Анализ формирования чистой прибыли
Чистая прибыль является одним из важнейших показателей конечных результатов деятельности организаций. Для расчета чистой прибыли необходимо из общей суммы прибыли отчетного периода вычесть сумму налогов и сборов, производимых из прибыли, а также расходов и платежей из прибыли.
Для анализа выполнения плана по сумме чистой прибыли составляется аналитическая таблица 4.12.
Таблица 4.12. Анализ формирования нераспределенной (чистой) прибыли
Показатель | По плану | По отчету | Изменение, ± | |||
млн.р. | удельный вес, % | млн.р. | удельный вес, % | (гр.3 – гр.1), млн.р. | удельный вес (гр.4- гр.2), % | |
А | ||||||
1. Прибыль отчетного года | Х | |||||
2. Налоги и сборы, платежи и расходы из прибыли | 30,2 | 35,8 | 5,6 | |||
3.Чрезвычайные доходы (+), чрезвычайные расходы (–) | - | - | - | - | - | - |
4. Нераспределенная (чистая) прибыль (стр.1 – стр.2 ± стр.3) | 69,8 | 64,2 | -5,6 |
Как видно из таблицы, нераспределённая (чистая) прибыль в отчетном периоде составила 2679 млн. р., что на 317 млн.р. больше, чем планировалось . Увеличение чистой прибыли произошло за счет роста прибыли отчетного года на 792 млн. р. В результате увеличения доли налогов и платежей из прибыли на 5,6% в структуре валовой прибыли чистая прибыль сократилась на 475 млн. р. Чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в данном отчетном периоде у предприятия не было.
В процессе дальнейшего анализа необходимо измерить влияние отдельных факторов на сумму чистой прибыли. Для отражения факторов изменения нераспределенной прибыли и определения уровня их влияния составляется таблица 4.13.
Таблица 4.13. Анализ факторов изменения нераспределенной
(чистой) прибыли, млн. р.
Показатель | Алгоритм расчета | Расчеты | Влияние, ± |
А | |||
1. Чистая прибыль | По данным табл.3.3 сравнить фактическую чистую прибыль за отчетный год с чистой прибылью по плану | 2679-2362 = 317 | |
2. Изменение чистой прибыли за счет факторов изменения валовой прибыли: | Валовая прибыль по отчету – Валовая прибыль по плану | 6012-5584 = 428 | |
- изменение объема реализованной продукции | ± Δп.о. = Δр% · Ппл (данные табл. 4.6) | (29732/29683-1)*5584=9,2 | 9,2 |
- изменение структуры реализованной продукции | ±Δп.стр = Пп.ф.о.– Ппл - Δп.о. (данные табл 4.6) | 5831-5584-9,2 = 237,8 | 237,8 |
- изменение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг (берется с обратным знаком) | ±Δп.себ. = Сф. – Сп.ф. (данные табл 4.6) | 23768-23901 = -133 | |
- изменение цен на реализованные товары, продукцию, работы и услуги | ±Δ п.ц. = Рф. – Рп.ф.о. (данные табл 4.6) | 29780-29732 = 48 |
Продолжение табл.4.13
А | |||
3. Изменение чистой прибыли за счет коммерческих и управленческих расходов (берется с обратным знаком) | Фактическая сумма коммерческих и управленческих расходов по отчету сравнивается с их величиной по плану (табл. 4.3) | (1694+701)-(1830+772) = - 207 | |
4.Изменение чистой прибыли за счет формирования финансовых результатов от операционных доходов и расходов | Определяются путем сравнения финансовых результатов от операционных доходов и расходов по отчету с плановыми данными (табл. 4.3 и данные табл. 4.4) | 869-700 =169 | |
5.Изменение чистой прибыли за счет финансовых результатов от внереализационных доходов и расходов | Определяются и сравниваются данные финансовых результатов от внереализационных доходов и расходов по отчету с их финансовыми результатами по плану (табл. 4.3 и данные табл. 4.4) | -312- (-300) = -12 | -12 |
6. Изменение чистой прибыли за счет налогов из прибыли (берется с обратным знаком) | Определяются путем сравнения налогов и платежей из прибыли по отчету с плановыми данными (табл. 4.3.и данные табл. 4.4) | 1495-1020 = 475 | -475 |
7.Изменение финансовых результатов за счет чрезвычайных доходов и расходов (табл.4.12) | Полученные данные по отчету сравниваются с данными по плану (табл.4.12) | - | - |
ИТОГО | Сумма факторов = Нераспределенная (чистая) прибыль по отчету – Нераспределенная (чистая) прибыль по плану | 2679-2362 =317 |
Из приведенных расчетов в табл.4.13. видно, что план по чистой прибыли перевыполнен на 317 млн. р. Влияние факторов в общей сумме прироста чистой прибыли распределилось следующим образом:
§ Перевыполнение плана по валовой прибыли увеличило сумму чистой прибыли на 428 млн. р., в том числе:
- за счет увеличения объёма реализации на 0,165% валовая прибыль, а следовательно и чистая прибыль возросла на 9,2млн. р.;
- за счет изменения структуры реализованной продукции в сторону увеличения доли рентабельных видов продукции перевыполнение плана по чистой прибыли составило 237,8 млн. р.;
- за счет снижения себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам валовая прибыль по сравнению с планом увеличилась на 133 млн. р.;
- за счет изменения цен валовая прибыль возросла на 48 млн. р.
§ Уменьшение управленческих и коммерческих расходов положительно повлияло на чистую прибыль и вызвало ее увеличение на 207 млн. р.;
§ Увеличение финансовых результатов от операционных доходов и расходов привело к росту планируемой прибыли на 169 млн. р.;
§ За счет отрицательного результата от внереализационных доходов и расходов валовая прибыль уменьшилась на 12 млн. р. Предприятию следует обратить внимание на состав и содержание своих внереализационных расходов (штрафы, пени, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, убытки прошлых лет и т.д.), так как наблюдается превышение их над внереализационными доходами, и принять меры для предотвращения появления и снижения непредвиденных расходов.
§ Увеличение налоговых платежей и расходов из прибыли в отчетном периоде по сравнению с планом привело к уменьшению чистой прибыли на 475 млн. р.
Общее влияние факторов составляет:
(9,2+237,8+133+48)+207+169-12-475=317млн.р.
Положительное влияние на размер чистой прибыли оказали следующие факторы:
- увеличение объема реализации;
- изменение структуры реализованной продукции;
- снижение себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам;
- повышение цен на реализованную продукцию;
- снижение суммы управленческих и коммерческих расходов;
- превышение операционных доходов над операционными расходами.
Остальные факторы (отрицательный результат по внереализационным операциям, рост налогов) вызвали уменьшение суммы фактической чистой прибыли по сравнению с планом.
Анализ рентабельности
Рентабельность – важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли. Рентабельность определяется различными показателями, характеризующими финансовые результаты и эффективность деятельности организации.
В таблице 4.14 приведены показатели рентабельности реализованной продукции по методике исчисления прибыли к себестоимости, включая управленческие и коммерческие расходы, и прибыли от реализации к объему реализации.
Таблица 4.14. Расчет показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ и услуг
Показатель | По плану | По отчету | Изменение, ± |
А | |||
1. Выручка (нетто) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за вычетом налогов и сборов из выручки (табл. 4.3), млн.р. | |||
2. Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (табл.4.3), млн.р. | -538 | ||
2.1 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам (табл.4.3), млн. р. | -331 | ||
2.2 Управленческие и коммерческие расходы, млн.р. | -207 | ||
3. Валовая прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (табл.4.4), млн. р. | |||
4. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (валовая прибыль – управленческие и коммерческие расходы) (табл.4.3), млн. р. | |||
5. Нераспределенная (чистая) прибыль, (табл.4.3), млн. р. | |||
6. Рентабельность реализованной продукции, исчисленная по валовой прибыли, прибыли от реализации и нераспределенной (чистой) прибыли по отношению к себестоимости и к выручке (нетто) от реализации: | - | - | - |
Окончание табл. 4.14
А | |||
6.1. (Валовая прибыль / Себестоимость реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам) · 100, % ((стр.3 / стр.2.1)·100) | 23,2 | 25,3 | 2,1 |
6.2. (Валовая прибыль / Выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации) · 100, % ((стр.3 / стр.1)·100) | 18,8 | 20,2 | 1,4 |
6.3. (Прибыль от реализации / Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)) · 100, % ((стр.4 / стр.2) ·100) | 11,2 | 13,8 | 2,6 |
6.4. (Прибыль от реализации / Выручка (нетто) от реализации) · 100, % ((стр.4 / стр.1) · 100) | 10,0 | 12,1 | 2,1 |
6.5. (Нераспределенная (чистая) прибыль / Выручка (нетто) от реализации за вычетом налогов из реализации) · 100, % ((стр.5 / стр.1) · 100) | 8,0 | 9,0 | 1,0 |
6.6. Нераспределенная (чистая) прибыль / Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)) · 100, % ((стр.5/стр.2) · 100) | 8,8 | 10,2 | 1,4 |
В результате анализа показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг, можно сделать следующие выводы:
1.Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров и продукции по прямым переменным затратам, в отчетном периоде составила 25,3% и увеличилась по сравнению с планом на 2,1%. Это значит, что фактически на 1 рубль, вложенный в прямые переменные затраты произведенной и реализованной продукции, получено 25,3 копеек валовой прибыли вместо 23,2 коп. по плану.
2. Рентабельность, исчисленная по валовой прибыли к выручке-нетто от реализации продукции, в отчетном периоде составила 20,2%, возросла по сравнению с планом на 1,4%.Из этого следует, что на 1 рубль выручки-нетто фактически приходится 20,2 копеек валовой прибыли вместо 18,8 планируемых.
3. Рентабельность, исчисленная по прибыли от реализации к полной себестоимости продукции (себестоимость реализованной продукции по прямым переменным затратам + коммерческие и управленческие расходы), возросла на 2,6% по сравнению с плановым показателем, т.е. фактическая прибыль от реализации на 1 рубль полной себестоимости составила 13,8 копеек вместо 11,2 по плану.
Влияние факторов на данный показатель рентабельности можно рассчитать методом цепных подстановок, используя при этом следующую факторную модель рентабельности:
R= ПР/ (Спр + КУр)·100,
где ПР – прибыль от реализации;
Спр – себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам;
КУр – сумма коммерческих и управленческих расходов.
Алгоритм расчета:
Rпл = ПРпл/ (Спрпл + КУрпл)·100 = 2982 / (24099+2602)·100=11,2%
Rусл1 = ПРф/ (Спрпл + КУрпл)·100 = 3617 /(24099+2602)·100=13,5%
Rусл2 = ПРф/ (Спрф + КУрпл)·100 = 3617 /(23768+2602)·100=13,7%
Rф = ПРф/ (Спрф + КУрф)·100 = 3617 /(23768+2395)·100=13,8%
Δ Rобщ = Rф- Rпл=13,8-11,2=2,6%
Изменение рентабельности за счет:
- увеличения прибыли от реализации
Δ RПР = Rусл1- Rпл =13,5-11,2 =+2,3%;
- снижения себестоимости реализованной продукции по прямым переменным затратам
Δ RСпр = Rусл2 - Rусл1 =13,7-13,5 =+0,2%;
- снижения управленческих и коммерческих расходов
Δ RКУр = Rф - Rусл2 =13,8-13,7 =+0,1%
___________________________________
Итого +2,6%
4. Рентабельность продаж, исчисленная по прибыли от реализации к выручке-нетто, в отчетном периоде составила 12,1% вместо планируемых 10,0%. Перевыполнение плана составило 2,1%.
Рассчитаем влияние факторов на данный показатель методом цепных подстановок:
R= Прибыль от реализации/Выручка-нетто·100%
Rпл= Прибыль от реализациипл /Выручка-неттопл ·100= 2982/29683·100= 10,0%
Rусл= Прибыль от реализацииф /Выручка-неттопл·100= 3617/29683 ·100= 12,2%
Rф = Прибыль от реализацииф / Выручка-неттоф ·100 = 3617/29780·100= 12,1%
Δ R= Rф- Rпл=12,1-10,0=+2,1%
Изменение рентабельности, исчисленной по прибыли от реализации к выручке-нетто, за счет:
- увеличения прибыли от реализации
Δ RПР= Rусл- Rпл =12,2-10,0=2,2%;
- снижения выручки-нетто
Δ RВ= Rф - Rусл =12,1-12,2= -0,1%
______________________________
Итого +2,1%
5. Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к выручке-нетто фактически в отчетном периоде составила 9,0% против 8,0% по плану. Другими словами, на 1 рубль выручки от реализации пришлось на 1 копейку больше, чем планировалось.
6. Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли к полной себестоимости, фактически составила 10,2% против 8,8% по плану. Перевыполнение плана - 1,4%.
Таким образом, показатели рентабельности на данном предприятии достаточно высоки и превышают планируемые. Это связано с тем, что показатели прибыли по сравнению с планом возросли в большей степени, чем показатели выручки и себестоимости.