Основные показатели прогноза развития связи
(млрд. рублей)
2011 г. отчет | 2020 г. | 2030 г. | 2020 г. к 2011 г., %* | 2030 г. к 2011 г., %* | |||||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Объем услуг связи | 2422,5 | 2602,9 | 3477,3 | 4079,8 | 129,4 | 151,8 | 188,1 | ||
Объем услуг почтовой связи | 178,8 | 186,9 | 238,4 | 109,7 | 118,6 | 117,4 | |||
Объем услуг междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи | 93,4 | 86,3 | 75,7 | 58,1 | 99,8 | 93,1 | 98,3 | 82,4 | |
Объем услуг местной телефонной связи | 156,3 | 160,2 | 158,8 | 164,4 | 156,5 | 91,5 | 91,8 | 85,3 | 86,7 |
Объем услуг документальной электросвязи | 164,9 | 387,8 | 484,2 | 689,1 | 989,9 | 185,4 | 202,9 | 302,2 | |
Объем услуг подвижной связи | 629,3 | 991,7 | 1072,1 | 1390,1 | 1581,4 | 150,5 | 165,9 | 206,5 |
* В сопоставимых ценах.
Основными ограничениями роста объема услуг связи являются:
неравномерность развития инфраструктуры связи по территории Российской Федерации;
нехватка свободного радиочастотного спектра в полосах радиочастот преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации;
длительность процесса обновления орбитальной группировки спутниковых систем связи и вещания, в том числе для распространения сигнала общероссийских государственных каналов;
необходимость развития инфраструктуры почтовой связи;
наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования.
К 2030 году будут решаться ключевые политические задачи развития сектора связи, в том числе формирование электронного правительства, ликвидация информационного («цифрового») неравенства, обеспечение равного доступа граждан к современным информационно-телекоммуникационным услугам, развитие информационного общества.
Доля операторов-лицензиатов сохранится на уровне 98% объема услуг связи, оказываемых предприятиями всех видов деятельности.
Ситуация в отрасли связи в России будет изменяться в соответствии с мировыми тенденциями: продолжится рост доли услуг документальной связи (включая передачу данных и оказание телематических услуг) при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи, что обусловлено изменением потребительских предпочтений. Вместе с тем, учитывая наступившее насыщение рынка и ограниченный рост количества абонентов, ежегодный прирост количества пользователей услугами подвижной связи будет постепенно замедляться.
Общий объем инвестиций операторов связи составит в 2012-2030 гг. около 8,2 трлн. рублей.
Развитие сетей связи будет направлено на модернизацию и расширение существующей инфраструктуры связи, обеспечение необходимой пропускной способности для надежного и качественного обмена информацией внутри России и при трансграничном информационном обмене.
Развитие спутниковой связи будет связано с активным восполнением и дальнейшим наращиванием орбитальной группировки спутников связи, развитием наземной инфраструктуры по управлению и мониторингу спутниками. Ключевыми факторами, оказывающими влияние на развитие космической связи, станут:
- рост конкуренции вследствие вступления России в ВТО на фоне активности глобальных операторов космической связи;
- развитие отечественного производства космических аппаратов;
- изменение структуры трафика.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие рынка почтовой связи, является, прежде всего, модернизация инфраструктуры ФГУП «Почта России». При этом приоритетом модернизации объектов почтовой связи станет реконструкция отделений почтовой связи с целью формирования единой высокоэффективной корпоративной сети отделений почтовой связи путем внедрения единых отраслевых стандартов использования полезных площадей помещений, а также создания условий для эффективного внедрения современных технологий в каждом отделении. Кроме того, продолжится активное обновление транспортных средств, которые осуществляют перевозки почтовых отправлений, как на магистральных, так и на локальных маршрутах.
Реализация мероприятий по изменению почтовой логистики позволит привести сроки доставки почтовых отправлений в соответствие с целевыми показателями в области качества, отвечающими международным стандартам.
Помимо роста качества базовых услуг в почтовой сфере предполагается расширение видов деятельности, использование новых технологий, включая использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для осуществления передачи почтовых переводов денежных средств и оказания услуг «гибридной почты».
Рост объема услуг по всем видам деятельности за период 2011-3030 гг. в условиях инновационного сценария (вариант 2) превысит соответствующий рост в условиях консервативного сценария (вариант 1) более чем на 36 п.п. в сопоставимых ценах.
Повышение инвестиционной активности приведет к увеличению темпов развития наиболее современных технологий связи и ускорению процесса замещения услуг фиксированной связи услугами подвижной радиотелефонной и радиосвязи, телематическими услугами связи и услугами передачи данных.
Структура услуг связи, %
Виды услуг связи | 2011 г. отчет | 2020 г. | 2030 г. | ||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||
Объем услуг связи | |||||
в том числе: | |||||
почтовая связь | 8,1 | 7,6 | 7,4 | 7,0 | 6,6 |
междугородная и международная телефонная связь | 6,6 | 3,7 | 3,0 | 2,5 | 1,5 |
местная телефонная связь | 6,8 | 6,3 | 4,8 | 4,0 | |
документальная электросвязь | 11,6 | 16,4 | 19,3 | 20,3 | 25,1 |
подвижная электросвязь | 44,2 | 42,7 | 40,9 | 40,1 | |
другие виды | 18,5 | 23,5 | 21,3 | 24,5 | 22,7 |
Информационные технологии
Развитие информационных технологий (ИТ) и разработка системы регулирующих мер будут ориентированы на решение существующих проблем:
низкой потребности экономики в разработках в области информационных технологий из-за ориентации и зависимости страны от сырьевых рынков;
недостаточного уровня внедрения информационных технологий в экономике, что ограничивает размер внутреннего рынка наукоемкой продукции;
отсутствия заинтересованности российских компаний в покупке отечественных разработок;
недостаточной развитости инновационной инфраструктуры в целом в стране;
низкого уровня правоприменения в сфере информационных технологий, защиты интеллектуальной собственности;
отсутствия целенаправленной поддержки развития ИТ-кадров.
Повышение степени использования информационных технологий государственными структурами и частными лицами, а также увеличение объема экспорта российских ИТ-продуктов и услуг позволит создать устойчивый спрос на российские ИТ-разработки.
Росту объема рынка информационных технологий будет способствовать создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий, внедрение суперкомпьютеров и грид-технологий; развитие облачных вычислений, оказание государственных услуг в электронном виде.
Совершенствование законодательной базы и снижение налоговой нагрузки, а также облегчение импортных и экспортных процедур улучшит условия ведения бизнеса в стране и создаст базу для развития стартапов в области информационных технологий.
Внедрение современных электронных технологий в образование, облегчение доступа к качественным обучающим программам в сфере информационных технологий, а также разработка программ для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа позволит увеличить количество квалифицированных кадров, работающих в ИТ-отрасли.
Реализация указанных решений и других необходимых мер может позволить ИТ-профессиям уже к 2018 году войти в пятерку самых популярных профессий в России. Планируется увеличение в два раза количества работников сектора информационных технологий.
Акцент на решение проблем отрасли и ее развитие создаст условия для привлечения зарубежного и российского венчурного капитала и будет способствовать росту объема венчурного инвестирования в ИТ-сектор до 40 млрд. рублей.
При развитии экономики по консервативному сценарию(вариант 1) в 2030 году прогнозируется рост рынка информационных технологий в 2,7 раза по сравнению с 2011 годом, до 4102,6 млрд. рублей. Наибольший объем сохранит рынок аппаратных средств. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью, ростом доходов населения.