Метод социологических исследований.
Они разнообразны: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического региона; контект-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов, и т. д.
Можно отметить также метод зонирования— выделение территорий, которые обладают однородностью по какому-либо фактору (например, количеству осадков, плотности населения, качеству почв, рельефу и т. д.).
Лекция №2
Тема Основы территориального планирования регионов России
Вопросы
1. Понятие, значение и задачи территориального планирования
2. Стратегическое планирование в современной России
3. Методы территориального планирования
Основная литература
1.Понятие, значение и задачи территориального планирования Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Задачами территориального планирования являются: § Разработка предложений по совершенствованию административно- территориального деления территории субъекта Российской Федерации; § Подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности; § Определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям; § Определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; § Формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на аукционах и другое; § -Упорядочение структуры землепользований и землевладений; § -Разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; § -Территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий; § -Определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства; § -Оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе. Существуют три вида территориального землеустройства: 1. Стратегическое направлено на проведение анализа социально-экономического потенциала; на формирование структуры программных документов, формулировку целей и индикаторов их достижения; на выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель. 2. Тактическое направлено на определение потребности в необходимой территории для отраслей экономики; на выбор территориального планирования; на расстановку организаций-исполнителей подготовки схем территориального планирования, подготовку и переподготовку кадров, привлечение специалистов и консультантов, организацию изучения опыта разработанных и утвержденных документов территориального планирования; на организацию публичного обсуждения и общественных претензий документов территориального планирования. Текущее направлено на оценку выполнения плана; на напряженность плана; на динамику планируемого показателя. 2. Стратегическое планирование в современной России В России вплоть до конца 1990-х годов отсутствовало понимание необходимости проведения целенаправленной политики по управлению развитием регионов. Федерация занималась вопросами макроэкономических показателей, таких, как денежная масса, курс рубля, доля расходов федерального бюджета в ВРП. В этом горизонте управления линии развития отдельных регионов не просматривались. С конца 1990-х годов, когда увеличился поток инвестиций в Россию и начал расти внутренний рынок, ситуация изменилась. Стало очевидно, что материальная база страны устроена так, что ресурсы не накапливаются, повышать цены на сырье не позволит сырьевой суперцикл, и что — как стране в целом, так и отдельным регионам — необходимо задумываться о стратегии, обращенной в будущее. Например, нужно ли наращивать темпы добычи и производства угля, черного и цветных металлов и пр., если стране столько не требуется? Понятно, что в такой ситуации экспорт будет расти и стремиться к 100%, но произойдет ли при этом развитие территорий? Проблемы территориального развития начинают постепенно перемещаются в область общегосударственных приоритетов. На федеральном уровне осознали, что в управлении регионами нужны изменения, чтобы ресурсы, которые приходят в страну, оставались в ней и способствовали устойчивому развитию регионов и городов. Правительству Михаила Фрадкова потребовалась государственная политика по региональному, территориальному, муниципальному развитию, но на тот момент инструментария и даже подходов к этой теме выработано не было. За последние несколько лет перечень документов, регулирующих региональное развитие РФ, существенным образом расширился. На сегодняшний момент функцию стратегии для страны должна выполнить концепция долгосрочного развития до 2020 го- да. Она несет в себе видение, возможный сценарий развития, риски, с которыми столкнется страна, при реализации целей в рамках вариативных сценариев. Главная цель концепции – достижение конкурентно способности страны. В отличие планов и стратегий других европейских государств, у России здесь гораздо более сложная система вызовов и решений. Главный из них – на какой базе будет достигнута конкурентно способность, ведь Методы территориального планирования ![]() | |
Лекция 3
Тема: Политика правовая основа формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации
1. Современные проблемы федерализма
2 Конституция РФ – политико-правовая основа формирования и функционирования регионов.
Основная литература