Северо-Кавказский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ в настоящее время является самым неблагополучным как по показателям производства, так и по показателям потребления. Последствия кавказских конфликтов еще длительное время будут делать этот регион непривлекательным для частных инвесторов. Главное достоинство Северо-Кавказского округа – самые лучшие в стране показатели естественного прироста населения, в результате даже при наличии миграционного оттока численность населения в округе в перспективе будет расти и в 2030 году превысит показатели 2010 года. Округ в настоящее время является трудоизбыточным, фактор дефицита трудовых ресурсов не будет оказывать на его экономику существенного воздействия в течение прогнозного периода.

Регион не имеет значимых уникальных и масштабных природных ресурсов, позволяющих за счет развития их добычи и переработки обеспечить высокие темпы роста валового регионального продукта. Важнейшим источником развития Северо-Кавказского округа в настоящее время является все возрастающая финансовая поддержка из федерального бюджета и есть основание полагать, что такая ситуация сохранится и в рассматриваемой перспективе. Очень низкая исходная база, высокий уровень безработицы и низкий уровень денежных доходов будут требовать увеличения федеральной помощи, в том числе и для обеспечения политической стабильности в регионе. Эта помощь и будет в перспективе основным фактором, обеспечивающим повышенные темпы роста ВРП и потребления. Особенности наличных трудовых ресурсов и системы подготовки профессиональных кадров являются препятствием к размещению здесь сложных производств, обслуживать которые будут вынуждены работники, прибывшие из других регионов.

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, развития отдельных видов добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также реализации транзитных функций.

Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории Северо-Кавказского федерального округа создают благоприятные условия для развития туристско-рекреационного комплекса. Развитие туристического комплекса Северо-Кавказского федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем Северо-Кавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности.

На базе существующих в Северо-Кавказском федеральном округе условий можно обеспечить динамичное развитие производств экологически чистой продовольственной продукции, племенных животных и семян, увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья, а также занять позицию ведущего поставщика мяса, шерсти, винограда, вин, минеральной воды и зерновых в Российской Федерации.

На базе имеющихся ресурсов, потенциального спроса и возможностей по созданию конкурентоспособной продукции выделяются следующие приоритетные отрасли социально-экономического развития:

производство строительных материалов (цемент, гипс, напольные и настенные материалы, ячеистый газобетон, кирпич, бетон, листовое и пеностекло, железобетонные изделия, изделия из базальта, композиционные наноматериалы);

легкая промышленность (обработка шерсти, производство тканей, швейное производство, обувь, кожаные изделия, меховые изделия);

химическая промышленность (азотные удобрения, полимерные материалы, органические мономеры, олефины, ароматика, фармацевтическая продукция);

машиностроение (автомобили и автокомпоненты, средства малой механизации, электротехника и радиоэлектроника, судостроение, медицинская техника);

металлургия (рафинированные металлы и первичные продукты из них, металлические строительные конструкции);

добыча минералов и руд (добыча и производство концентратов цветных металлов, добыча и производство медно-цинковых металлов, добыча минерального сырья для строительства);

топливная промышленность (добыча и переработка сырой нефти).

Перспективные параметры развития Северо-Кавказского округа будут определяться реализацией ряда инвестиционных проектов в приоритетных сферах развития экономики округа[23], в том числе:

создание комплекса по переработке газа Северного Каспия (Ставропольский край);

развитие мощностей по производству автомобилей и автокомпонентов;

создание цементного производства на базе Алагирского месторождения мергелей (Республика Северная Осетия – Алания);

реализация блока проектов по развитию транспортной инфраструктуры округа, включая проекты, предусмотренные «Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года»:

строительство новой железнодорожной линии Минеральные Воды – аэропорт, которая предусматривает организацию интермодальных перевозок на участке Кисловодск – Минеральные Воды – аэропорт;

развитие железнодорожного узла припортовой станции "Махачкала" и подъездных путей для обслуживания Махачкалинского морского торгового порта в целях увеличения перевозок грузов в железнодорожном и морском сообщении по международному транспортному коридору "Север – Юг";

строительство железнодорожного пограничного пункта пропуска "Дербент" в целях увеличения пропускной способности и качества обслуживания в системе международного транспортного коридора "Север – Юг";

строительство железнодорожной линии Солдатская – Тырныауз для организации железнодорожного обслуживания курортной зоны и подъезда к карьерам полезных ископаемых на территории Кабардино-Балкарской Республики;

строительство железнодорожной линии Буденновск – Нефтекумск – Кизляр (Ставропольский край – Республика Дагестан) для обеспечения транзитных грузовых перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов района тяготения к основным железнодорожным направлениям;

строительство терминально-логистического комплекса международного значения в г. Гудермесе, предназначенного для переработки международных транзитных грузопотоков на направлениях Ростов-на-Дону – Махачкала – порты Черноморского и Каспийского побережья; транспортно-логистических комплексов федерального значения в городах Минеральные Воды и Махачкала; в рамках проектов по развитию транспортных узлов предполагается строительство ряда транспортно-логистических комплексов регионального значения;

развитие Махачкалинского транспортного узла, включая развитие Махачкалинского торгового порта;

реконструкцию и модернизацию аэропортов округа;

реконструкцию и новое строительство сети автомобильных дорог;

развитие туристско-рекреационного кластера «Курорты Северного Кавказа», предусматривающего реконструкцию и строительство туристско-рекреационных объектов во всех субъектах федерации СКФО.

Наши рекомендации