Олигополия в международной торговле

Рассмотрим товар, производимый двумя фирмами в двух странах. Предположим, что функции издержек этих фирм одинаковы, средние издержки на производство товара постоянны. Если бы деятельность фирм была замкнута в национальных границах (например, вследствие очень высоких транспортных издержек или импортного тарифа), они выступали бы монополиями. Однако при относительно невысоких транспортных расходах и в отсутствие запретительных импортных тарифов установление монопольной цены одной из фирм на «собственном» внутреннем рынке создаст стимулы для другой фирмы импортировать товар.

Особенностью стратегических решений продавцов служит сегментация рынка: фирмы принимают решение не только об объеме продаж, но и об оптимальном распределении выпуска между двумя рынками. Предположим, что фирмы ведут себя так, как это предусматривает модель Курно: максимизирующий прибыль выпуск каждой фирмой зависит от объема продаж другой.

Пусть q - выпуск отечественной фирмы, реализуемый на внутреннем рынке; q* - выпуск той же фирмы, реализуемой на зарубежном рынке; уровень транспортных издержек на единицу продукции - Т. Средние и предельные издержки отечественной и зарубежной фирмы одинаковы и равны АС. Функция издержек отечественной фирмы tc(q+q*) = Acq+(AC+T)q*. Аналогично для зарубежной фирмы общие издержки ТС(Q+Q*) = (AC+t)Q+ACQ*. Для простоты будем считать, что рыночный спрос на товар в обеих странах одинаков, функция спроса (обратная) Р(q+Q)

Условием максимизации прибыли для обеих фирм служит выбор такого объема выпуска, чтобы предельная выручка была равна предельным издержкам:

· для отечественной фирмы

Олигополия в международной торговле - student2.ru (8.14)

· для зарубежной фирмы

Олигополия в международной торговле - student2.ru (8.15)

Эти уравнения задают функции реакции для обеих фирм. На рис. 8.9 оптимальный объем продаж зарубежной фирмы на нашем внутреннем рынке положителен. То же самое относится и к внутреннему рынку страны - нашего конкурента. «Встречная торговля» выгодна для фирм-участников в том случае, когда равновесная цена на каждом из рынков в отсутствие иностранной конкуренции превышает сумму средних издержек производства товара и транспортных расходов на единицу продукции. Тогда при нулевом объеме продаж зарубежной фирмы на нашем внутреннем рынке (Q = 0) ее предельная выручка превышает предельные издержки производства дополнительной единицы продукции, что доказывает неоптимальность выбранного объема продаж.

Олигополия в международной торговле - student2.ru

Встречная торговля (или «встречный демпинг») приводит к выравниванию уровня цен в странах, участвующих в международной торговле. Однако фактически фирмы на внутреннем и внешнем рынке продают товар по разным ценам. Чистая цена, получаемая на зарубежном рынке, ниже цены, получаемой на внутреннем рынке, на величину импортного тарифа и транспортных расходов на единицу продукции. На первый взгляд, такая торговля служит растратой ресурсов - поскольку зарубежная фирма по сравнению с отечественной несет дополнительные затраты, по крайней мере транспортные. Однако она может привести к повышению благосостояния по сравнению с ситуацией рынков, изолированных от международной торговли, благодаря снижению цен на рынках стран, участвующих во «встречной торговле» по сравнению с их монопольным уровнем.

На рис. 8.10 показано влияние встречной торговли на благосостояние внутреннего рынка. Проникновение на рынок зарубежного конкурента понижает цену с Ра до Р*, а объем продаж отечественной фирмы – с q*a до q*. По сравнению с изолированным внутренним рынком с единственной господствующей фирмой, устанавливающей монопольную цену, встречная торговля повышает излишек потребителя (сумма площадей А + В); прибыль отечественного продавца снижается (сумма площадей А + D).

Олигополия в международной торговле - student2.ru

Общее изменение общественного благосостояния будет зависеть от разницы между ценой изолированного рынка и равновесной ценой в условиях встречной торговли, от разницы между равновесной ценой в условиях встречной торговли и уровнем предельных издержек (индекса Лернера) и от эластичности спроса на внутреннем рынке. Возможна ситуация, когда встречная торговля приведет к положительному изменению общественного благосостояния (не забывая, что мы говорим только о благосостоянии на внутреннем рынке). Графически это будет отражаться превышением площади В над площадью D. Импорт зарубежной фирмы приведет к сокращению прибыли отечественного производителя, монопольная власть на внутреннем рынке снизится. Соответствующее понижение цены будет сопровождаться увеличением выигрыша потребителя.

Как повлияет на общественное благосостояние в условиях «встречной торговли» изменение - понижение или повышение - импортного тарифа? Предположим, первоначально государство практикует запретительный импортный тариф, лишающий зарубежного продавца стимулов входа на наш внутренний рынок. Переход от закрытой к открытой экономике в результате отказа от запретительного импортного тарифа сопровождается как выигрышами, так и потерями благосостояния. Эффект чистого выигрыша возникает в результате понижения цены и соответствующего расширения потребительского излишка, а также увеличения объема собранных государством налогов; потери вызваны сокращением прибыли отечественной фирмы.

Влияние дальнейшего снижения импортного тарифа на общественное благосостояние будет состоять из четырех компонентов (эффектов) (рис. 8.11):

1. повышение потребительского излишка вследствие снижения цены;

2. сокращение прибыли отечественной фирмы в результате экспансии зарубежного конкурента;

3. снижение поступлений в государственный бюджет из-за снижения импортного тарифа;

4. расширение поступлений вследствие расширения объема продаж зарубежной фирмы на внутреннем рынке.

Олигополия в международной торговле - student2.ru Общее изменение благосостояния зависит от соотношения величин оказанных четырех эффектов. При запретительном значении импортного тарифа его незначительное снижение будет сопровождаться небольшой величиной эффекта снижения налоговых поступлений (третий эффект), в то же время первый и четвертый эффекты будут достаточно велики, поэтому общее изменение благосостояния будет положительным. Напротив, при значении тарифа, стремящемся к нулю, величина первого и четвертого эффектов также стремится к нулю. В этом случае снижение импортного тарифа окажет отрицательное воздействие на благосостояние. Можно заключить, что оптимальной стратегией государства при достаточно низком уровне импортного тарифа будет его повышение, при высоком уровне - повышение. Иными словами, существует оптимальный импортный тариф Т* > 0.

Помимо внешнеторговой политики по отношению к зарубежной фирме, существует проблема выбора оптимальной политики по отношению к отечественному производителю. Предположим, отечественная фирма конкурирует по Курно с зарубежной на рынке третьей страны. Общественное благосостояние в данном случае совпадает с суммой прибыли, полученной отечественным продавцом. Экспортная субсидия (рис. 8.12) приводит к повышению максимизирующего прибыль объема продаж отечественной фирмы при любом объеме продаж зарубежного конкурента, что отражается на графике сдвигом функции реакции вправо.

Олигополия в международной торговле - student2.ru

Под воздействием экспортной субсидии помимо роста общего объема продаж, происходит перераспределение доли мирового рынка и суммарной прибыли в пользу отечественного производителя. Повышается благосостояние общества (прибыль производителя за вычетом суммы субсидии).

Итак, в определенных ситуациях оптимальной внешнеторговой политикой государства на рынке олигополии может служить ненулевое значение импортных тарифов и экспортных субсидий. Проблема состоит в том, что в долгосрочной перспективе выигрыш или проигрыш от использования протекционистской внешнеторговой политики зависят от реакции на нее других стран. Политика ограничения импорта или стимулирования экспорта безоговорочно приносит выигрыш, если страны-конкуренты в международной торговле не реагируют на нее принятием адекватных мер. Ситуация хорошо иллюстрируется известной «дилеммой заключенного» (величина выигрыша условна):

Страна 2
Использует субсидирование экспорта Не использует субсидирование экспорта
Страна1 Использует субсидирование экспорта (50; 50) (150; 10)
Не использует субсидирование экспорта (10; 150) (100;100)

В долгосрочной перспективе на мировом рынке лучшей политикой (безусловно, это относится к описанным нами упрощенным примерам) будет служить отказ от протекционизма. Если рассматривать повторяющееся взаимодействие стран-торговых партнеров, использование протекционизма будет лучшей стратегией для них только в условиях высокой неопределенности относительно перспектив будущего положения на мировом рынке. В то же время в краткосрочной перспективе для принимающих решение правительств существует сильный стимул использования протекционистских мероприятий, причем с ростом монопольной власти в международной торговле укрепляется и заинтересованность в их осуществлении.

Наши рекомендации