Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов

В зоне приема и выдачи грузов предусматривают перегрузочные механизмы и накопительные устройства для устранения неравномерности внешних и внутренних грузопотоков.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru Рис.11. Оборудование для приёма и переработки груза на складе:

а) шарнирно-балансирный многозвенный манипулятор;

б) перегрузочный роликовый приводной конвейер;

в) подъёмник;

г) секция контроля габаритных размеров;

Для механизации операций подъема и перемещения эффективно используют шарнирно-балансирные уравновешенные манипуляторы с ручным управлением, пневматическим и электромеханическим приводом, (рис.11 а)); грузоподъемность таких машин 40 – 250 кг, а радиус обслуживания - до 3 м.

Для перемещения грузов и поддонов (например, с участка разгрузки в зону хранения) используют роликовые конвейеры (рис.11 б)), а для подъема грузов и поддонов применяют подъемники (рис.11 в)).

На складах выполняют также операции контроля, пересчета, сортировки и комплектации производственных партий с укладкой в специальную технологическую тару или спутники. На рис.11 г) показана секция контроля габаритных размеров грузов.

1.2.6. Компоновочные схемы складов заготовок и проката.

В большинстве случаев используют тупиковую схему. Зоны приема и выдачи заготовок размещены с одного торца склада. Склад получается более компактным, удобна передача освобождающейся тары с одного участка на другой, оба участка могут обслуживаться одними и теми же рабочими.

Второй вариант – поточная схема позволяет совмещать начало линий обработки и сборки изделий с участками выдачи грузов со склада.

Пример схемы планировки автоматизированного склада тупикового типа показан на рис. 12:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис.12. Пример схемы планировки автоматизированного склада тупикового типа.

Обозначения к рисунку 12:

1. - заготовки, полуфабрикаты;

2. - участок временного хранения;

3. - конвейер приема поддонов;

4. - кран-штабеллер;

5. - участок комплектования;

6. - площадка временного хранения;

7. - контора;

8. - цеховой конвейер;

9. - стол участка комплектования;

10. - конвейер-накопитель;

11. - конвейер;

12. - кран-балка;

13. - передаточные устройства;

14,15,16 - участки распределительного конвейера.

«З» Заготовки (1) поступают на участок ВХ (2) или непосредственно на конвейер приема поддонов (3), где загружаются в тару, и далее на один из участков 14, 15 и 16 распределительного конвейера. После поворота поддон с заготовками попадает на одно из передаточных устройств 13 в зоне обслуживания каждого штабеллера, а затем штабеллером 4 перемещается в ячейку склада.

Для комплектования партии запуска поддон с заготовками доставляется штабеллером 4 к устройству передачи 13, а далее с помощью конвейера 10, 11 на участок 5 комплектования. На столе 9 участка 5 операторы склада формируют в поддоне производственную партию. Поддон с оставшимися заготовками возвращается в ячейку склада. Поддон с партией заготовок передают на площадку 6 временного хранения для отправки на участки механической обработки.

Загрузку и выгрузку поддонов осуществляют напольными погрузчиками или подвесной кран-балкой 12. Поддоны с заготовками, не требующими комплектования, попадают на выходной конвейер-накопитель и далее на площадки ВХ отправляемых грузов. Отсюда заготовки цеховым конвейером 8 передают на участки и линии обработки.

Циклы работы крана-штабеллера:

· одноходовой цикл (перемещение к заданной ячейке, загрузка или выгрузка; возврат к устройству передачи поддонов);

· двухходовой цикл (подача поддона на штабеллер, перемещение к свободной ячейке, выгрузка поддона, перемещение к другой ячейке, захват поддона; перемещение в исходное положение, укладка поддона в передающее устройство).

·

1.2.7.Накопительные подсистемы на производственных участках

Для уменьшения потерь производительности из-за неритмичности работы и отказов отдельных элементов технологических систем на производственных участках предусматривают накопители. Эффективность накопительных систем зависит от их структурной схемы, вместимости и надежности работы.

Возможны две структурные схемы накопителей (рис. 13): транзитная и тупиковая. Через накопители транзитной схемы проходит весь поток заготовок. Однако при остановке накопителя прекращается работа двух смежных участков. Тупиковые накопители включаются в действие только при останове смежного участка производственной системы, поэтому надежность этого типа накопителей выше.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис.13. Структурные схемы накопительных систем:

а) транзитного типа;

б) тупикового типа.

Транзитные типы накопителей применяют для простых деталей, например типа тел вращения. В линиях изготовления корпусных деталей, а также при использовании спутников и кассет для транспортирования деталей используют накопители тупикового типа.

В качестве накопителей могут использоваться различные конструкции: межоперационные транспортные системы, стеллажи, лотки, магазины, тактовые или поворотные столы, бункеры, накопительные ячейки и т.п.

Полуфабрикаты могут размещаться в накопителях либо навалом, либо в ориентированном виде. В последнем случае полуфабрикаты размещают в таре-кассетах, поддонах или спутниках. Автоматизированный накопитель деталей и заготовок в таре показан на рис. 14.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис.14. Автоматизированный накопитель деталей и заготовок в таре.

Для ориентирования изделий, поступающих навалом, используются бункеры-накопители. Одна из таких конструкций накопителя показана на рис. 15. От электродвигателя 1 через редуктор 8, кривошип 7 и шатун 6 возвратно-поступательное движение передается плоскому шиберу 5. Шибер воздействует на кольца 4 в бункере 3 и направляет их в щель, образованную шибером 5 и стенкой 2. По наклонному дну 9 кольца поступают к выходному окну 10, где стоит подпружиненная собачка 12, которая позволяет изделию поштучно выкатываться в штанговый подъемник.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис.15. Бункер-накопитель.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru Структурные схемы функционирования накопителей зависят от способа транспортирования изделий, их числа и номенклатуры. Типовые схемы функционирования накопителей приведены на рис. 16. Схема на рис.16 а) (транзитная схема) используется при условии, что вместимость участка 1 конвейера между технологическим оборудованием достаточна для обеспечения необходимого задела. При недостаточной вместимости используют дополнительные встроенные накопители кольцевого (рис.16 б)), тупикового (рис.16 в)) и комбинированного (рис.16 г)) типов. В последней схеме происходит циркуляция изделий в накопителе и возможна выдача любого изделия на технологическое оборудование.

Рис.16. Типовые схемы функционирования накопителей: а) транзитного типа; б) кольцевого типа; в) тупикового типа; г) комбинированного типа.

Варианты планировочных решений размещения накопителя в виде складской цеховой системы зависят от компоновки размещения технологического оборудования. На рис. 17 показаны варианты планировочных решений. Т-образное планировочное решение характеризуется наличием транспортных систем доставки изделий из складской системы-накопителя 3 к технологическому оборудованию 1, а также загрузочных устройств 4. Вариант кольцевого решения требует кольцевого размещения не только склада 3, но и транспортной системы 2. Линейная планировка обеспечивается транспортной системой 3, при остановке по техническим причинам любого технологического оборудования 1, 2 накопительная складская система 4 с помощью транспортного робота загружает работающее оборудование полуфабрикатами. Цифрой 5 обозначена позиция линии, где контролируется выходящая с линии продукция.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис.17. Варианты планировочных решений складской системы: а) Т-образная; б) кольцевая; г) линейная

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

В производственном процессе накопители могут выполнять следующие функции:

-принимать изделия с предыдущего основного оборудования и выдавать их на последующее – работа на накопление;

-выдавать полуфабрикаты на последующее основное оборудование и не принимать с предыдущего – работа на расход;

-принимать изделия с предыдущего оборудования и посылать их на последующее, т.е. работать напрямую, причем темп приема и выдачи может быть разный при смене производительности технологического оборудования.

Накопители большой вместимости располагают между механообрабатывающим и термическим оборудованием, поскольку механообрабатывающие участки работают чаще в две смены, а термические – непрерывно.

В поточном производстве накопители практически не устанавливают между основным оборудованием, их чаще всего размещают в начале и конце поточной линии, а также между участками линии.

В непоточном производстве накопители обычно размещают после группы основного оборудования или около каждого оборудования, т.к. из-за широкой номенклатуры изготавливаемых изделий постоянно изменяется продолжительность выполнения технологических операций, а это приводит к необходимости наличия накопителей для обеспечения равномерности загрузки основного оборудования.

1.3 Расчет основных параметров складов.

Склады проектируют в одну стадию (рабочий проект) или в две стадии (проект и рабочая документация).

Рабочий проект выполняют обычно в два этапа. На первом этапе определяют техническую возможность и экономическую целесообразность основных технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений по складу и составляют смету. На втором этапе разрабатывают рабочие (монтажные) чертежи склада.

На первом этапе выполняют:

-выбор возможных конкурентно-способных вариантов склада по способам складирования, параметрам складского здания, компоновкам технологических участков и склада в целом, типу и основным характеристикам складской тары, стеллажного и штабелирующего оборудования, технологии, механизации, организации и автоматизации работ;

-технологические расчеты по складу (емкость, параметры грузовых потоков, приемно-отправных экспедиций, внутрискладского транспорта, производительности и потребного количества подъемно-транспортного оборудования и т.д.);

-выбор технологии и организации складских работ, порядок переработки грузов и документов;

-расчёт технико-технологических показателей и сравнение их с соответствующими номативными показателями.

После утверждения принятых технических решений по первому этапу разрабатывают:

-рабочие (монтажные) чертежи расположения оборудования (планы, разрезы, виды);

-ведомости покупного оборудования;

-технологические карты, определяющие содержание операций на складе, их трудоемкость, способы и последовательность выполнения;

-должностные инструкции складских работников.

1.3.1. Детальный расчет складов.

Расчет параметров складской системы начинают с выбора нормы запаса хранения (таблица 2).

Зная норму запаса хранения в днях, определяют запас хранения соответствующей группы грузов (т) по формуле:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - годовое поступление груза соответствующего наименования, т/год;

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - норма запаса хранения, дни.

При выборе основных параметров складской системы необходимо учитывать характеристики грузов:

-габаритные размеры;

-геометрическую форму;

-массу;

подверженность повреждениям;

-необходимость пространственной ориентации при хранении и перемещении;

-строительные характеристики здания.

Перечисленные характеристики влияют на тип, количество и параметры складского оборудования. На выбор последнего влияют также выбранный технологический процесс переработки грузов, количество перерабатываемого груза, периодичность его поступления и отправления.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Таблица 2. Нормы для расчёта цеховых складов и кладовых, определения числа кладовщиков.

Далее осуществляют выбор типа и параметров производственной тары, при этом возможны следующие варианты:

-тип и параметры тары известны, т.к. грузы поступают в таре;

-тип и параметры тары неизвестны, но есть рекомендации по использованию унифицированной тары, например, накопителей;

-тип и параметры тары неизвестны, однако ограничений выбора нет.

После выбор типа и параметров тары рассчитывают необходимое число единиц тары Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru для размещения необходимого запаса по каждой группе заготовок:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru , где Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - средняя вместимость тары.

Среднюю вместимость тары определяют по максимальной грузоподъемности тары Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru , с учетом коэффициента использования ее по грузоподъемности Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru по формуле:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Число стеллажей Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru рассчитывают следующим образом:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где m - число групп грузов, хранящихся на складе; Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - число ярусов стеллажа.

Необходимо установить число ярусов по высоте здания. Высоту яруса стеллажа можно определить, зная высоту и толщину тары (для плоского поддона) Δили сумму высоты ножек поддона и толщины его настила (для стоечных и ящичных поддонов), собственную высоту груза C , зазор e между верхом нижнего поддона (для стоечных и ящичных поддонов) и лежащего на нем груза (для плоских поддонов) до низа опорной поверхности следующей по высоте тары с грузом, по формуле: CЯ = Δ + C + e.

Для бесполочных стеллажей принимают e = 60 - 100 мм, для каркасных e = 110 - 220 мм (в зависимости от толщины полки), а при штабельном хранении e = 0.

Высота складского помещения в зоне хранения грузов HX определяется стандартными строительными размерами здания.

Число ярусов определяют по формуле:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru = ε {(HX - hH – hB) / CЯ} + 1

где hH -высота нижнего яруса над полом; hB расстояние по высоте от низа строительных конструкций покрытия здания до опорной поверхности верхнего яруса стеллажей или штабеля (для стеллажных кранов-штабелеров hB =1,5 м; для мостовых кранов-штабелеров hB = 1,8 ÷4,1 м).

При использовании мостовых кранов-штабелеров, напольных штабелеров и погрузчиков принимают высоту уровня первого яруса над полом hH =0, т.к. нижняя тара устанавливается на пол.

При применении стеллажных кранов-штабелеров высоту hH рассчитывают так:

hH = dH + λ + e0

где dH - минимальное приближение грузозахвата крана-штабелера к уровню опорной поверхности стеллажей; λ - зазор между низом тары и верхней поверхностью грузозахвата; e0 - высота ножек тары.

Число рядов в зоне хранения:

y= Zст / Z

где Z – число единиц тары, размещаемой в одной секции данного типа стеллажа

Длина стеллажей, занятых грузами в зоне хранения, рассчитывают по следующим формулам:

-для без полочных стеллажей: Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

-для каркасных стеллажей: Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где A - длина ячейки стеллажа; a - длина грузовой единицы (размер вдоль зоны хранения); X - толщина стоек стеллажей; PД - количество тары по длине ячейки каркасного стеллажа (PД = 2÷3 при установке тары длинной стороной вдоль стеллажей и PД = 3 ÷ 4 при установки их длинной стороной вглубь стеллажа); λ - зазоры между грузовыми единицами или между грузовой единицей и стойкой стеллажа.

По числу стеллажей устанавливают полезную площадь склада для хранения грузов SСК путем планировки выбранного количества стеллажей с учетом используемого транспортного оборудования и размещения приемно-передаточных столов и рабочих мест.

1.3.2. Укрупненный расчет параметров складов

При укрупненном проектировании площадь складов определяют на основании нормативных данных о запасах хранения грузов (заготовок, полуфабрикатов и готовых деталей до сборки), используя технико-экономические показатели аналогичных складов:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где m - масса грузов, проходящая через цех в течение года, т; t - нормативный запас хранения грузов на складе, календарные дни; Д - число календарных дней в году; q - средняя грузонапряженность площади склада, т/кв.м.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где qтабл - типовая норма из таблиц; K - коэффициент, зависящий от типа производства: для единичного и мелкосерийного K = 0,8; для среднесерийного - K = 1; для крупносерийного - K = 1,1; для массового -K = 1,2.

KП - коэффициент использования площади, который учитывает наличие переходов для транспортных средств и площадок приема, комплектации и выдачи грузов: для напольного конвейера KП = 0,25 ÷ 0,3; для стеллажного и мостового крана-штабелера KП = 0,35 ÷ 0,4,

Типовые нормы для проектирования цеховых складов представлены в таблице 3.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Таблица 3. Нормы для расчёта площади кладовых цеха.

1.3.3. Расчет общей площади СС

Общая площадь склада дополнительно включает площадь временного хранения принимаемых и отпускаемых грузов, площадь подъездных путей, проходов, проездов и служебных помещений.

Площадь участков временного хранения грузов SВХ определяют по формуле:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где mГ - масса поступающих за год (отправляемых) грузов, т; КН - коэффициент неравномерности поступления (КН = 1,3) и отпуска (КН = 1,5) грузов; t - время нахождения груза на площадке (t = 2 – 3 дня); Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - грузонапряженность приемной и отпускной площадок, принимаемая равной половине средней грузонапряженности склада q:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где Z- число поддонов, размещаемых в одной ячейке; Zя - число рабочих ярусов по высоте; fC - площадь, занимаемая одной секцией стеллажа, кв.м.

1.3.4.Расчет числа транспортных машин

Количество транспортных машин периодического действия для выполнения операций перемещения грузов на складе определяют по формуле:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где tC - суммарное время работы транспортного средства для перемещения годового объема груза,т; Ф0 - эффективный годовой фонд времени работы штабелера или другой транспортной машины; КН - коэффициент использования транспортного оборудования, принимаемый равным 0,8.

Суммарное время транспортных операций на перемещение годового объема груза транспортом данного вида:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где TЦ - средняя продолжительность одного транспортного цикла, мин; Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - суммарный годовой грузопоток, перерабатываемый данным видом транспорта, тонн или количество поддонов; КП - число транспортных операций в технологическом процессе перемещения; Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru - масса груза или количество поддонов, перемещаемых транспортным средством за один цикл.

При определении КП необходимо иметь в виду, что при приеме груза погрузчик осуществляет транспортные операции дважды – сначала для разгрузки на площадку ВХ, а затем для перемещения поддона на приемный стол накопителя; штабелер при одноадресном цикле работы совершает два перемещения: сначала при загрузке, а затем при выгрузке, при двухадресном цикле средняя длительность цикла перемещения зависит от скорости штабелера, числа секций и ярусов хранения и составляет, например, при одноадресном цикле работы 1,2 ÷ 1,6 мин при высоте склада 10 м и числе секций 30 ÷ 50.

1.3.5.Расчет числа работающих на складе

Число кладовщиков в складах механического цеха определяют при укрупненном расчете в зависимости от числа производственных станков в складах сборочного цеха - в зависимости от числа производственных рабочих по нормам, приведенным в таблице 4.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Таблица 4. Нормы для определения числа кладовщиков.

Число рабочих в смену, обслуживающих разгрузочный участок склада, при детальном расчете определяют по числу транспортных единиц:

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

где nМ - число рабочих, обслуживающих один механизм (nМ = 2 для мостового крана (крановщик и стропальщик); nМ = 1 для крана-штабелера, управляемого с пола или из кабины; nМ = 1,5 для электропогрузчиков при перемещении деталей и заготовок в таре (в том числе один рабочий зарядной станции на два электропогрузчика)).

Число рабочих, занятых сортировкой, комплектованием или укладкой деталей в ориентированном виде в кассеты, определяют по норме переработки грузов одним рабочим склада в смену, составляющей 1 ÷ 1,5 Т.

1.3.6. Классификация производственной тары.

Признаки классификации тары:

-по функциям, выполняемым в процессе товарного обращения; делят на транспортную и технологическую (спутники, паллеты);

-по назначению; делят на универсальную и специализированную;

-по кратности использования; делят на многооборотную, возвратную и разового использования;

-по материалу; изготавливают из дерева, металла, полимеров или комбинированную;

-по конструкции; делят на ящичную, стоечную и плоскую;

-по конструктивным особенностям; делят на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями.

Параметры и конструкции ящичной тары показаны на рисунке 18 и в таблице 5.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис. 18. Конструкция ящичной тары.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Таблица 5. Параметры ящичной тары.

1.3.7. Классификация стеллажей – складов.

Фронтальные стеллажи представляют собой рамы с продольными балками, на которых хранятся поддоны. Оптимальными являются варианты таких стеллажей с расположение 2-3 поддонов на секцию. Доступ к поддонам обеспечен с фронтальной стороны.

Достоинства данного типа стеллажей:

-независимость от номенклатуры грузов; используются для средней и широкой номенклатуры грузов;

-простота и удобство доступа к каждой хранящейся паллете;

-простота конструкции.

Недостатки стеллажей:

-нерациональное использование складских помещений из-за широких проходов для подъемно-транспортного оборудования.

Глубинные стеллажи (рис. 19) – груз загружается по горизонтальным направляющим внутрь глубины стеллажа; ширина прохода между стеллажами составляет 1350 мм. Для того чтобы выгрузить внутренние паллеты, необходимо сначала выгрузить внешнюю паллету. Эффективность использования объема помещения в данных стеллажах на 25% выше, чем во фронтальных, и составляет до 50-60% от площадисклада. Глубинные стеллажи наилучшим образом подходят для изделий узкой номенклатуры или для хранения однотипных изделий.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис. 19. Фронтально-глубинные стеллажи.

Стеллажи полочной конструкции (рис. 20) делят на две подгруппы: рамной и стоечной конструкции. Стоечная конструкция используется при небольших нагрузках, рамная – для средних и высоких нагрузках – до 600 кГ на полку. Предназначены для хранения изделий, не упакованных на паллеты (в различных коробках, ящиках и другой фасовочной таре).

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис. 20. Стеллажи полочной конструкции.

Консольные стеллажи (рис. 21) предназначены для хранения длинномерных или крупногабаритных грузов, конструктивно они представляют собой стойку на опоре и прикрепленные к стойке консоли.

Оборудование и транспорт для приема и переработки грузов - student2.ru

Рис. 21. Консольные стеллажи.

Многоуровневые стеллажные системы (стеллажи мезонины) имеют широкую функциональность, позволяют создать индивидуальную конфигурацию.

1.4. Проектирование отделения по подготовке производственных (транспортных) партий

Комплектация грузов является ответственным этапом в технологическом процессе складирования и состоит в совокупности операций по перемещению грузов с разных мест хранения в одно место накопления для формирования транспортной (производственной) партии.

Детали, полуфабрикаты и готовые изделия доставляются к основному оборудованию с помощью транспортной системы в специальной таре, поддонах, кассетах, спутниках, паллетах или без использования перечисленных средств. Для обеспечения необходимого количества этих средств их необходимо складировать, кроме того для установки и фиксирования изделий, например, на спутниках и паллетах, используется универсально-сборная оснастка (УСО).

Освободившиеся спутники, паллеты с УСО и другую тару перед складированием разбирают, моют и консервируют. Для выполнения этих работ в складских системах предусматривают следующие отделения:

· сборки и разборки технологической оснастки;

· установки и съема изделий;

· мойки и консервации технологической оснастки.

1.4.1.Проектирование отделения сборки и разборки технологической оснастки

А. Функции этого отделения следующие:

· хранение оборотного запаса производственной тары;

· хранение оборотного запаса элементов УСО;

· комплектация элементов УСО и установка их на тару (на спутники, кассеты, поддоны и паллеты);

· своевременное обеспечение тарою рабочих мест по комплектации производственной партии, установки и съема изделий;

· разборки УСО;

· своевременная передача элементов УСО на мойку и консервацию.

Наши рекомендации