Все расчеты оформить в таблице 1.

Самостоятельно найти показатели «Фактическая кратность воздуха» в учебных пособиях, занести данные в таблицу 1 и рассчитать.

Сделать заключение об эффективности работы вентиляционных систем по каждому помещению, отметив, как избыток (+) или недостаток (-) кратность воздухообмена влияет на здоровье и работоспособность персонала и хранение товаров и какие меры необходимо принять для достижения норматива кратности воздухообмена.

Таблица 1.

№ п/п Наименование торгового помещения Кратность воздухообмена по нормативу (раз/час) Фактическая кратность воздухообмена (раз/час) Отклонение факта от норматива (+; -)

21. Определить класс помещения по опасности поражения электрическим током и охарактеризуйте мероприятия по электробезопасности одного из цехов:

а) литейный цех;

б) заготовительный цех;

в) механический цех.

22. Определить вид инструктажа в следующей производственной ситуации:

а) слесаря перевили из одного подразделения в другое;

б) фрезерный станок поменяли на новый;

в) на участке произошел несчастный случай.

Постройте модель программы одного из указанных видов инструк­тажей.

23. Определить вид инструктажа в следующей производственной ситу­ации:

а) токаря перевили на другой участок работы по той же специальности;

б) изменился технологический процесс обработки детали;

в) слесаря направили на погрузочно-разгрузочные работы.

Постройте модель программы одного из указанных видов инструктажей.

24. Квалифицировать травму при ситуациях:

а) в пути на работу на транспорте предприятия;

б) вне территории предприятия в его интересах, без поручения администрации;

в) по пути домой, если травма произошла в 20.00, а смена закончилась в 16.45;

г) за 10 минут до начала работы при подготовке оборудования к работе.

Постройте модель действий нанимателя при одной из ситуаций.

25. Определить класс помещения по опасности поражения электрическим током и охарактеризуйте мероприятия по электробезопасности одного из них:

а) сборочный цех;

б) фрезерный участок;

в) душевая комната.

26. Определить класс помещения по опасности поражения электриче­ским током и охарактеризуйте мероприятия по электробезопасно­сти одного из них:

а) учебный компьютерный класс;

б) агрегатное отделение;

в) аккумуляторное отделение.

27. Квалифицировать травму при ситуациях:

а) рабочий во время обеденного перерыва на территории предприятия упал и получил травму;

б) рабочий в выходной день при спасении утопающего получил травму;

в) работник при следовании домой после рабочего дня в троллейбусе получил травму;

Построить модель расследования одного из данных несчастных случаев.

28. Определите вид инструктажа при ситуации:

а) если произошли изменения в технологическом процессе;

б) после проверки организации, госнадзор выдал предписание;

в) перед проведением экскурсии и массовых мероприятий.

Построить модель инструкции по технике безопасности одного из указанных видов инструктажей.

29. Проанализируйте производственную ситуацию: загорелся токар­ный станок. Охарактеризуйте возможные причины возгорания и действия персонала.

30. Проанализируйте производственную ситуацию: произошло возго­рание разлитого бензина. Каким огнетушителем следует восполь­зоваться? Охарактеризуйте действие персонала.

31. Проанализируйте, к какой категории по пожаровзрывоопасности относится механический цех, и разработайте мероприятия по по­жарной безопасности.

32. Проанализируйте, к какой категории по пожаровзрывоопасности относится склад горюче-смазочных материалов, и разработайте ме­роприятия по пожарной безопасности.

33. Проанализируйте производственную ситуацию: на производственном участке произошел несчастный случай. Рабочий в рабочее время шел в кладовую и упал, поскользнувшись на разлитом масле у станка.

Постройте модель действий нанимателя в данном случае.

34. Проанализируйте производственную ситуацию: в рабочее время на производственном участке произошел несчастный случай. Рабочий работал на кране балке, плохо закрепил коробку переменных передач и она, упав, придавила ногу рабочего.

Постройте модель действий нанимателя в данном случае.

35. Проанализируйте производственную ситуацию: в рабочее время на производственном участке произошел несчастный случай. Рабочий упал в осмотровую канаву и сломал ногу.

Постройте модель действий нанимателя в данном случае.

36. Проанализируйте производственную ситуацию. После окончания смены рабочий выполнял работу в личных целях и получил травму.

Постройте модель действий нанимателя в данном случае.

37. Проанализируйте производственную ситуацию:

а) мастер направил в ночную смену работника, не достигшего 18 лет;

б) работника попросили остаться сверхурочно по 4 часа 2 дня подряд;

в) женщина, имеющая совершеннолетних детей, обратилась к нанимателю о предоставлении ей неполного рабочего дня.

Охарактеризуйте действия мастера и нанимателя.

38. Проанализируйте производственную ситуацию:

а) мастер без согласия работника оставил его на сверхурочную работу, не выдав пропуск;

б) работницу, имеющую ребенка до 3-х лет направили в ночную смену;

в) за вредные условия труда выдают талоны на молоко на неделю вперед.

Охарактеризуйте действия мастера и нанимателя

39. Проанализируйте производственную ситуацию:

а) мастер допустил работника к самостоятельной работе через 1 смену после его устройства на работу;

б) наниматель уволил работника за не использование им средств индивидуальной защиты;

в) по производственной необходимости (не выполнения плана) мастер попросил остаться работника ещё на вторую смену.

Охарактеризуйте действия мастера и нанимателя.

40. Проанализируйте производственную ситуацию:

а) в ночную смену направил работника имеющего 3-ю группу инвалидности;

б) слесарь по ремонту оборудования работает 8 часов в день и 40 часов в неделю;

в) после производственного несчастного случая мастер провел повторный инструктаж.

Охарактеризуйте действия мастера и нанимателя.

41. Проанализируйте производственную ситуацию:

а) мастер токарю не выдал перчатки для защиты рук;

б) мастер направил слесаря на помощь при погрузочно-разгрузочных работах, проведя внеплановый инструктаж;

в) работник дежурил в нерабочую субботу и не вышел на работу в понедельник за ранее отработанное время.

Охарактеризуйте действия мастера и нанимателя.

42. Составьте причинно-следственную связь следующего несчастного случая: при прокладывании электропроводов от электрощита до сварочного трансформатора электросварщик коснулся провода с плохой изоляцией, а в это время электрик подал напряжение в электропроводку. В результате электросварщик был поражен электротоком и скончался.

43. Исходные данные:

1. Номер и число дней нетрудоспособности по несчастным случаям:

- в предыдущем году 1 – 0,5; 2 – 8; 3 – 4; 4 – 0; 5 – 10; 6 – 5;

- следующем 6 – 4; 7 – 8;

2. Количество случаев со смертельным исходом в году:

- предыдущем 1;

- следующем 0;

3. Среднесписочное число работающих – 2500 чел.

Определить основные показатели производственного травматизма (коэффициенты частоты, тяжести и средней тяжести) за отчетные периоды.

44. Разработать и правильно оформить инструкцию по охране труда для должности - главный бухгалтер Климович В.А., СПК «Гигант» Бобруйского района.

45. Разработать и правильно оформить инструкцию по охране труда для бухгалтера - Точкиной Н.Е., ОАО «Славянка» г.Бобруйска.

46. Разработать и правильно оформить инструкцию по охране труда для кассира - Мороз З.Д., магазин ЗАО «Вероничка». Г. Бобруйска.

47. Разработать и правильно оформить инструкцию по охране труда для кладовщика - Ефимова Р.М. , ООО «ТехноСервис» г.Бобруйска.

48. Разработать и провести вводный инструктаж по охране труда для должности главного бухгалтера. Зарегистрировать проведение инструктажа по охране труда по всем его видам с учетом времени и причин проведения по приведенным формам (Приложение 1)

49. Разработать и провести вводный инструктаж по охране труда для должности - бухгалтера. Зарегистрировать проведение инструктажа по охране труда по всем его видам с учетом времени и причин проведения по приведенным формам (Приложение 1)

50. Разработать и провести вводный инструктаж по охране труда для кассира. Зарегистрировать проведение инструктажа по охране труда по всем его видам с учетом времени и причин проведения по приведенным формам (Приложение 1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

ЗАДАЧИ 44

Определяете несчастные случаи, подлежащие учету в отчетный период (принимаем календарный год).

При этом несчастные случаи, в которых потеря трудоспособности имеет переходящий характер (из одного года в другой), учитываются в последующем году.

Подлежат учету несчастные случаи: в предыдущем году – 2, 3, 5 и 6-й; следующем – 6-й и 7-й.

Коэффициент частоты определяется по следующей формуле:

Кч = А × 103/Ч, где

А – число несчастных случаев, произошедших за отчетный период, включая случаи с временной (один день и более) нетрудоспособностью, с инвалидным исходом (до перевода на инвалидность), со смертельным исходом, случаи перевода на более легкую работу;

Ч – среднесписочное число работающих, чел.;

Коэффициент тяжести определяется по следующей формуле:

Кт = С × 103/Ч, где

С – общее количество дней нетрудоспособности по несчастным случаям за отчетные периоды.

Коэффициент средней тяжести определяется по следующей формуле:

Кср.т = С/А1 , где

А1 – число несчастных случаев за отчетный период, приведших к нетрудоспособности за исключением случаев со смертельным исходом.

ЗАДАЧИ 44-47

Разработать и правильно оформить инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации, на предприятии работниками различных профессий и должностей.

Используя материал о содержании, порядке разработки, согласовании, утверждении и введении в действие инструкций по охране труда.

Учесть структуру и содержание инструкции по охране труда с следующими разделами:

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

Изучить:

1. Инструкция о порядке принятия локальных нормативных право­вых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг): утверждена постановлением Министерства труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 г. № 176.

2. Сборник инструкций по охране труда для предприятий сельского хозяйства / сост. П. Г. Мартынов. — Минск: ЦОТЖ, 2005. — 219 с.

3. Типовые инструкции по охране труда для работающих на основ­ных видах работ в растениеводстве. — Минск, 1991.

4. Типовые инструкции по охране труда для работающих на основ­ных видах работ в животноводстве. — Минск, 1988.

5. Типовая инструкция по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами (была утверждена Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24 декабря 2013 г. № 130.) Новая инструкция вступает в действие с 11.04.2014 года.

6. Инструкция по охране труда для работающих на копировальных и множительных машинах.

ЗАДАЧИ 48-50

При разработке инструктаже использовать «Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда» и примерную программу вводного инструктажа.

Типовой перечень вопросов

Наши рекомендации