Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара

Долгое время в экономической жизни людей господствовало натуральное производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяй­ство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разде­ления труда это неэффективное производство вытеснялось все бо­лее производительным товарным хозяйством. Товарное произ­водство — это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром.

Товар— это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следую­щим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.
Существуют две теории, анализирующие свойства товара.
1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно дан­
ной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость— это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств то­вара);

2) стоимость— это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре обществен­ный труд);

3) меновая стоимость— это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

4) цена— это денежное выражение меновой (рыночной) стои­мости товара.

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд— это труд, затрачиваемый в определен­ной форме;

2) абстрактный труд— это труд вообще независимо от кон­кретной формы.

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Соглас­но данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность— выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность— индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов по­требностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг по­
требностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем
больше запасы товара, тем ниже полезность и, следова­
тельно, ценность каждой следующей единицы товара.

Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институциализм и теория об­щественного выбора. Институционализм— направление в по­литэкономии, согласно которому экономическая жизнь и эконо­мические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институ­тов управления и права, общества. Субъектом исследований яв­ляется «человек экономический».

Теория общественного выбора - раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности прави­тельства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максими­зировать результат в своих собственных интересах.

Предельная полезность— это полезность последней из куплен­ных единиц товара.

Общая полезность— это сумма полезностей отдельных единиц.

Закон убывающей предельной полезности заключается в сни­жении предельной полезности по мере приобретения каждой по­следующей единицы товара.

Поведение потребителя на рынке— благоразумное, так как имеется главный ограничитель — размер его дохода.

Благоразумность поведения потребителя означает:

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

2) наиболее эффективное использование средств;

3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности. Степень полезности— это категория субъективная, которая не

поддается точному количественному измерению.

В экономической теории известны два подхода к оценке по­лезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пы­тается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили».

Предполагается, что для измерения полезности каждый по­требитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потре­битель удовлетворен использованием товара.

Реально же у каждого потребителя существует шкала индиви­дуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор това­ров с точки зрения возрастания их полезности.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении пре­дельных полезностей имели мало успеха.

В теории предельной полезности ХХ в. преобладающим стал ординалистский подход, основоположником которого является итальянский экономист В. Парето.

Главная идея теории— упорядочение различных наборов това­ров с точки зрения их предпочтительности.

Для этого подхода характерны следующие признаки:

1) упорядоченность предпочтений, т. е. предпочтения потре­бителя уже сформировались, и потребитель способен срав­нить наборы товаров;

2) транзитивность предпочтений, т. е. все предпочтения со­гласованы;

3) аксиома ненасыщения, т. е. полное насыщение потребите­ля невозможно;

4) аксиома независимости потребителя, т. е. потребители от­
дают предпочтение наборам товаров независимо друг от друга.
Общественная оценка полезности экономических благ происхо­
дит на рынке при помощи цены, когда осуществляется процесс об­
мена товарами на основе спроса и предложения. Четко представляя
себе полезность каждой приобретаемой единицы того или иного
това р а, потребитель встре чает на рынке товары, каждый из кото­
рых имеет свою цену, выраженную в денежных единицах (руб-

лях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то потреби­тель старался приобрести товар, обладающий наибольшей пре­дельной полезностью. Но цены на товары и услуги различны.

Поэтому потребитель должен соизмерить удовлетворение от товара со своими расходами на его приобретение. Эти расходы за­висят от цены, поэтому приходится определять предельную по­лезность в расчете на рубль затрат.

Если отношения между предельными полезностями приобре­таемых товаров равны отношениям между их ценами, то потреби­тель находится в состоянии равновесия.

Это правило называется правилом максимизации полезности.

Наши рекомендации