Лекция 4. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГАЗОПРОВОДАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ПРЕГРАД

Требования к устройству футляров

Пересечение газопроводами автомобильных дорог (за исключе­нием дорог V категории и грунтовых бескатегорийных дорог), желез­нодорожных и трамвайных путей, подземных коллекторов и каналов (включая каналы теплосети и канализации) ведется с обязательным устройством защитных футляров. Защитные футляры при пересечении указанных преград служат целям защиты газопровода от внешних на­грузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружени­ями и коммуникациями, а также для обеспечения возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки.

Пересечение газопроводами других подземных инженерных ком­муникаций (водо- и газопроводов, телефонных и электрических кабелей и т.д.) может осуществляться как с устройством защитных футляров, так и без них. Решение о необходимости устройства фут­ляра принимают, исходя из глубины прокладки газопровода, располо­жения и количества в районе прокладки водоводов, газопроводов, электрических кабелей и других подземных коммуникаций, проведение ремонтных работ на которых может привести к повреждению поли­этиленовых труб.

К примеру, можно рекомендовать устройство фут­ляра на газопроводах при пересечении ими водопроводных труб, наибо­лее часто требующих ремонта и проложенных ниже оси газопровода.

Футляры изготавливаются из материалов, отвечающих услови­ям прочности, долговечности и надежности. Защитные футляры мо­гут выполняться из неметаллических (полиэтиленовых, поливинилхлоридных, асбестоцементных) или металлических (стальных) труб. При пересечении с теплотрассами условиям прочности и надежности будут удовлетворять футляры из металлических труб. Кроме того, металли­ческие футляры предусматривают их прокладку способами продавливания или прокола. В других случаях можно (и даже целесообразно) применять футляры из неметаллических труб, в первую очередь поли­этиленовых, обеспечивающих долгий срок службы и не требующих за­щиты от агрессивных свойств грунтов и блуждающих токов. Прокладка полиэтиленовых футляров предусматривается открытым способом или способом наклонно-направленного бурения. Необходимость устройства именно стальных футляров при пересечении теплотрасс вызвана тем, что в слу­чае аварии на этих системах горячая вода неминуемо приведет к поте­ре устойчивости пластмассового футляра и нарушению его защитных свойств. Неметаллические футляры, устраиваемые при пересечении автомобильных и железных дорог или трамвайных путей, проверяются расчетом по условию предельно допустимой овализации поперечного сечения трубы футляра.

Соединения составных частей футляра должны обеспечивать его герметичность и прямолинейность. При использовании для фут­ляров полиэтиленовых труб они свариваются между собой чаще всего нагретым инструментом встык или муфтами с закладным электрона­гревателем (при открытом способе прокладки). При использовании футляров из стальных труб они свариваются газо- или электросваркой в плети требуемой длины. Для продления срока службы стальных фут­ляров требуется защищать их наружную поверхность весьма усиленной изоляцией на основе битумных мастик или полимерных изолирующих пленок, а в коррозионноактивных грунтах и при наличии блуждающих токов устраивать протекторную защиту.

При пересечении автомобильных дорог, железнодорожных и трамвайных путей внутрен­ний диаметр стенок футляров рекомендуется принимать не менее чем на 80-100 мм больше наружного диаметра газопровода. Это обуслов­лено потенциальной возможностью овализации футляра под действием нагрузок от полотна дороги и движущегося транспорта. Полиэтиле­новые защитные футляры в данном случае предусматриваются из труб SDR 11. В остальных случаях внутренний диаметр футляра может быть на 30-50 мм больше наружного диаметра газопровода. Предусматривая протяженные футляры из полиэтиленовых труб, следует помнить, что они, как правило, свариваются нагретым инструментом встык, а значит, имеют внутренний сварочный грат высотой 3-8 мм, уменьшающий про­ходное сечение футляра. Рекомендуемые диаметры футляров приведены в табл. 2.1.

Наши рекомендации