Сущность рынка. Основные элементы рынка
Появление общественного разделения труда, возникшего между скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение производительности и эффективности общественного производства привели к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным.
Обмен может осуществляться в двух формах:
1) бартер (обмен товара на товар);
2) товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:
а) фаза покупки;
б) фаза продажи.
Товарно-денежный обмен является более прогрессивной фор
мой обмена, так как имеет целый ряд преимуществ:
1) сокращает время обмена;
2) сокращает издержки при обмене;
3) измеряет стоимость товара наиболее точно.
Обмен составляет основу рыночного механизма.
Возникновение и развитие рынка можно определить следую
щими причинами.
1. Общественное разделение труда— экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.
Истории известны три периода общественного разделения труда:
1) отделение скотоводства от земледелия;
2) выделение ремесла в отдельную отрасль;
3) формирование купечества. После этого произошло разделение производства на различные
подотрасли.
2.Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми через обмен на рынке одного продукта на другой.
3.Экономическая обособленность производителей, которая обусловлена частной собственностью.
4.Свобода конкуренции, т. е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов.
Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:
1) регулирующая функция — через механизм спроса и предложения, закон стоимости рынок устанавливает (регулирует) необходимые пропорции в экономике;
2) стимулирующая — через цену рынок стимулирует развитие НТР, снижение затрат производства, повышение качества товаров и услуг и т. д.;
3) информирующая — через изменяющиеся цены рынок сообщает предпринимателям о текущем состоянии экономики;
4) ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов;
5) посредническая состоит в том, что рынок напрямую соединяет продавцов и покупателей, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения;
6) социальная — рынок обеспечивает социальную справедливость через выполнение государством своих функций;
7) санирующая (оздоровительная) — рынок поощряет эффективного предпринимателя и вынуждает уйти нежизнеспособного. Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты
(физические и юридические лица) и объекты (все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи) рынка.
Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем различают:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отно
шений:
а) потребительский рынок;
б) рынок средств производства;
в) рынок рабочей силы;
г) рынок информации;
д) финансовый рынок;
е) валютный рынок;
2) по пространственному признаку:
а) мировой рынок (рынок того или иного товара в миро
вом масштабе);
б) региональный рынок (рынок определенного ряда
стран);
в) национальный рынок (рынок страны);
г) местный рынок (рынок какого-либо города, поселка);
3) с точки зрения соответствия действующему законодатель
ству:
а) легальный (официальный рынок);
б) нелегальный (теневой);
4) по степени насыщенности:
а) равновесный рынок;
б) дефицитный рынок;
в) избыточный рынок;
5) по механизму функционирования:
а) конкурентный;
б) монопольный.
Каждая из представленных групп в свою очередь делится на
самые разнообразные: системы, подсистемы, секторы, подсекторы и т. д.
Так, например, потребительский рынок включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и т. д., а рынок продовольствия можно разделить еще на сектора: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д.
Рынок средств производства— это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д.
Рынок информации— это рынки научно-технических разработок, ноу-хау и т. д.
Финансовый рынок— это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д.
Рассмотрим более подробно монопольные и конкурентные рынки.
На монопольном рынке, как правило, один крупный производитель продает уникальный товар, не имеющий заменителей, по собственной цене. При входе на этот рынок существуют барьеры.
На конкурентном рынке, как правило, много продавцов, которые продают однородные товары, имеющие заменителей, при полном отсутствии диктата цен. На рынок легко вступить и также легко его покинуть.
Инфраструктура рынка— это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:
1) организационную базу (фирмы, посреднические организации и т. д.);
2) материальную базу (складское и товарное хозяйство, транспорт и т. д.);
3) кредитно-расчетную базу (банки, страховые фирмы и т. д.);
4) государственные финансы;
5) систему законодательства, регулирующую правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.);
6) кредитную систему, включающую банки, страховые компании, фонды профсоюзов, имеющих право коммерческой деятельности. В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:
1) ярмарки— рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих (одного) видов товаров;
2) аукцион— продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;
3) биржу— место заключения сделок по контракту. Основными элементами рынка являются спрос, предложение,
цена, конкуренция, их взаимодействие носит название рыночного механизма. Рыночная цена, которая формируется на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует товаропроизводителя о необходимом товаре (если товара не хватает, то цена на товар высока).