ЛЕКЦИЯ № 7. Налоги и фискальная политика

Налог— это объективная экономическая категория, выражаю­щая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке.

Установление налогов производится путем принятия налого­вого законодательства.

Налог— это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муници­пальных образований.

Сбор— это обязательный взнос, взимаемый с организаций и фи­зических лиц.

Основными чертами налогов является: безвозмездность, при­нудительность и безэквивалентность (только деньги).

Налоговая система в Российской Федерации выстроена по следующей структуре:

1) Федеральные налоги и сборы — НДС, НДФЛ, акцизы, на­лог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;

2) региональные налоги и сборы — налог на имущество орга­низаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензион­ные сборы;

3) местные налоги и сборы — налог на рекламу, налог на иму­
щество физических лиц, местные лицензионные сборы.
Налогоплательщики— это организации и индивидуальные пред­
приниматели (налоговые агенты), которые на основании Налого­
вого кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.

Налоговые агенты— это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.

Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.

Налоговая база: доходы, выручка, стоимость имущества.

Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.

Налоговый период— календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляет­ся сумма налога.

Налоговая ставка— величина налога на единицу измерения налоговой базы (рубль, л). Ставки бывают: пропорциональные (в процентах); твердые (в рублях); регрессивные, прогрессивные.

Налоговые органы— это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.

Налоговая декларация— это письменное заявление налогопла­тельщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.

Сроки уплаты налогов— это время, в течение которого необхо­димо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Порядок исчисления налога устанавливается в налоговом по­рядке, налогоплательщик самостоятельно определяет налог, ис­ходя из налоговой базы, ставки, льгот. Физические лица получа­ют уведомление об уплате налога.

Льготы— это предоставление отдельным категориям налого­плательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).

Виды налогов можно классифицировать различными спосо­бами в зависимости от:

1) объекта налогообложения:

а) прямые (налог на прибыль);

б) косвенные (акцизы);

2) уровня взимания налогов:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

3) субъекта уплаты:

а) физические лица;

б) юридические лица;

4) источника уплаты:

а) доход;

б) прибыль;

в) выручка;

4) ставки налога:

а) налоги с твердой ставкой;

б) пропорциональные налоги;

в) прогрессивные налоги;

г) регрессивные налоги;

5) целей использования:

а) общие налоги используются для финансирования теку­
щих и капитальных расходов государственного и местного
бюджетов без закрепления за каким-либо определенным
видом расходов;

б) специфические налоги имеют целевое назначение (на­
пример, отчисления на социальное страхование, в дорож­
ные фонды и т. д.);

6) способа изъятия:

а) у источника (заработная плата);

б) по декларации.
Функции налоговой системы:

1) фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюдже­та и финансирование государственных расходов;

2) регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую ак­тивность в различных отраслях и сферах;

3) распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспре­деляют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;

4) социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социаль­ного неравенства между доходами отдельных групп населения;

5) аккумулирующая;

6) стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие науч­но-технического прогресса;

7) контрольная (без данной функции другие функции не осу­ществляются).

Налоговый контроль проводится должностными лицами на­логовых органов для соблюдения законодательства.

Налоговые, таможенные органы, государственные внебюджет­ные фонды, органы внутренних дел (милиция) информируют друг друга об имеющихся материалах, о проверках и т. д.

Существует несколько форм проведения налоговых проверок:

1) налоговая проверка;

2) проверка данных учета и отчетности;

3) получение объяснения;

4) осмотр помещения, территории.

Проверка может охватить не более 3 календарных лет, пред­шествующих году проверки.

В Налоговом кодексе РФ определен порядок участия свидете­лей, доступа должностных лиц на территорию, осмотра помеще­ний при выездной проверке, истребования документов, выемки документов и предметов, проведения экспертизы, привлечения специалистов, участия переводчика, участия понятых, составле­ния протокола и оформления результата проверки.

Проверки могут быть камеральные и выездные.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения на­логового органа, без выезда на предприятие, на основании доку­ментов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогово­го органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.

Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налого­плательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать допол­нительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в тече­ние 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику пре­доставлено время исправить нарушения или представить возра­жения.

Выездная проверка проводится в отношении организаций и ин­дивидуальных предпринимателей на основании решения руково­дителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Эти проверки про­водятся независимо от времени проведения предыдущей провер­ки, если она связана с реорганизацией или ликвидацией организа­ции, или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за работой налогового органа. Выездная провер­ка проводится в течение 2—3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Ре­зультаты проверки оформляются актом после составления справ­ки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на про-127

ведение проверки. Если руководитель отказывается или уклоняется от подписи, то на акте делается соответствующая запись, затем налогоплательщик в течение 2 недель вправе предоставить в на­логовый орган письменное объяснение отказа. После 2 недель акт проверки рассматривается руководителем и выносится реше­ние по результатам проверки.

Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или без­действие налоговых органов ненормативного характера в выше­стоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он уз­нал о нарушении прав, в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган вправе (не позднее 1 месяца после получения жалобы) оставить жалобу без удовлетворения, от­менить акт налогового органа и назначить дополнительную провер­ку, отменить решение и прекратить дело о налоговом правонаруше­нии, изменить решение и вынести новое.

Существуют следующие виды налоговых правонарушений:

1) нарушение срока подачи заявления о постановке на учет;

2) ведение деятельности без постановки на учет;

3) нарушение срока подачи информации об открытии или закрытии счета в банке;

4) непредоставление декларации в срок;

5) нарушение правил учета доходов, расходов, объектов нало­гообложения;

6) неуплата или неполная уплата из-за занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других действий;

7) несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на ко­торое наложен арест;

8) непредоставление в срок документов в налоговый орган;

9) отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; уклоне­ние или предоставление документов с заведомо недостовер­ными сведениями;

10)несвоевременное (неправомерное) сообщение сведений ли­цом, которое должно сообщить налоговому органу при отсут­ствии признаков правонарушений. Существует несколько видов налоговых санкций: 1) в виде денежных взысканий (штрафов), они взыскиваются в судебном порядке; государственная налоговая инспекция мо­жет обратиться с иском в суд в течение 6 месяцев со дня обна­ружения налогового правонарушения и составления акта;

2) в случае отказа в возбуждении или прекращения уголов­ного дела срок подачи иска считается со дня получения нало­говой инспекцией соответствующего постановления;

3) при совершении одним лицом 2-х или более нарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение;

4) сумма штрафа перечисляется со счета налогоплательщика только после перечисления в бюджет задолженностей и пе­ней;

5) налоговые санкции применяются только по решению суда, но до суда предприятие может добровольно уплатить штрафы. Существует несколько видов ответственности за совершение

налогового правонарушения:

1) экономическая (финансовая) — недоплаты, пени, штрафы;

2) административная;

3) уголовная.

Административным считается противоправное, виновное дей­ствие или бездействие юридического или физического лица, за ко­торое устанавливается административная ответственность в соот­ветствии с Административным кодексом. К ответственности могут привлекаться: должностные лица, физические лица, должност­ные лица, которые осуществляют регистрацию имущества, браков и не предоставили сведения, необходимые для налогового контро­ля. Административные штрафы в области налогов и сборов нала­гаются по решению суда, дело возбуждается на основании протоко­ла, составленного налоговым органом. Сумма штрафа оплачивается не позднее 30 дней со дня постановления суда.

Уголовная ответственность — ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды нарушений:

1) уклонение от уплаты налогов, непредоставление деклара­ции, ложные сведения и т. д.;

2) то же самое, но в особо крупных размерах;

3) неисполнение в личных интересах обязанностей налогово­го агента;

4) то же самое, но в особо крупных размерах;

5) сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет кото­рых должна быть взыскана недоимка.

Фискальная политика— это система регулирования экономи­ки с помощью государственных расходов и налогов.

Политика государственных расходов и налогов выступает од­ним из важнейших инструментов государственного регулирова­ния экономики в рамках стабилизации экономического развития

страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем националь­ного производства и уровень занятости населения. При увеличе­нии налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот. Различают два вида фискальной политики:

1) автоматическая фискальная политика предполагает нали­
чие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме,
к ним могут быть отнесены:

а) автоматические изменения налоговых поступлений;

б) изменения систем пособий по безработице и социаль­
ных выплат;

2) дискреционная фискальная политика — это целенаправлен­
ные изменения в области государственных расходов и в налого­
вой системе; основными инструментами такой политики могут
выступать:

а) изменение государственных расходов (снижение расхо­
дов приводит к падению совокупного спроса);

б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ста­
вок увеличивает совокупный спрос).

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдержи­вающая фискальная политика. В период спада производства осу­ществляется его стимулирование путем снижения налогов и увели­чения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьше­ние правительственных трат и увеличение налогов.

Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:

1) государственные расходы— это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и за­купки для регулирования рынка;

2) налоги— это обязательные, безвозмездные платежи физиче­ских и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества. При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду,

что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.

ЛЕКЦИЯ № 8. Безработица

Одним из признаков макроэкономической нестабильности счи­тается безработица.

Безработица— это состояние, когда трудоспособное населе­ние ищет, но не может найти работу. Все население страны мож­но разделить на трудоспособное и нетрудоспособное.

Трудоспособное население— это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут рабо­тать.

Нетрудоспособное (экономически неактивное) население — это все остальные категории граждан:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заве­дения;

2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных усло­виях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

5) военнослужащие срочной службы;

6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на при­нудительном излечении;

7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы). Рабочая сила— это часть трудоспособного населения, которая

имеет желание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.

Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизне­се, сфере услуг, государственной службе, принято называть заня­тыми.

Часть рабочей силы, которая не имеет своего рабочего места, но имеет желание работать, называется безработными.

Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходя­щей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент. В зависимости от обстоятельства, из-за которого человек не

имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:

а) впервые ищущие работу;

б) вышедшие на рынок труда после перерыва;

в) потерявшие работу после увольнения;

г) добровольно оставившие работу.
Экономисты выделяют следующие виды безработицы:

1) циклическая безработица. Один из самых первых и глав­ных видов безработицы, который возникает из-за спада про­изводства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8—10%;

2) фрикционная безработица. Явно менее негативный вид без­работицы, который связан с так называемым положением «меж­ду работами» (постоянное движение населения от профессии к профессии, из одной местности в другую, временная незаня­тость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы те­ми, кто только что закончил учебное заведение или кто отслу­жил в армии). Главной особенностью такого вида безработицы является непродолжительность. В подобных ситуа­циях постоянно кто-то находится (2—8% рабочей силы), т. е. имеется как бы «штатный состав», данный вид безработицы не­возможно устранить;

3) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных инсти­тутов. Например, государство может выплачивать немалые со­циальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, на­правленная на постоянное увеличение заработной платы, де­лает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;

4) структурная (технологическая) безработица. Данный вид безработицы возникает в связи с изменениями в строении на­родного хозяйства: вымирают некоторые профессии или даже целые отрасли; перестраивается экономика регионов; изме­няются под давлением научно-технической революции сами технологии; т. е. структура рабочей силы начинает не соответ-132

ствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологи­ческих, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит высокий уровень вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работ­ников;

5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (об­служивание летних курортов);

6) частичная безработица возникает на предприятиях, кото­рые вынуждены перейти на неполный рабочий день или со­кращенную рабочую неделю;

7) скрытая безработица включает в себя людей, которые фор­
мально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние
рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один
работник, делают два, а то и три человека.
Для более конкретной характеристики безработицы в экономи­
ческой теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень
безработицы, естественный уровень безработицы, полная заня­
тость.

Уровень безработицы— это отношение числа безработных к об­щей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

U Ru= ×100%, L

где U — число безработных; L — численность рабочей силы; Ru — уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы — это минимально воз­можный в стране уровень безработицы при полной занятости (5— 6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость — это состояние в обществе, когда безрабо­тица не превышает своего естественного уровня (5—6%).

Кроме того, необходимо различать численность безработных, зарегистрированных на биржах труда (в службах занятости) и об­щую численность безработных, при расчете которой к безработ­ным относятся все те, кто не имеет работы, активно ищет ее и го­тов к ней приступить в кратчайшие сроки.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В ка-133

честве экономических причин, порождающих безработицу, мож­но выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части ра­ботников, которым требуется переподготовка или переква­лификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются по­требности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезно­вению устаревших отраслей и предприятий, и появление но­вых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спе­цификой производства (например, сельское хозяйство, строи­тельство, туризм и т. д.). Безработица носит негативный характер и для экономики

имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уров­нем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что со­отношение 1 : 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% — то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы:

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уров­ней;

3) увеличение преступлений и количество психических забо­леваний. Безработица нуждается в государственном регулировании.

Существует две точки зрения в решении этого вопроса:

1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом

если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально умень­шится безработица;

2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:

а) регулирование уровня и продолжительности безработи­
цы; при этом необходимо использовать службу трудоустрой­
ства (занятости), которая сокращает время поиска человеком
работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме то­
го, эти службы призваны решать вопросы переквалификации
работников;

б) гарантии материальной и социальной поддержки:

—выплата пособий по безработице;

—предоставление компенсации работникам, увольняе­мым с предприятий при сокращении численности шта­тов, реорганизации или ликвидация предприятия;

—выплата стипендии на период повышения квалифи­кации или переподготовки.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные — это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между ра­ботающими и безработными приводит к повышению эффектив­ности труда.

ЛЕКЦИЯ № 9. Страхование

Главная цель страхования— защита имущественных интересов населения при наступлении страховых случаев.

Страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имуществен­ных интересов его участников, возникающих как в частной, так и в хозяйственной жизни, которые сопровождаются появлением ущерба.

Страхование— это система экономических отношений, осно­ванная на объединении риска отдельных субъектов и созданная с целью снижения финансовых потерь, связанных с риском.

Страховой риск— это предполагаемое вероятное событие (на­пример, пожар, потоп); конкретный объект страхования.

Страховое событие— это событие, указанное в договоре стра­хования.

Страховая ответственность— это обязанность выплатить стра­ховое возмещение.

Страховой случай— это событие, предусмотренное законом или договором страхования, при наступлении которого страховая компания в соответствии с условиями договора обязана выпла­тить страховую выплату.

Страховой тариф— это ставка страхового взноса или выражен­ный в рублях страховой взнос, уплачиваемый с единицы страхо­вой суммы.

Среди основных организационных форм страховых фондов выделяют:

1) государственные фонды (пенсионный, обязательного меди­цинского страхования);

2) фонды самострахования (создаются на предприятиях са­мостоятельно);

3) фонды страховых организаций. Принципы страхования:

1) принцип учета психологического фактора;

2) принцип объединения экономического риска;

3) принцип солидарности;

4) принцип эквивалентности (финансовый) — все денежные средства, которые за определенный период собраны со всех участников страхования, должны быть возвращены в виде стра­ховых выплат. Существует ряд функций страхования:

1) на уровне частной жизни:

а) рисковая;

б) накопительная;

2) на уровне производства:

а) рисковая (страхование от несчастных случаев, страхо­
вание грузов);

б) принудительная;

в) снижение потребностей отдельного человека или груп­
пы людей в финансовых гарантиях государства;

г) обеспечение непрерывности общественного производ­
ства;

д) защита интересов пострадавших в системе отношений
гражданской ответственности;

е) стимулирование научно-технической революции и ин­
новационного процесса.

Существует множество видов классификаций видов страхова­ния:

1) по признаку юридической природы:

а) обязательное;

б) добровольное;

2) по однородности рисков:

а) транспортные;

б) авиастрахование и т. д.;

3) по содержанию объекта страхования:

а) личное;

б) имущественное;

в) страхование ответственности.
Личное страхование— это страхование жизни от несчастных

случаев и болезней, медицинское страхование.

Имущественное страхование— страхование средств наземно­го, воздушного, водного видов транспорта, страхование грузов и иных видов имущества, страхование финансовых рисков (бан­кротство).

Страхование ответственности — автогражданское страхова­ние, страхование ответственности перевозчика, страхование ответ­ственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности неисполнения обязанности.

Страховые резервы страховой компании— это фонды, образуе­мые за счет полученных страховых взносов и предназначенные для выполнения страховых обязательств в порядке, предусмотрен­ном законодательством РФ или договором страхования.

Технические резервы могут быть обязательные и дополнительные.

К обязательным резервам относятся резерв незаработанных премий, резерв убытков и т. д. К дополнительным — резерв ка­тастроф, резерв колебаний убыточности и другие резервы.

Резерв колебаний убыточности — это дополнительный источ­ник для страховых выплат, если фактическое значение убыточно­сти превышает расчетные значения убыточности.

Убыточность— это относительный показатель отношения всех страховых выплат к страховой сумме.


Наши рекомендации