Деятельность как действительность свободы

Действительность свободы обнаруживает себя в деятельности. Деятельность является формой осуществления как образа жизни, так и богатства, и потому представляет собой пространство, в рамках которого свобода осуществления образ жизни и свобода, как обусловленность богатством становятся моментами одного и того же понятия - деятельности. Образ действий становится предметом, выражаемым в экономических категориях и наоборот, экономические категории могут быть рассмотрены в категориях образа жизни.

Деятельность обнаруживает здесь всеобщность своих определений, являясь всеобщим определением человечества. В этой парадигме деятельность становится предпосылкой и результатом как образа жизни, так и его предметной обусловленности. Деятельность тем самым демонстрирует свою воспроизводственную ипостась. Но в пространстве деятельности образ жизни и пространство его предметных определений также приобретают воспроизводственные черты. Возникает необходимо рассмотреть понятие богатства в его воспроизводственном аспекте - как результат и предпосылку деятельности. Именно деятельность порождает возможности и условия их реализации. То же самое можно сказать и об образе жизни.

Если говорить об образе жизни, то деятельность является формой разрешения противоречий существования. В частности, сегодняшнего и будущего существования. Если существование включает в себя и деятельность, становясь образом жизни, то деятельность объединяет, хоть и внешне, существования.

Задание определения богатства как совокупности человеческих возможностей вытекает из рассмотрения экономики как пространства деятельности, осуществляемой экономическим субъектом. Деятельностный подход подразумевает рассмотрение всех экономических категорий с точки зрения развёртывания определений субъективности в процессе её самореализации. Этот подход требует при задании и анализе экономических категорий, учета предметности конкретных отношений конкретных субъектов экономической деятельности, также как и их внутренних мотивов и точки зрения.

Вообще говоря, все категории социальных наук фиксируют, по существу, предметную представленность всевозможных определений субъективности, включая определения её деятельности.

Дискретность богатости как технология

Богатость как и вообще образ жизни дискретны. Экономический субъект, будучи определяем конкретной совокупностью условий и внутренних моментов существования, хранит эту целостность как внутренне сбалансированную, как организм, который поддерживает баланс внутренних сил и “обмен вещёств” с природой установлением сбалансированных пропорций ресурсов и богатства, поддерживая определенную “технологию” воспроизводства жизни. Образ жизни является иным определением указанной технологии.

Технология предполагает баланс природных и человеческих сил, общий уровень которых предстаёт как экономический потенциал. Экономический потенциал определяет экономические возможности, от которых в свою очередь зависит свобода в её экономической форме. Возможности зависят от наличия экономических предметов - средств производства и структуры экономического пространства, определяемой структурой экономических отношений между людьми - производственными отношениями, их специфическими формами.

Иначе говоря, если мы рассмотрим образ жизни с точки зрения структуры его воспроизводства, то он предстаёт как определенная “технология”.

Образ существования.

Богатство образа существования

Образ жизни человека разворачивается в своих определениях страстью к существованию. Страсть к существованию возникает из самого факта существования человечности. Развивая определения человечности, страсть к существованию на определённом этапе его развития преобразуется в страсть к обладанию богатством. Человек своё существование как общественного существа идентифицирует с обладанием богатством. Все характеристики своего существования он определяет теперь в терминах богатства. Иные, выходящие за экономический горизонт определения человечности, человек также редуцирует в экономическом пространстве к определениям богатства. В этом пространстве он существует как экономический субъект и все смыслы существования выражаются для него на этом языке. Богатство становится символом общественного благополучия вообще. Этические смыслы общественной предметности также редуцируются к определениям богатства.

Предметность богатства раскрывает свои смыслы соответственно тем пространствам мира, в которое попадает предмет богатства. Его смысл являет себя конкретными свойствами, которые обнаруживает предмет в конкретном пространстве, взаимодействуя со свойствами иных предметов этого пространства. Поэтому хотя богатство само по себе и не обладает этическим смыслом, но перемещение предмета богатства в пространство этики придаёт этому предмету этический смысл.

Связь этики и экономики не прямая, а опосредованная. И этика и экономика определяются конкретной структурой образа жизни, представая как два способа его отражения и существования.

Решению проблемы количественных определений в этике экономика может помочь собственным примером решения собственных проблем количественных измерений. Она демонстрирует умение осуществлять количественные определения экономических зависимостей, взятых в их предметности. Это умение связано с тем, что экономические смыслы выявляют свои количественные определения в самом существовании экономического субъекта. Само существование количественно определено и имеет самостоятельный (замкнутый в себе) механизм измерений свойств экономической системы. Этика не имеет внутри себя предметно представленных этических свойств, видимо потому, что не имеет всеобщих форм совместной предметной этической деятельности.

Предметность человеческого существования своими истоками обращена в природу, в пространство физических свойств (смыслов) предметов. Так же как и в случае с этическим пространством, в экономике возникает проблема трансформации физических, природных свойств предметов в экономические свойства. Конкретной формой этой проблемы выступает проблема участия природы в формировании ценности продукта.

Богатство становится той формой, в которой находят соизмерение природные и этические свойства предметов. Это связано с тем, что богатство может быть рассмотрено как предметность общественной энергии. Энергия же, являясь всеобщей формой существования материи, даёт тот качественно однородный базис, на основе которого появляется возможность соизмерения всех явлений мира.

Если говорить о человеческом существовании, то оно включает в себя как природные, так и духовные компоненты. Образ существования предстаёт как конкретный баланс всех сил, участвующих в воспроизводстве конкретного человека. Баланс, который не может быть отрицательным, если человека не покинула страсть к существованию.

Таким образом, говоря об образе существования человека, необходимо выделить в нём две основные составляющие: воспроизводство предметности человеческого тела и предметность воспроизводства человеческого духа, человеческих общественных характеристик. Воспроизводство человека как физического существа и воспроизводство его как члена общества.

Принципиально важным является то, что субъективность человека как члена общества, не сводится к его личностным характеристикам. Человек как субъект общественных отношений представляет собой систему, включающую в себя как личные характеристики человека, так и предметные условия его существования, что вместе взятое и определяет его богатость. В определения человека как общественного субъекта включена в том числе структура его общественных связей, которая непосредственно или опосредованно определяет его потребности, формы его деятельности и образ существования вообще.

Поэтому воспроизводство образа существования включает в себя воспроизводство всей предметности человеческого существования, определяющей его конкретные формы, воспроизводство образа существования как некой особой целостности, сбалансированной внутри себя.

Целостность образа существования, делая его системой, отграничивает его от иных образов существования, переход к которым осуществляется через формирование иной системы предметов и связей, определяющей иной образ существования. Указанные обстоятельства делают пространство образов существования дискретным. Невозможно непрерывно увеличивая один из параметров образа существования, перемешаться в иные образы существования.

Богатство представляет собой предметность человеческих возможностей. Предметность богатства, модифицируя страсть к существованию в страсть к обладанию богатством, превращает её тем самым в потребности, а человеческое существование - в достижение баланса производства и потребления предметов богатства. Человеческое существование предстаёт в этих координатах как пространство балансировки потреблённого и произведенного богатства.

Эта оценка осуществляется с одной стороны как баланс чисто экономических определений богатства с точки зрения их утраты и приобретения, с другой же стороны, сравнение осуществляется в пространстве культуры вообще.

Во втором случае происходит оценка достигнутого уровня благосостояния. Благосостояние представляет собой реализованность возможностей, предоставляемых богатством в удовлетворении потребностей человека. Благосостояние может быть принято синтезирующей оценкой достигнутого образа жизни.

Рассмотрим образ существования, в его экономических измерениях.

Эффективность существования

Существование общества, также как и существование индивидуума, возможно лишь при постоянном воспроизводстве предпосылок этого существования - ресурсов. По крайней мере, должно быть обеспечено воспроизводство ресурсов в объёме, не меньшем, чем их утрата в процессе деятельности. Расширение возможностей существования, или на экономической стадии развития человечности, расширенное воспроизводство богатства означает, что результат деятельности несёт в себе больше возможностей, чем те, которыми обладали люди до начала деятельности. Степень прироста возможностей (богатства) определяется эффективностью деятельности, в обыденном определении предстающая как отношение результата к затратам.

Имеется счетное количество способов производства как индивидуальной субъективности, так и общества в целом. Сущностным моментом любого способа производства является баланс вещёства и энергии, потреблённых ресурсов и произведённого “результата”. Если принято, что конечным “результатом” осуществления способа производства является благосостояние, то тогда речь должна идти о балансе удовлетворения потребностей и утраченных ресурсов. Этот баланс задаёт эффективность субъекта как экономической системы. Эффективность представляет собой способ измерения образа существования экономического субъекта и потому индивидуализирована. Речь при определении эффективности, всегда идёт о конкретном экономическом субъекте.

Основным элементом общества является индивидуум. Если принять в качестве первой абстракции, что его индивидуальность совпадает с общественной, или что он является единственным субъектом общественных отношений, то тогда

эффективность предстаёт как эффективность в расчёте на одного индивидуума. Измерению подвергаются возможности индивидуума, его производительность.

Если принять множественность субъектов, то при равенстве субъектов по их возможностям, и равенстве их с точки зрения утраты этих возможностей в процессе труда, эквивалентом эффективности становится производительность труда. Она в конечном счёте определяет объём богатства, приходящегося на одного работающего члена общества.

Общее благосостояние тогда зависит от производительности труда и доли работающих членов общества. Доля работающих членов общества зависит от демографической структуры общества, включая в определения демографии и способность к труду, то есть от внутренних характеристик индивидуумов. Второй составляющей уровня занятости является наличие и структура средств производства.

Отложим пока рассмотрение множественности субъектов. В случае единичного субъекта рассмотрению подлежит лишь вторая составляющая проблемы эффективности - распределение времени субъекта между производством различных видов предметов, иначе говоря, проблема распределения времени между различными направлениями деятельности.

Если заданы имеющиеся ресурсы средств производства и технология (подразумевающая наличие баланса между средствами производства и необходимой для их функционирования рабочей силой), то технология определяет потребность в рабочей силе. В свою очередь, количество произведённых средств производства зависит от производительности труда в производстве средств производства , что делает производительность труда фактором, определяющим потребность в рабочей силе.

Производительность труда, таким образом, становится сущностной формой эффективности и благосостояния. Производительность труда отчётливо демонстрирует ведущую и центральную роль рабочей силы среди факторов производства. Её воспроизводство двойственно изначально, так как есть воспроизводство просто ресурса, то есть предпосылки существования и деятельности, но в то же время есть факт воспроизводства человека, как главной цели деятельности.

Но здесь же обнаруживается и фундаментальное противоречие рабочей силы: её ведущая роль среди ресурсов и её частичность, неполнота как лишь одного из свойств человечества, одного из его определений. В рабочей силе находит свое выражение противоречие между экономикой и обществом в целом.

Человек как работник должен не только воспроизвести свои чисто экономические свойства, то есть свою способность к труду, он должен также воспроизвести себя как члена общества, как носителя его культуры вообще. То есть как работник он должен создать нечто большее, чем эквивалент своей рабочей силы, если только культура общества не низведена до чисто экономической культуры.

Наши рекомендации