японии из Киото в Эдо, переименованный в Токио, начал осуществлять программу реформ.

Основные социально-экономические и политические преобразования:

завершен процесс объединения государства. Ликвидированы феодальные княжества и созданы префектуры. Формирование централизованного государства — решающий фактор превращения Японии в мощную мировую державу;

отменены феодальный строй, феодальные права князей и самураев; указ 1869 г. обязывал феодалов передавать свои владения императору;

отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, ликвидирован цеховой строй, гильдии и кланы;

отменено сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, провозглашена свобода торговли и передвижения по стране;

учреждено новое сословное деление общества. Если прежде сословий было четыре, теперь стало три. Дворянство представляло высшее сословие (в него вошли бывшие феодальные князья, придворная аристократия). Второе сословие — дворянство (все бывшие самураи). И третье сословие — простой народ, к которому отнесены остальные слои населения, в том числе торгово-промышленная буржуазия;

сняты все внутренние таможни, введена единая денежная единица (цена с золотым обеспечением).

Безусловно, эти меры способствовали образованию единого всеяпонского рынка, единого экономического пространства.

Тем не менее, революция считается незавершенной. Новый политический режим защищал интересы помещиков, хотя к власти допускалась и буржуазия. Высшие государственные посты были предоставлены придворной знати. Реформы носили двойственный характер и проводились постепенно. Феодальные элементы не подвергались немедленной ломке, а приспосабливались к новым условиям хозяйствования.

Индустриализация

Для первого десятилетия «эпохи Мэйдзи» характерна была нехватка капиталов. Существующие крупные капиталы старых торгово-ростовщических «домов» неохотно шли в сферу производства, привыкнув к паразитическому существованию за счет крестьянства, доходов государства и феодалов. Японская буржуазия предпочитала сферу обращения и кредита. Так, в 1883 г. капитал сферы кредита оценивал ся в 75 млн. иен, торговли — 36, а промышленности — лишь 15 млн. иен. Денежные средства «старых домов» и бывших феодалов составили основу не промышленного, а банковского капитала страны, образовав сеть «национальных банков». Первый такой банк был создан в 1873 г. торговыми домами Мицуи и Оно. Первоначально все крупные предприятия фабричного типа строились государством или с помощью иностранцев. В частности, английскому капиталу была дана концессия на добычу угля. Железнодорожное строительство также началось с помощью иностранных займов. Вместе с тем государство само начало строить «образцовые предприятия» в технически сложных и новых для Японии отраслях, взяв на себя основные затраты и риск.

В 1870 г. был создан даже департамент промышленности, управлявший новыми предприятиями. Цель их строительства, помимо обеспечения оборонной мощи, заключалась еще и в том, чтобы дать японским предпринимателям пример капиталистического хозяйствования, а также наладить собственное производство импортируемых товаров ради сохранения валютных резервов Японии.

Важным делом правительства явилось создание инфраструктуры. В 1872 г. были построены первые телеграфная и железнодорожная линии. Проводилось геологическое изучение страны. Были открыты запасы угля, железной руды и золота.

Но правительство не располагало достаточными средствами для создания целых отраслей хозяйства в широких масштабах. Так, к концу 70-х гг; общая протяженность железнодорожных линий составляла лишь 100 км. Все «образцовые предприятия» были убыточными. Финансовая слабость государства заставила его прибегнуть к политике инфляции. Особенно усилилась инфляция в 1877—1881 гг.

Основная масса новых предприятий принадлежала помещикам, мелкой и средней городской буржуазии. Мелкие размеры их капиталов привели к тому, что эти предприятия оказались основанными на ручном труде. Зато число таких предприятий стремительно возрастало. В 1868— 1877 гг. было построено 490 новых мануфактур, в 1878—1885 гг.— около 800. Частным предпринимателям предоставлялись субсидии, правительственные заказы.

С 1880—1881 гг. начался новый этап в развитии японского капитализма. Правительство передает «образцовые предприятия» в частные руки и отказывается от инфляционной политики. В ноябре 1881 г. издается указ о передаче заводов, промышленный департамент ликвидируется. Доля банковского капитала с 1884 по 1892 г. снизилась с 78 до 24%, а промышленного — поднялась с 5 до 30%. В то же время была проведена денежная реформа — введен золотой стандарт. Это значительно укрепило кредитно-денежную систему

Все это не замедлило сказаться на динамике промышленного, производства. Во второй половине 80-х гг. начался его подъем. В первую очередь он затронул текстильную промышленность. Крупные размеры предприятий стимулировали развитие машинного производства и в свою очередь -требовали увеличения размеров капитала. Возникли первые акционерные общества и, наконец, первый картель «Босэки рэнгокай», объединивший крупнейшие текстильные предприятия страны.

Интенсивным был рост железнодорожного строительства: за 1882—1890 гг. протяженность железных дорог выросла почти в 10 раз, образовав единую сеть. Это способствовало развитию внутреннего рынка.

В целом для японского капитализма начала XX в. характерно отсутствие собственной тяжелой промышленности. Развитие капитализма сопровождалось формированием рабочего класса Японии. Своеобразие этого процесса заключалось в сильной текучести фабричной рабочей силы. Распространено было «ученичество», когда от данный на мануфактуру ребенок первые 5—7 лет вообще не получал никакой заработной платы.

Производство такого рода могло существовать, только опираясь на постоянный приток рабочей силы из деревни.Разоряющийся крестьянин за единовременное вознаграждение про давал на мануфактуры и фабрики своих детей, особенно девочек, начиная с 12—14 лет.

Все это тормозило рост политического самосознания рабочего класса и давало возможность увеличивать степень его эксплуатации до крайних пределов.

С 80-х гг. положение начало медленно изменяться. Образовался слой профессиональных, потомственных рабочих, правда, очень узкий, не превышавший в начале 90-х гг. 100 тыс. человек. Общее число фабрично-заводских рабочих увеличилось до 350 тыс. в 1890 г., но подавляющую их часть все еще составляли женщины и дети.

Вопрос №23

Значение Первой мировой войны (перестройка экономики, послевоенное урегулирование, восстановление хозяйства)

Перестройка экономики

В годы первой мировой войны в Германии сложились наиболее зрелые по тем временам формы экономического союза государства и монополий. Сравнивая эту страну с США, В. И. Ленин подчеркивал, что «она была ниже во многих отношениях, в отношении техники и производства, в политическом отношении, но в отношении организованности финансового капитализма, в отношении превращения монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм — Германия была выше Америки»

Центральное место среди государственно-монополистических мер воздействия на экономику занимала политика принудительного картелирования и синдицирования. Меры по синдициропанию особенно усилились в связи с принятием в августе 1916 г. особой «программы Гинденбурга», предусматривавшей всеобщую мобилизацию населения и хозяйства под началом военных властей. В декабре 1916 г. «программа Гинденбурга» была дополнена законом о так называемой «патриотической подсобной работе». Новый закон вводил всеобщую трудовую повинность для мужчин в возрасте от 17 до 60 лет, санкционировал принудительное перемещение рабочей силы, подтверждал установленный ранее запрет стачек — словом, предоставлял предпринимателям диктаторские полномочия. Таким образом, была заложена правовая основа военной каторги для рабочих.

Чрезвычайные меры были приняты и по отношению к сельскому хозяйству. Морская блокада снизила экспорт продовольствия более чем на 2/3. Это повлекло за собой издание закона о хлебной монополии, в соответствии с которым государство скупало все запасы хлеба.

Очень важным рычагом государственно-монополистического вмешательства стало прямое участие государства в финансировании промышленности. Из 5,5 млрд. марок, инвестированных в годы войны в."германскую промышленность, на долю казны приходилось около 3 млрд., т. е. более половины. Государство стимулировало развитие военного производства, участвуя в учреждений новых смешанных компаний. За счет казенных средств были построены крупные электростанции, обеспечившие 3/4 всей производимой в стране электроэнергии.

Война приняла затяжной характер, и вскоре выяснилось, что немецкие империалисты переоценили свои экономические возможности и военный потенциал. Общие людские потери составили 7,5 млн. человек (вместе с пленными и ранеными ).Число погибших достигло 2,7 млн. Неизбежным стало финансовое истощение. Фискальный грабеж населения был доведен до крайней стеени. Однако налоги не покрывали всех расходов. Поэтому приходилось обращаться к займам и государственному кредиту. В итоге государственный долг увеличился в 32 раза (с 5 до 160 млрд. марок). Материальные запасы исчезли, хотя в довоенное время они оценивались в 20—25 млрд. марок. Объем промышленного производства сокращался. В 1918 г. он составлял только 57% от уровня 1913 г. Повторные мобилизации все более истощали людские ресурсы.

С 1916 г. в Германии начался настоящий голод. Больше всего он затронул рабочих, которые не могли покупать продовольствие на «черном рынке» по баснословным ценам. Реальная заработная плата сильно упала. По сравнению с 1900 г. в 1914 г. она составляла 96%, а в 1918 г. — 72%. На фабриках и заводах устанавливался каторжный режим. Рабочий день часто удлинялся до 12— 14 часов, производственный травматизм вырос более чем на 50%.

В таких условиях неизбежным становилось обострение классовых противоречий.

Послевоенное урегулирование

28 июня 1919. г., после длительных переговоров был подписан мирный Версальский договор. Экономические потери Германии по этому договору оказались весьма значительными. У нее были отобраны колонии и переданы Англии. Франции, Японии, Бельгии. В пределах Европы Эльзас к Лотарингия были переданы Франции. Округа Эйпен и Мальмеди — Бельгии; часть Шлезвига — Дании; Познань, часть Западной Пруссии, Верхней Силезии и Померании — Польше; Мемель — Литве. Эти изменения в европейских границах возвращали соседним народам часть земель, ранее захваченных немецкими агрессорами. Экономические позиции германского империализма в Европе были сильно ослаблены. Потеряно было 13% населения; на 15 лет отторгалась Саарская область. Считается, что национальное богатство Германии сократилось на 49,7%.

Под видом репараций Германия обязывалась платить огромную контрибуцию. Окончательные ее размеры были позднее определены в 132 млрд. марок, причем 20 млрд. падало на ближайшие 2 года. Допускались платежи натурой. Было конфисковано 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, много сельскохозяйственных машин, 140 тыс. молочных коров. В последующие десять лет Германия должна была поставлять в счет репараций уголь, строительные материалы, химикаты, молочный скот. Эти поставки предназначались для Франции, Бельгии, Италии. Версальский договор не забывал и коммерческих интересов Антанты. Для нее гарантировались торговые льготы разного рода. На льготных условиях могли происходить и капиталовложения в хозяйство Германии. Поэтому В. И. Ленин много раз подчеркивал грабительский характер Версальского договора.

Договор предусматривал разоружение Германии. Большая часть военно-морского флота была потоплена, военная авиация- запрещена, численность армии уменьшена до 100 тыс. человек, крепости оставались только на восточной границе. Левобережье Рейна подлежало оккупации, и связанные с ней расходы возлагались на Германию. На некоторое время военная мощь германского империализма была сильно ограничена

Восстановление хозяйства

С 1924 г. в Германии началась временная стабилизация капитализма. Это было обусловлено разгромом революционного движения,облегчением репарационного бремени, очищением Рурской области от оккупантов, стабилизацией валюты и прекращением периода инфляции. Стабилизация была связана с общими изменениями в экономике капиталистического мира. На четыре-пять лет оказался реальным план Дауэса. Одной из его главных целей стало увеличение капиталовложений в германскую экономику. Формально кредиты выдавались для обеспечения репарационных выплат, но фактически речь шла о финансовой программе по восстановлению военно-промышленного потенциала Германии. Общая сумма иностранных инвестиций в германскую экономику за 1924—1929 гг. достигла, почти 21 млрд. золотых марок, тогда как выплата репараций — только 10,2 млрд. Подавляющую часть финансовых поступлений (70%) обеспечили банкиры США.

В 1924—1929 гг. в экономике Германии произошли существенные сдвиги. К концу этого периода объем промышленного производства удвоился и превысил довоенный уровень на 13%. По общему объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире (после США). Расширение производства осуществлялось на новой технической основе. Сильно продвинулся процесс электрификации промышленности. Крупных успехов достигло машиностроение. В молодых отраслях — электротехнике, химии — темпы роста были особенно велики.

Промышленный подъем усилил концентрацию и централизацию капитала. Картельная форма, несмотря на численный рост, потеряла самостоятельное значение. Доминирующую роль стали играть концерны и тресты.

К концу 20-х гг. германским магнатам во многом удалось восстановить свои международные позиции. Оставаясь импортером капитала, Германия становится также и его экспортером. Возросла роль Германии в мировой торговле. Обновление промышленного аппарата позволило ей обойти Англию по вывозу машин и оборудования. Масштабы германских внешнеторговых операций превосходили довоенные по импорту на 30%, а по экспорту — на 17%.

Однако все это было достигнуто за счет жестокой эксплуатации рабочего класса. Конечно, по сравнению с периодом катастрофической инфляции и хаоса его положение несколько улучшилось. Сократилась безработица, повысилась реальная заработная плата. Но в 1926 г. она составляла только 60—70% довоенной и была на 20% ниже, чем у французских рабочих, и на 40% ниже,, чем у рабочих в Англии. Рабочий день стал более длительным.

Монополии добились в 1927 г. принятия закона об увеличении его продолжительности до 10—12 часов.

Вопрос № 24

План Дауэса. План Юнга

План Дауэса – это план, устанавливавший новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны.

Рост социальной напряженности в центре Европы после Первой мировой заставил западные страны, и прежде всего США, пересмотреть основные положения Версальского договора и создать новый репарационный план для Германии. Такой план был разработан международным комитетом экспертов под руководством директора одного из чикагских банков генерала Чарлза Дауэса. В августе 1924 года на Лондонской конференции держав-победительниц был принят план Дауэса, по которому предусматривалось существенное снижение объемов ежегодных ре- параций.

В соответствии с этим планом устанавливались три основных источника обеспечения репарационных платежей. Во-первых, они должны были выплачиваться за счет введения высоких пошлин и кос- венных налогов на сахар, табак, пиво, обувь, ткани и другие предметы массового потребления; выпускались также специальные облигации. Во-вторых, поступление платежей обеспечивалось за счет доходов от германских железных дорог. В-третьих, меньшая часть платежей должна была выплачиваться непосредственно из доходов предприя- тий промышленности и транспорта, что позволяло международным агентам контролировать их деятельность.

В соответствии с планом Дауэса заметно увеличились зарубежные инвестиции в германскую экономику, которые формально выдавались для обеспечения репарационных выплат. Но фактически это была обширная программа по восстановлению военно-промышленного потенциала Германии. В результате сумма иностранных капитало- вложений в течение 1924—1929 гг. составила почти 21 млрд золотых марок, в то время как объем репараций — 10,2 млрд. Основную часть инвестиций (до 70%) составляли поступления из США, которые были предоставлены в виде займа в 800 млн марок. Многие займы носили долговременный характер, и их можно было направлять на модерни- зацию основных производственных фондов.

В этот период началась частичная стабилизация германской экономики, продолжавшаяся вплоть до 1929 года. Германия достаточно быстро сумела восстановить свое хозяйство. Этому способствовало не только снижение репараций, но и постепенный вывод оккупационных войск из Рурской области. В 1924 году было отменено чрезвычайное положение, введенное в 1923 году.

Тем не менее экономический кризис продолжал углубляться. Это было связано еще и с тем, что германская экономика в 1920-х годах во многом зависела от иностранных инвестиций и кредитов. Но промышленно развитые страны больше не могли предоставлять Германии помощь и кредиты, так как сами были охвачены кризисом.

План Дауэса оказался невыполненным, поскольку Германия не могла больше выплачивать репарационные платежи. В этих условиях ведущие западные страны пытались помочь германскому правительству, боясь повторения революционных событий 1919—1923 гг. Взамен плана Дауэса был разработан новый репарационный план. Он был принят в январе 1930 года на Гаагской репарационной конференции и назван планом Юнга по фамилии американского банкира, президента электротехнического треста О. Юнга, возглавлявшего комиссию по разработке этого плана.

В соответствии с планом Юнга предусматривалось дальнейшее снижение годовых репарационных платежей, а также полная отмена всех форм и видов контроля над финансами и хозяйством Германии в целом, что во многом развязывало руки германскому руководству. По этому плану досрочно (в 1930 году) прекращалась франкобельгийская оккупация Рейнской области, существенно уменьшалась общая сумма репараций, а срок окончания платежей продлевался на 59 лет.

Но экономический кризис нарушил все расчеты плана Юнга. Поскольку положение в экономике Германии принимало угрожающий характер, выполнение этого плана только ухудшало ситуацию. В июне 1931 года президент США Г. Гувер предложил приостановить репарационные платежи на год. В июне 1932 года конференция в Лозанне установила общий объем платежей в 3 млрд рейхсмарок с отсрочкой на 15 лет. Но к этому времени германское правительство в одностороннем порядке уже фактически прекратило все выплаты.

Экономический кризис привел к полному краху политической системы Веймарской Республики, которая не только оказалась неспособной вывести страну из пучины кризиса, но и привела к тому, что в Германии была скомпрометирована сама идея парламентаризма. Реальная власть в стране фактически перешла от Рейхстага в руки президента П. фон Гинденбурга, постоянно призывавшего к реваншу и пересмотру послевоенных границ.

Вопрос №25

Наши рекомендации