Стрельба с выхватыванием из кобуры

В настоящее время для ношения оружия можно выбрать любую кобуру, как отечественного так и импортного производства, для любой системы пистолета или револьвера. В этом плане торговая сеть способна удовлетворить самые изощренные потребности с любыми фантазиями.

При выборе кобуры необходимо четко уяснить, для выполнения каких задач будет предназначаться оружие. В соответствии с этим кобура должна обеспечить либо скрытое ношения, либо, наоборот, оружие должно сразу бросаться в глаза. В любом случае обязательно выполнение таких условий, как надежность крепления пистолета или револьвера, исключающее их утрату, и возможность быстрого и легкого извлечения оружия, чтобы оно не выпадало при различных движениях (борьба, бег и т.п.), но в то же время могло мгновенно оказаться в руках.

Где расположить кобуру? При ношении с формой кобура располагается на поясном ремне, как с левой, так и с правой стороны. Однозначных рекомендаций тут дать невозможно. Поэтому есть смысл попробовать различное расположение оружия на поясе и определить для себя наиболее удобное, позволяющее быстро принимать изготовку для стрельбы. При скрытом ношении используется как поясная, так и оперативная кобура с горизонтальным и вертикальным расположением оружия. Причем при ношении зимней одежды предпочтительнее оперативная кобура, поскольку в этом случае при застегнутых пуговицах или молнии до оружия можно добраться значительно быстрее.

При отработке выхватывания оружия из кобуры необходимо постоянно помнить, что основным критерием оценки действий стрелка является минимальное время от начала движения руки к оружию до удара курка по ударнику Наиболее быстро действия с пистолетом, обеспечивающие точное попадание в кратчайшее время, выполняются в последовательности, показанной на рис.25. Определив для себя оптимальное положение кобуры, стрелок путем долгих тренировок доводит все действия до автоматизма, добиваясь сокращения времени до первого выстрела в пределах двух секунд. Многократное повторение действий будет формировать определенный динамический стереотип.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.25. Выстрел с выхватыванием из кобуры

Для приведения пистолета к бою потребуется больше времени, чем для револьвера, поскольку необходимо выключить предохранитель и дослать патрон в патронник. От умения быстро и слитно выполнять эти действия во многом зависит конечное время первого выстрела. Все действия с оружием надо выполнять только правой рукой (расстегивание кобуры, снятие с предохранителя, нажатие на затворную задержку, взведение курка), кроме досылания патрона и извлечения магазина для ПМ. Можно рекомендовать также левой рукой придерживать кобуру при извлечении оружия, чтобы не произошло задержки.

В зависимости от конструкции кобуры застежка расстегивается большим или указательным пальцем правой руки, и оружие проходит по траектории, изображенной красной линией. После извлечения из кобуры предохранитель снимается большим пальцем правой руки. Одновременно левая рука накладывается на затвор сверху (большим пальцем упираясь в предохранитель), окрестным движением досылает патрон в патронник и догоняет правую руку, которая выносится с оружием вперед по касательной к линии прицеливания. Чтобы стать в полоборота к цели, правая нога отставляется назад и вправо, а левая нога доворачивается на носке против часовой стрелки. Принципом принятия любой изготовки для стрельбы должен стать уход от цели со смещением из-под огня противника.

Распределение движений по времени показано на рис.26. Нажатие на спусковой крючок начинается с выносом оружия в прицельное положение, не дожидаясь остановки рук и точного прицеливания. Нажатие на спусковой крючек и уточнение прицеливания (положения мушки в прорези) - это два параллельно выполняемых действия, независимых друг от друга. Только в этом случае получается неожиданный выстрел.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.26. Распределение движений по времени

Если же сначала закончить вынос оружия, уточнить положение прицела на цели и дернуть за спусковой крючок, то вероятность промаха будет значительно больше, а время на выполнение первого выстрела увеличивается.

На малых дальностях стрельбы (до 10м), как было выяснено в разделе "Прицеливание", визуальное наблюдение мушки в прорези в любом ее положении обеспечивает попадание в круг диаметром 8 см при условии правильной обработки спуска.

Действия по приведению оружия в готовность можно условно разделить на три фазы:

Первая фаза. Правая рука открывает застежку и захватывает рукоятку пистолета, указательный палец вытягивается для наложения на спусковой крючок, большой палец выключает предохранитель. Левая рука может придерживать кобуру при извлечении пистолета и поднимается на уровень нижних ребер.

Вторая фаза. Пистолет переводится в горизонтальное положение по центру тела, ствол наводится на цель. При движении оружия вверх левая рука производит досылание патрона и приближается для захвата к правой руке. С окончанием движения оружие находится чуть ниже и впереди подбородка. Холостой ход спускового крючка выбран.

Третья фаза. Оружие выдвигается вперед в двойном хвате по направлению к цели. Нажатие на спусковой крючок начинается до окончания движения рук вперед. Уточнение прицеливания производится параллельно с нажатием на спуск.

На положение ног особого внимания можно не обращать, так как в реальной обстановке некогда будет принимать однообразную изготовку и стрелять придется из любой стойки.

При разучивании приема скоростной стрельбы двойным хватом действия выполняются по разделениям в соответствии с выше указанными фазами движений сначала в малом темпе, а затем постепенно наращивая скорость движений. Главное - добиться легкости и естественности выполнения приема.

Существует другой способ принятия изготовки при скоростной стрельбе, распространенный в мировой практике (рис.27). Он отличается от вышеизложенного способа тем, что оружие сначала вскидывается к подбородку, где находится в горизонтальной плоскости Левая Рука накладывается большим пальцем сверху на затвор, а остальные пальцы снизу. После этого правая рука начинает движение вперед, а левая отводит затвор в крайнее заднее положение и отпускает его. Далее с вращением против часовой стрелки (для стрельбы с правой руки) оружие выносится в прицельное положение. Траектория оружия при таком способе принятия изготовки показана на рис.27 красной линией.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.27. Прием изготовки с горизонтальным заряжанием пистолета

Нажатие на спуск, как и в предыдущем случае, начинается до остановки оружия и выравнивания прицела. Оба этих способа обеспечивают хорошие результаты скоростной стрельбы.

Существует еще несколько способов заряжания и выносов оружия. Все они имеют право на изучение и использование. Но суть их сводится к одному: выстрел должен быть произведен по ходу движения рук до их остановки (в конечной фазе поступательного движения).

На начальном периоде обучения психологически трудно сделать выстрел до остановки рук. Если же освоить спуск курка при поступательном движении оружия, то точность попадания улучшается при значительном сокращении времени первого выстрела.

Иногда могут возникнуть ситуации, когда левая рука будет занята. В таком случае придется все действия с пистолетом выполнять правой Рукой, в том числе и досылание патрона в патронник. Для этого существует способ (рис. 28), когда целик цепляется за ремень, и правая рука интенсивным движением вдоль тела отводит затвор в крайнее заднее положение. Оружие в этом случае будет заряжено и готово к выстрелу.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.28. Прием заряжания одной рукой

В зарубежных школах практикуется заряжание оружия одной рукой о бедро правой ноги. Это возможно, поскольку подавляющее большинство импортного оружия имеет сцепленный затвор и более мягкую возвратную пружину. Если выполнить заряжание о бедро пистолетами ПМ, имеющим жесткую возвратную пружину и достаточно острые края целика, то разрыв брюк и повреждение кожного покрова будет гарантирован. Но знать о таком способе необходимо, чтобы воспользоваться им, если придется.

Интуитивная стрельба

Конечной целью технического обучения и вершиной мастерства боевой стрельбы является стрельба на ощущениях или интуитивная стрельба. Человек со слабыми навыками стрельбы по спортивным мишеням на 25 м, освоивший методику поражения целей без использования прицельного приспособления в короткое время, и, руководствуясь при наведении оружия на цель исключительно своими ощущениями, в реальной стрелковой ситуации будет иметь всегда значительное превосходство даже перед мастерами спортивной стрельбы.

Интуитивная стрельба позволяет поразить как одиночную мишень, так и групповые цели в самое кратчайшее время с очень большой вероятностью. Результатом стрельбы является не количество выбитых очков, а наличие пробоин в силуэте и минимальное время на поражение всех целей.

На занятиях по изучению приемов интуитивной стрельбы при создании мишенной обстановки дополнительно выставляются ложные цели (посторонние люди, свои сотрудники, заложники и т.п.), поражение которых автоматически приводит к выставлению неудовлетворительной оценки. Стрельба с фокусировкой зрения на целях позволяет видеть окружающую обстановку и исключить поражение "своих".

Начальный этап освоения приемов интуитивной стрельбы - это выполнение одиночных выстрелов как с одной руки, так и с двух рук. Дальность до цели (поясная или ростовая фигура) не должна превышать пяти-семи метров. Выполнению первого выстрела предшествует длительная работа без патронов "вхолостую", при которой вырабатывается чувство направления канала ствола по ощущениям положения рукоятки в ладони и направления руки с оружием на цель. В этом упражнении главное - добиться того, чтобы прицельное приспособление выносилось, и было направлено в точку на мишени, куда смотрит глаз.

Положение линии прицеливания может находиться на несколько сантиметров ниже уровня глаз (на уровне подбородка), а в дальнейшем это расстояние увеличивается и доводится до положения локтя (локтей) у пояса.

Наведение оружия должно соответствовать положению фокуса зрения на цели. Перенос огня производится переводом взгляда на другую точку прицеливания. Оружие с некоторым отставанием переносится на новую цель, отслеживая движение взгляда по мишенной обстановке.

Нажим на спусковой крючок производится интенсивно с окончанием переноса и наведением оружия, но без рывков, чтобы исключить угловые отклонения оружия и произвести неожиданный выстрел за десятые доли секунды.

Во время тренировки с целью контроля правильности выполнения своих действий необходимо после спуска курка, продолжая удерживать оружие, сместить голову и увидеть, насколько положение прицельного приспособления на мишени соответствует желаемой точки или району попадания.

Отработав правильное выполнение приема без досылания патрона с доведением времени на его выполнение до 0.7-1.0 с, можно переходить к стрельбе с патроном. Стрельба с патроном (как и тренировка вхолостую) должна производиться по корпусу в район солнечного сплетения.

Овладение приемами интуитивной стрельбы можно разделить на несколько этапов:

  1. Выполнение одиночного выстрела с выносом от груди, с опущенной вниз рукой и с выхватыванием из кобуры без досылания и затем с досыланием патрона в патронник.
  2. Выполнение двух выстрелов по одной мишени с минимальным временным интервалом.
  3. Выполнение одиночных выстрелов по нескольким мишеням с переносом огня по фронту и по вертикали.
  4. Выполнение парных выстрелов по нескольким мишеням с одного огневого рубежа.
  5. Выполнение парных выстрелов по нескольким целям в движении с короткими остановками и в движении на различных огневых рубежах.
  6. Выполнение в каждую мишень парных выстрелов в район груди с переносом третьего прицельного выстрела в голову при произвольной расстановке целей со сменой огневых позиций и использованием укрытий.

Существует еще один прием интуитивной стрельбы с одной руки, на котором следует остановиться. Его особенность заключается в использовании физиологического свойства организма. Особенность эта основывается на том, что указательный палец ведущей руки независимо от ее положения (у пояса или вытянута вперед) всегда будет показывать на ту точку, на которой сфокусировано зрение или слух (по источнику звука). Используя это свойство, можно поражать цель с большой вероятностью, вообще не используя прицельного приспособления в условиях плохой видимости и даже на слух в полной темноте. Для этого пистолет удерживается в руке, как показано на рис.29. В этом случае указательный палец располагается вдоль затвора параллельно стволу. Указательный палец показывает на цель, средний палец обрабатывает спуск, а рукоятку удерживают безымянный палец и мизинец. Имея достаточный опыт стрельбы, при определенной тренировке можно овладеть этим приемом и гарантированно поражать цели в пределах 10 м, а по времени - в пределах одной секунды.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.29. Прием интуитивной стрельбы в условиях ограниченной видимости

Очень большую помощь в овладении приемами стрельбы по ощущениям может оказать тренировка с использованием пневматических пистолетов и револьверов, которая, с одной стороны, не требует больших материальных затрат на боеприпасы и специально оборудованных стрельбищ, а с другой стороны, снижает боязнь выполнения плохого выстрела или промаха.

Приемы интуитивной стрельбы применяются на очень малых дальностях до противника, когда время первого выстрела играет решающую роль. Если противник находится на значительном удалении, то времени для выцеленного выстрела будет гораздо больше. Владеть различными навыками будет очень полезно, чтобы пользоваться тем или иным приемом в соответствии со сложившейся обстановкой.

В заключение отметим, что овладеть различными приемами один раз на всю жизнь не получается, так как приобретенные навыки имеют свойство угасать со временем. Поэтому, чтобы поддерживать себя в форме, занятия должны быть регулярными, и заниматься надо как самостоятельно, так и под руководством опытного инструктора независимо от своей квалификации.

Анализ результатов стрельбы

Только стрельба боевым патроном способна выявить степень подготовленности стрелка. Умение стрелка поражать конкретные цели в любых нестандартных и незнакомых ситуациях зависит от его технической подготовки и является определяющим показателем владения личным оружием. Никакие тренажеры и приборы не заменят практику стрельбы из реального оружия. Поэтому анализ результатов практической стрельбы в каждом отдельном случае имеет большое значение. Но выполнению стрельб должна предшествовать длительная работа без патрона, пренебрегать которой не должен ни один человек, независимо от степени его подготовленности и практических навыков.

Есть одно замечательное правило: "стрелять надо головой, а не руками!" Действительно, всей мышечной работой руководят нервные центры, и команды на сокращение той или иной мышцы выдаются центральной нервной системой, а следовательно, для правильной работы все действия стрелка должны быть осознанными и контролируемыми. Помочь стрелку сделать правильный анализ своих действий главная задача руководителя занятий. В противном случае практические занятия со стрельбой превращаются в бездумное сжигание патронов, наносящее только вред обучаемым.

При любой тренировке с оружием без патронов и стрельбе должна происходить безостановочная аналитическая работа по оценке своих действий, причем оценивается как каждый выстрел в отдельности, так и вся стрельба в целом. Постоянно должны ставится вопросы: Почему? В чем ошибка? Каждый выстрел это маленькая контрольная работа и соревнование с самим собой, победителем в котором становится тот, кто смог побороть соблазны подлавливать "десятку" и справился со своими нервами.

После выстрела необходимо проанализировать выполнение своих действий по элементам и сначала постараться предположить достоинство пробоины, не стремясь немедленно заглянуть в зрительную трубу, а лишь затем определить степень соответствия сделанной отметки с реальной пробоиной. Проверка каждого выстрела производится в следующей последовательности:

  1. положение мушки в прорези и всего прицела в районе прицеливания;
  2. плавность работы указательного пальца;
  3. неожиданность срыва курка;
  4. движение мушки в момент срыва курка;
  5. неизменность усилий участвующих в удержании оружия мышц;
  6. возвращение оружия в прицельное положение после отдачи. После выполнения упражнения преподаватель проводит разбор у мишеней, при котором каждый стрелок должен назвать последовательность пробоин. Если обучаемый не может сказать, куда он попал каким выстрелом, это означает, что во время стрельбы не было должного контроля с его стороны за выполнением всех действий. В этом случае намного трудней выявить ошибки и дать рекомендации по их устранению.

Результаты каждых стрельб должны заносится в журнал учета боевой подготовки. По результатам периода обучения, имея определенную статистику, можно делать выводы по каждому охраннику и определить степень его профессиональной подготовленности, а также наметить индивидуальный подход к обучаемым. А иногда следует поставить вопрос об использовании данного охранника на работе с огнестрельным оружием.

Часть IV. Система организации огневой подготовки

9. Психологическая подготовка

Выполнение сотрудником своих обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, а экстремальная ситуация может возникнуть в любой момент. Этого, к сожалению, многие недооценивают, особенно молодые охранники. Психологическая подготовка призвана подготовить охранника к такой ситуации.

Как правило, вся огневая подготовка сводится к поражению мишеней и определению достоинств пробоин с подсчетом суммы выбитых очков. В лучшем случае выставляются оценки, и на этом занятия заканчиваются. Редко меняются условия выполнения упражнений, вид оружия, дальности до цели, количество боеприпасов и т.д., но вся стрельба сводится к проделыванию отверстий в бумаге или фанере, да порой к веселой пальбе по сигаретным пачкам, бутылкам и прочим посторонним предметам.

Многие ли стрелки осознают, что оружие предназначено совершенно для других целей? Его применение подразумевает, помимо всего прочего, и ведение огня на поражение, т.е. выстрел будет производиться в человека (пусть даже и в преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни. Это накладывает на стрелка серьезнейшую ответственность за свои действия. И далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику.

Рассмотренный ранее материал относится лишь к технической подготовке охранника. Но совершенно очевидно, что для профессиональной работы с огнестрельным оружием этого не достаточно. Можно научить любого охранника делать первый прицельный выстрел в пределах двух секунд, но, сколько времени потребуется этому охраннику для того, чтобы принять решение на производство этого выстрела? Кроме того, необходимо быть при этом и морально подготовленным к нему в реальной ситуации. Поэтому весь процесс огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире. Если при обучении пренебречь психологической подготовкой, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически не востребованной. Таким образом, при грамотном подходе к обучению охранника работе с оружием необходимо рассматривать и вопросы психологической подготовки, а учебная программа должна разрабатываться с учетом приведенной структурной схемы на рис.30.

Стрельба с выхватыванием из кобуры - student2.ru
Рис.30

Из схемы видно, что огневая подготовка как система обучения состоит из двух частей: технической и психологической. В свою очередь психологическая подготовка подразделяется на правовое обучение и непосредственно психологическое воздействие на обучаемого.

Техническое обучение призвано привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая же подготовка определит способность быстрой оценки реальной обстановки и принятия решения на правомерность применения оружия или наоборот на его неприменение. Непосредственно психологическое воздействие на обучаемого позволит ему уверенно действовать в состоянии сильного нервного возбуждения, и должно воспитать моральную готовность к выстрелу в противника. Результатом всего психологического обучения станут осознанные и правомерные действия охранника в реальных условиях. Вместе с технической подготовкой можно говорить об итоге всего обучения сотрудника предприятия и его готовности к самостоятельной работе уже на профессиональном уровне.

На базе анализа результатов цикла занятий можно делать выводы по подбору и расстановке кадров, планировать дальнейшую работу с личным составом по его обучению и воспитанию.

Люди все абсолютно разные, и действия любого человека, особенно в стрессовых ситуациях, могут быть совершенно непредсказуемы. Уже бывали случаи, когда применение оружия в различных ситуациях явилось бы правомерным, но в силу своей слабой подготовленности вооруженный охранник не смог выполнить предписываемых ему инструкциями обязанностей. Поэтому сотрудники не прошедшие психологическую подготовку и допущенные к работе с оружием способны совершить действия не адекватные возникшей ситуации, которые приведут к самым печальным последствиям вплоть до наступления уголовной ответственности. Это надо помнить руководителям любого ранга, чтобы не наделать ошибок в кадровой работе.

Чтобы лучше разобраться в вопросах психологической подготовки, необходимо сделать хотя бы краткий обзор физиологических основ деятельности центральной нервной системы человека.* (* Авторы не претендуют на исчерпывающую глубину освещения вопросов физиологии, поскольку понимают, что не являются специалистами в этой области. И, кроме того, полная разработка вопросов психологии требует труда большого коллектива научных работников и практиков высокой квалификации. Но рассмотрение этих вопросов в значительной степени облегчит понимание излагаемого материала.)

Наши рекомендации