Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях

и в целом по экономике (вариант 2)

  2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
В целом по экономике
в бюджетном секторе образования
в бюджетном секторе здравоохранения

Предусматриваются также модернизация материально-технического обеспечения систем здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования, обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала.

В инновационном сценарии будет сформирована гибкая и диверсифицированная система профессионального образования, отвечающая требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В части дошкольного и общего образования должна быть обеспечена доступность образовательных услуг при одновременной модернизации как учебной работы с детьми, так и работы по их воспитанию и социализации.

В целом улучшение качества образования и повышение его соответствия требованиям экономики может существенно повысить рост производительности труда. В инновационном сценарии в среднем за 2013-2030 гг. «фактор образования» повышает ежегодный рост ВВП на 0,7 п.п. (0,4 п.п. в консервативном сценарии).

В области здравоохранения должна быть сформирована система доступной медицинской помощи, обеспечивающей оказание услуг, объем, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут по-прежнему играть основную роль, хотя их вес должен сократиться с 82 до 72% к 2030 году. Улучшение качества медицинского обслуживания не только имеет высокий социальный приоритет и связано с повышением качества жизни, но и является важным фактором предложения труда через снижение заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте. Экономический рост будет также стимулироваться за счет повышения экспорта медицинских услуг. В целом инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 процентных пункта.

В инновационном сценарии предполагается усиление действия «фактора капитала». Увеличение производственных мощностей в среднем будет обеспечивать 1,7 п.п. роста ВВП в год против 1,5 п.п. роста в консервативном сценарии. В структуре вклада капитала в экономический рост можно выделить эффект модернизации транспортной инфраструктуры, на который приходится 0,3-0,5 п.п. роста экономики.

Форсированный сценарий предполагает интенсификацию всех имеющихся факторов, чтобы в период 2013-2030 гг. достичь средних темпов экономического роста 5,0-5,4%. Для этого необходимо существенное обновление производственных мощностей. Средние темпы роста инвестиций в 2013-2030 гг. предполагаются на 2,3 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. Наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., когда для модернизации производства и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 12-13% в год, что на 6 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. В целом дополнительный рост ВВП за счет этого фактора в период 2013-2030 гг. в среднем составит 2,4 п.п. (1,7 п.п. в инновационном сценарии).

Форсированный вариант также основан на значительном усилении производительности, которая достичь уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного периода. Этот фактор будет основой ускоренного роста и в среднем обеспечит 2,8 п.п. прироста ВВП в год. Условием для этого может стать форсированное развитие науки и технологий. Прежде всего, должна резко возрасти активность предприятий связанная с вложениями в НИОКР. Доля в ВВП частных расходов на исследования и разработки должна достигнуть 1,5% к концу рассматриваемого периода (0,9% ВВП в инновационном и 0,5% в консервативном сценариях) и быть сопоставима с расходами стран-лидеров инновационного развития. Разработка инноваций позволит дополнительно увеличить ежегодный темп прироста ВВП в среднем на 0,6 п.п. в период 2013-2030 годов. Усиление производительности также будет основано на дополнительном качественном улучшении образования и здравоохранения. Кроме того, условия форсированного сценария предполагают, что улучшение здравоохранения позволит существенно снизить уровень смертности и повысить численность населения в трудоспособном возрасте к 2030 году на 4% по отношению к консервативному и инновационному сценариям (подробнее в разделе 2.5.).

Факторы, обеспечивающие ускоренное развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста по этапам долгосрочной перспективы.

Первый период (2013-2020 годы) можно рассматривать как период внутренней перестройки, направленной на преодоление «узких мест» в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и формирование очагов собственно инновационного развития и «новой экономики». Ускорение темпов роста в этот период обеспечивается преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и расшивки инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных регионов. Одновременно в этот период создаются условия для долгосрочного инновационного развития путем последовательного смещения структуры расходов бюджета в пользу финансирования инновационных секторов экономики. Однако вклад высокотехнологичных и наукоемких секторов в рост ВВП в этот период еще не так ощутим, из-за их невысокой доли в производстве добавленной стоимости.


Динамика ВВП и вклад в экономический рост финансирования (по вариантам) (в процентных пунктах, в среднем в год)
  2013-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.
Среднегодовой темп прироста ВВП 3,6 4,2 6,0 3,0 4,0 5,3 2,5 3,7 4,2
Вклады в прирост ВВП финансирования в:                  
человеческий капитал 0,5 0,6 0,6 0,6 0,8 1,0 0,7 1,1 1,5
в том числе:                  
образование 0,3 0,4 0,4 0,4 0,6 0,7 0,5 0,8 1,0
из бюджетной системы 0,3 0,3 0,3 0,3 0,5 0,5 0,4 0,6 0,8
здравоохранение 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,2 0,3 0,5
из бюджетной системы 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 0,4
инвестиции в транспортную инфраструктуру, технологичные отрасли и науку 0,9 1,5 1,6 0,6 1,4 1,8 0,4 1,1 1,4
в том числе: развитие технологичных отраслей 0,5 0,7 0,8 0,3 0,5 0,7 0,2 0,3 0,4
научные исследования и разработки 0,1 0,3 0,3 0,1 0,4 0,5 0,1 0,5 0,7
из бюджетной системы 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,1 0,3 0,3
Другие факторы роста 2,3 2,1 3,8 1,9 1,9 2,5 1,4 1,5 1,3
Справочно:                  
Вклад в прирост ВВП финансирования                  
из бюджетной системы 1,3 1,9 1,9 1,0 1,9 2,4 0,9 1,7 2,2
из других источников 2,4 2,4 3,9 2,0 2,1 2,9 1,6 2,0 2,0

Второй период (2021-2025 годы)характеризуетсямаксимальным эффектом от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Завершается реализация масштабных инфраструктурных проектов, что создает качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастает роль и вклад человеческого капитала в экономический рост. Результаты модернизации образования и здравоохранения проявляются не только в развитии указанных секторов новой экономики и сектора общественных услуг, повышении качества предоставляемых ими услуг, но и в повышении качества самого человеческого капитала, его производительной силы.

Третий период (2026-2030 годы)можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений в инфраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и особенно научных разработок.

Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимый уровень нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.

Таким образом, разница в динамике ВВП между инновационным сценарием развития и консервативным постепенно увеличивается с 0,6 п.п. в 2013-2020 гг. до 1,2 п.п. в 2025-2030 годах. Более половины вклада в обеспечение дополнительного роста ВВП вносит финансирование из бюджетной системы. Среди факторов бюджетной системы около 60% вклада в ускорение роста ВВП приходится на фактор финансирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности и научные исследования и разработки, повышающие конкурентоспособность отечественной продукции. Среди других факторов основную роль играют государственные вложения в развитие инфраструктуры, содействующие повышению эффективности экономики и привлечению дополнительных инвестиций в основной капитал, а также вложения в человеческий капитал. Именно этот фактор оказывает в долгосрочной перспективе наибольшее влияние на повышение эффективности человеческого капитала и технический прогресс и, как следствие, в повышение эффективности производства.

Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимые уровни нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.

Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях - student2.ru Производительность труда

Рост производительности труда становится ключевым параметром для обеспечения устойчивого экономического роста в условиях ограничений предложения на рынке труда. На сегодняшний день уровень производительности труда в России относительно уровня США 2011 года, по данным ОЭСР, составляет 36,4% (на отработанный час)[8]. В соответствии с прогнозными оценками, при форсированном варианте развития, производительность достигнет к 2030 году 90% от уровня США, в рамках инновационного – 75%, а при инерционном – составит около 64 процентов.

В отраслевом разрезе уровень производительности труда определяется структурными особенностями производства, а также степенью модернизации. В экспортоориентированных отраслях отмечается относительно высокая степень внедрения современных технологий и, соответственно, относительно высокий уровень производительности труда. В отраслях, ориентированных на внутренний спрос, уровень производительности труда заметно коррелирует со сложившимся уровнем конкуренции на соответствующих рынках. Высокомонополизированные и закрытые от внешнего рынка отрасли характеризуются низким уровнем производительности (энергетика, ЖКХ и другие).

Оценки UNECE показывают, что в России промышленность отстает по уровню производства добавленной стоимости на одного занятого по сравнению с приведенными в таблице развитыми странами в 2,2-5,9 раза. В сфере услуг наименьшее отставание России по производительности труда характерно для группировки, содержащей торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь. При этом данный агрегат также очень неоднороден по уровню производительности в отдельных отраслях: к высокопроизводительным может быть отнесен нефте- и газопроводный транспорт, значительно ниже производительность в других отраслях сферы услуг.

Относительный уровень производительности труда по странам в 2010 году, %

  Россия Германия Норвегия Финляндия Швеция
Экономика в целом
Сельское хозяйство, охота, рыболовство
Промышленность
Строительство
Услуги
в том числе:          
оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы и рестораны, транспорт и связь
финансы, операции с недвижимым имуществом
другие услуги

По данным UNECE.

Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях - student2.ru Высокий потенциал для роста производительности существует в обрабатывающей промышленности. Так, в высоко- и среднетехнологичных отраслях машиностроения уровень производительности труда в 3-10 раз отстает от ведущих мировых компаний, потенциал роста к 2020 году оценивается в авиастроении в 2,9 раза, в судостроении – в 3,5 раза, в автомобилестроении – в 2,5 раза, в радиоэлектронном комплексе – более чем в 10 раз. Сравнение крупнейших российских компаний с мировыми лидерами по размеру выручки на одного работника свидетельствует о разрыве в 10 и более раз.

По планам компаний с государственным участием, которые в 2011 году разработали и приняли программы инновационного развития, в 2012-2015 гг. в среднем по всем компаниям ожидается рост производительности на 5-8% в год, что выше роста в целом по экономике. При этом лидерами роста производительности будут компании машиностроения, химической промышленности и энергетики.

Наши рекомендации