Вторая производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе производственно-технологическая)
8.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)
Целями производственной практики являются закрепление теоретических знаний, полученных студентом во время аудиторных занятий и учебных практик, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, путем непосредственного участия студента в деятельности производственной организации, а также приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) и приобретение им социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами производственной практики являются:
Ø закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
Ø развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задачах по месту прохождения практики;
Ø изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
Ø ознакомление с содержанием основных работ, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;
Ø изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;
Ø освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов.
Ø принятие участия в конкретном производственном процессе;
Ø приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах;
Ø непосредственное участие в рабочем процессе предприятия (организации) с выполнением должностных обязанностей по полученной рабочей специальности, квалификации;
Ø сбор материалов для подготовки и написания контрольных работы по профильным дисциплинам.
Задачи производственной практики - закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического изучения дисциплин учебного плана, на основе глубокого изучения работы буровых и сервисных предприятий, на которых студенты проходят практику, а также овладение производственными навыками и передовыми методами труда. В процессе практики студенты приобретают опыт организаторской, воспитательной и общественной работы.
8.2 МЕСТО ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ) В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Производственная практика является одним из важнейших блоков структуры основных образовательных программ (ООП) бакалавриата. Блок ООП «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Освоение практического учебного материала позволит подготовить обучающегося для успешного прохождения профильных дисциплин следующих семестров и прохождения производственной (преддипломной) практики в ходе последующих занятий.
8.3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)
Для успешного прохождения производственной практики обучающийся должен знать базовые дисциплины, изучаемые на 1,2,3-ом курсах, основы обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства, основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, промышленной и экологической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в сфере нефтегазового производства, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов; правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности; основные стандарты и технические условия, технические характеристики отечественных и зарубежных технологий в области добычи нефти и газа; самостоятельно составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию, применять процессный подход в практической деятельности.
Обучающийся также должен уметь самостоятельно владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с персональным компьютером, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);
- способность осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);
- способность эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-3);
- способность обслуживать и ремонтировать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);
- способность выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8).
По окончании производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- основные требования безопасности ведения работ при строительстве скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- содержание основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- особенности строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- основные обязанности работника, занимающего должность соответствующую полученной рабочей профессии, квалификации (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
уметь:
- описать конкретный производственный процесс строительства скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- осуществлять технологические процессы строительства скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- принять участие в конкретном производственном процессе (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- распознавать признаки начинающегося осложнения в процессе строительства скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
владеть:
- навыками применения на практике знаний, полученных во время теоретического обучения и прохождения производственной практики (ОПК-1, ПК-2,3,7,8);
- методами статистической обработки результатов экспериментов, составления отчетной документации (ОПК-1, ПК-2,3,7,8).
8.4 СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)
Срок проведения практики – 4 недели в июне - июле после окончания шестого семестра третьего года обучения.
Практика проводится на буровых предприятиях или в организациях, оказывающих сервисные услуги при строительстве скважин, а также изготавливающих буровое оборудование, контрольно-измерительные приборы и инструмент.
8.5 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов (СРС) и трудоемкость (час) | Формы текущего контроля | |
Организационный этап | собрание | опрос | ||
Подготовительный этап, инструктаж по технике безопасности. Заполнение индивидуальной книжки по практике. | инструктаж | опрос | ||
Производственный этап, производственный инструктаж, получение производственного задания. Заполнение индивидуальной книжки по практике. | инструктаж | опрос | ||
Производственный этап, выполнение производственного задания. Заполнение индивидуальной книжки по практике. | работа на производстве (5 дней в неделю по 4 часа) СРС | опрос | ||
Учебный этап, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения и другие выполняемые обучающимся самостоятельно виды работ. Заполнение индивидуальной книжки по практике. Подготовка отчета по практике. | Семинар СРС | опрос | ||
Аттестационный этап, собеседование по результатам практики и сдача зачета. | собеседование | зачет | ||
Итого: |
Содержание второй производственной практики.
8.5.1. Строительство скважин
Режим бурения
Контроль параметров режима бурения. Способы получения оперативной информации в процессе бурения. Приборы, станции и пульты контроля параметров режима бурения. Нормативная и рабочая документация, регламентирующая режим бурения. Специфика режима бурения при отборе керна. Влияние параметров режима на выход керна. Особенности режимов бурения на депрессии, с очисткой забоя газообразными агентами, при отборе керна, при забуривании новых стволов и при бурении с электробурами.
Гидравлическая программа бурения скважин. Выбор параметров и расхода промывочной жидкости. Гидромониторная очистка забоя. Выбор типа бурового насоса и режима его работы.
Бурение наклонно-направленных, горизонтальных скважин и боковых
горизонтальных стволов
Элементы компоновки низа бурильной колонны, стабилизирующие направление оси скважины: калибраторы, центраторы, утяжелённые бурильные трубы, стабилизаторы. Конструкции отклоняющих устройств для бурения скважин турбинным и роторным способом. Принципиальные схемы компоновок нижней части бурильной колонны, предназначенных для бурения различных участков наклонно - направленных скважин. Контрольно-измерительные приборы, применяемые при наклонном бурении.
Сущность кустового бурения и факторы, обуславливающие его применение, схемы размещения скважин в кусте. Требования правил безопасности.
Технология бурения горизонтальных скважин. Параметры искривления. Отклоняющие устройства. Приборы контроля.
Технология бурения боковых горизонтальных стволов. Способы выхода из обсадных колонн, особенности крепления БГС.
Технология бурения многоствольных и многозабойных скважин.
Крепление скважин
Способы контроля качества труб и их соединений. Смазка для резьбовых соединений труб. Способы повышения герметичности резьбовых соединений обсадных труб. Условия работы обсадных колонн в скважинах: характер нагружения, классификация сил, характер их изменений по длине колонны и во времени. Причины повреждения обсадных колонн, их износ и пути его снижения. Подготовка труб, оборудования и скважины к спуску обсадной колонны. Технологическая оснастка колонн. Назначение и размещение элементов оснастки. Технология и организация работ по спуску обсадных колонн в скважину. Режим спуска обсадной колонны. Особенности спуска обсадных колонн секциями, хвостовиков, сварных колонн. Осложнения и аварии при спуске обсадных колонн. Охрана труда и техника безопасности при креплении.
Разобщение пластов
Буферные жидкости, их назначение, состав, области применения и условия использования. Осложнения, возникающие при цементировании и в период твердения цементных растворов, причины и способы их предупреждения. Причины возникновения межпластовых перетоков по зацементированному затрубному пространству и способы их предупреждения. Цементирование при ремонте скважин. Факторы, влияющие на прочность сцепления и герметичность контакта цементного камня с обсадными колоннами и стенками скважин, пути повышения герметичности контактов. Подготовка скважины и оборудования к цементированию обсадных колонн. Расчёт цементирования обсадных колонн при различных способах. Оборудование для цементирования. Организация и контроль цементирования. Выбор схемы обвязки цементировочного оборудования. Контроль скважины и обсадной колонны в период твердения цементного раствора. Проверка качества первичного цементирования. Обвязка обсадных колонн на устье. Проверка герметичности обсадной колонны, заколонного пространства и устьевой обвязки. Установка цементных мостов. Охрана труда, техника безопасности при цементировании скважин. Защита недр и окружающей среды от загрязнения.
Вторичное вскрытие продуктивных пластов
Способы вторичного вскрытия продуктивного пласта. Влияние способа перфорации на состояние крепи призабойного участка скважины. Выбор состава жидкости для заполнения колонны при перфорационных работах. Подготовка скважины и оборудование устья скважины при перфорационных работах. Охрана труда и техника безопасности.
Воздействие на призабойную зону пласта
Методы воздействия на призабойную зону продуктивного пласта. Организация работ, используемые техника и оборудование.
Вызов притока пластового флюида из пласта
Способы вызова притока пластового флюида. Организация работ, используемые техника и оборудование.. Испытание продуктивных пластов в обсаженном стволе. Заключительные работы после испытания скважин, передача скважин НГДУ.
Подземный ремонт скважин
Виды подземных ремонтов скважин. Подготовительные работы перед ремонтом. Глушение скважины. Подъем подземного оборудования. Технические средства для подземного ремонта. Спускоподъемные операции и их механизация. Освоение скважины после подземного ремонта. Техника безопасности и охрана окружающей среды при ремонте скважин.
Капитальный ремонт скважин
Виды капитальных ремонтов. Исследования перед ремонтом скважины. Технические средства и инструмент, используемые при капитальном ремонте. Глушение скважины. Ловильные работы в скважинах, исправление повреждений в эксплуатационной колонне, изоляционные работы. Освоение скважины после ремонта. Ликвидация скважин. Техника безопасности и охрана окружающей среды при проведении капитального ремонта скважин.
8.6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Промежуточная аттестация по итогам второй производственной практики проводится в форме собеседования и зачета. По возвращении с производственной практики в образовательную организацию студент вместе с научным руководителем от профильной кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. При этом формулируется тема работы. В дневнике по производственной практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике. Студент пишет краткий отчет о практике, который включает в себя общие сведения об изучаемом объекте. Защита отчета о производственной практике происходит перед специальной комиссией кафедры. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины, например:
1. Назначение элементов бурильной колонны (ОПК-1, ПК-2,3,7,8).
2. Технология вырезки «окна» в обсадной колонне (ОПК-1, ПК-2,3,7,8)
3. Отклоняющие устройства для бурения наклонных скважин (ОПК-1, ПК-2,3,7,86).
4. Схемы размещения противовыбросового оборудования (ОПК-1, ПК-2,3,7,8).
5. Особенности режима бурения с отбором керна (ОПК-1, ПК-2,3,7,8).
6. Технология одноступенчатого цементирования обсадных колонн (ОПК-1, ПК-2,3,7,8).
8.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)
Студент проходит практику в буровом предприятии, или в организации, оказывающей сервисные услуги при строительстве скважин. В процессе проведения второй производственной практики применяются стандартные образовательные и производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе предприятия.
Во время прохождения производственной практики студент обязан вести индивидуальную книжку по практике, в которой он отражает в хронологическом порядке ход выполнения производственного задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Допускается ведение дневника в электронном виде с использованием персонального компьютера.
Формами проведения практики могут быть:
- самостоятельная работа обучающихся с библиотечным фондом и Интернет - ресурсами для подготовки отчета по практике;
- практика в качестве стажеров/практикантов на буровом или сервисном предприятиях;
- изучение технологических процессов строительства скважин и изготовления бурового оборудования в реальных производственных условиях.
В отчете о прохождении производственной практики должны найти отражение следующие структурные элементы:
- Титульный лист (Приложение 4).
- Введение:
• Цель, место, дату начала и продолжительность практики.
- Основная часть:
• описание соответствующего подразделения предприятия, где проходит практика;
• перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики;
• описание выполненной индивидуальной работы и полученные результаты;
• вопросы охраны труда и промышленной безопасности;
• вопросы охраны недр и окружающей среды;
• краткие ответы на вопросы к отчету по практике для студентов, работающих или замещающих на соответствующих должностях (Приложение 8).
- Заключение:
• характеристика навыков и умений, приобретенных на практике.
• впечатления от практики
- Список использованных источников.
- Приложения (при наличии).
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов на производственной практике.
В процессе производственной практики студент изучает технологии, используемые в процессе строительства скважин, знакомится с организацией производства, изучает функции и формы работы вспомогательных подразделений бурового предприятия. При этом особое внимание уделяется:
● изучению содержания оперативного инженерно-технического обеспечения технологических процессов при строительстве скважин;
● сбору исходной информации для контрольных работ по профильным дисциплинам;
● знакомству с методами ведения организационной работы в различных подразделениях бурового предприятия.
Помимо указанных в перечне материалов студент должен привлекать результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов сотрудников организации и т.п.