Факторов изменения прибыли от реализации, млн. р.
Фактор | Алгоритм расчета | Расчет фактора | Сумма влияния на прибыль от реализации | Структура факторов,% |
А | ||||
1. Изменение объема реализованной продукции | ± Δп.о. = Δр% · Ппл Δр% = Рп.ф.о./Рпл. ·100-100 | 0,165 ·5584/100 =9,2 29732 / 29683·100- -100=0,165 | 9,2 | 1,5 |
2. Изменение структуры реализованной продукции | ±Δп.стр = Пп.ф.о.– Ппл - Δп.о. | 5831-5584-9,2=237,8 | 237,8 | 37,4 |
3. Изменение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам* | ±Δп.себ. = Сф. – Сп.ф. | 23768-2391 = -133 | 20,9 | |
4. Изменение цен на реализованные товары, продукцию, работы, услуги | ±Δ п.ц. = Рф. – Рп.ф.о. | 29780-29732 = 48 | 7,6 | |
Итого факторов изменения валовой прибыли | Валовая прибыль по отчету – Валовая прибыль по плану | 6012-5584 = 428 | 67,4 | |
5. Изменение величины управленческих расходов * | ±Δ п.у.р. = УРф. - УРпл | 1694-1830 = -136 | 21,4 | |
6. Изменение величины коммерческих расходов* | ±Δ п.к.р. = КРф - КРпл | 701-772 = -71 | 11,2 | |
Итого факторов изменения прибыли от реализации | ПР по отчету – ПР по плану | 3617-2982 = 635 |
* Снижение себестоимости, управленческих и коммерческих расходов увеличивает прибыль, поэтому «минус» при определении влияния этих факторов на прибыль меняется в таблице на «плюс».
Расшифровка показателей:
Ппл – валовая прибыль по плану (маржинальная прибыль);
Пп.ф.о – валовая прибыль по плану на фактический выпуск;
Рпл – реализация по плану;
Рп.ф.о – реализация по плану на фактический выпуск;
Рф. – фактическая реализация;
Сф. – фактическая себестоимость реализованной продукции;
Сп.ф. – плановая себестоимость реализованной продукции на фактический выпуск;
УРф , УРпл – управленческие расходы фактические и плановые соответственно;
КРф , КРпл – коммерческие расходы фактические и плановые соответственно;
Δр% – процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции;
± Δп.о , ±Δп.стр,, ±Δп.себ, ±Δ п.ц – изменение прибыли за счет объема, структуры, себестоимости и цен на проданные товары, продукцию, работы , услуги;
±Δ п.у.р. ,±Δ п.к.р. - изменение прибыли за счет величины управленческих и коммерческих расходов;
Данные таблицы 4.6 показывают, что величина прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с плановым заданием увеличилась на 635 млн. р., или на 21,3% (3617/2982·100-100) под влиянием следующих факторов:
§ увеличения размера валовой прибыли на 428 млн. р., что в структуре факторов составило 67,4%;
§ уменьшения условно-постоянных расходов на 207 млн. р. (71+136) (в структуре факторов изменение составило 33,6%.)
Анализ изменения величины валовой прибыли позволяет определить факторы, оказавшие положительное влияние на рост прибыли:
§ рост объёма реализованной продукции на 0,165% вызвал рост валовой прибыли в размере 9,2 млн. р. (в структуре факторов составило 1,5%);
§ изменения в структуре реализованной продукции в сторону увеличения доли более рентабельных видов продукции на 237,8 млн.р. (в структуре факторов составило 37,4%);
§ уменьшение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам вызвало увеличение валовой прибыли, а соответственно и прибыль от реализации на 133 млн.р. (в структуре факторов составило 20,9%);
§ повышение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 48 млн. р. (в структуре факторов составило 7,6%).
На изменение условно-постоянных расходов оказали влияние:
§ уменьшение управленческих расходов вызвало рост прибыли от реализации на 136 млн.р. (в структуре факторов составило 21,4%);
§ уменьшение коммерческих расходов вызвало рост прибыли от реализации на 71 млн.р. (в структуре факторов составило 11,2%).
Как свидетельствуют данные таблицы 4.6 наибольшее влияние на изменение прибыли от реализации, а также на размер валовой прибыли, оказывают изменение структуры реализованной продукции, себестоимости реализованных товаров, снижение управленческих расходов.
Если предприятие реализует продукцию не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, дальнейший анализ показателей прибыли должен быть направлен на выявление финансовых результатов непосредственно от реализации продукции, товаров внутри страны и за ее пределами. Необходимо при этом определить динамику показателей, их структуру, выявить факторы, влияющие на изменение показателей и количественно измерить их влияние.
Анализ финансовых результатов от реализации товаров, продукции, работ и услуг должен быть дополнен также изучением влияния количества и рентабельности отдельных видов сравниваемой реализованной продукции, товаров, работ и услуг (табл.4.7)
Таблица 4.7. Анализ финансового результата сравниваемых реализуемых товаров и продукции*
млн.руб
Сравниваемые виды продукции | Реализованное количество продукции, шт. | Прибыль на единицу продукции | Сумма финансового результата | Изменение финансового результата | ||||||
за предыдущий год | за текущий год | за предыдущий год | за текущий год | отчетные данные за предыдущий год (гр.1· гр.3) | условный показатель (гр.2 · гр.3) | отчетные данные за текущий год (гр.2 · гр.4) | Общее (гр.7- гр.5) | В том числе за счет | ||
структуры и количества (гр.6-гр.5) | прибыли на единицу продукции (гр.7 - гр.6) | |||||||||
А | -17 | -12 | -1700 | -1700 | -1200 | - | ||||
Б | -300 | -900 | ||||||||
В | ||||||||||
Г | ||||||||||
Всего | - | - | - | - |
*Аналогичный расчет производится и по сравнению с планом
Как свидетельствуют данные таблицы 4.7, общий финансовый результат по четырем видам продукции по сравнению с прошлым годом увеличился на 3140 млн.р., в том числе за счет изменения структуры и количества продукции – на 1060 млн.р., а за счет прибыли на единицу продукции – на 2080 млн.р.
Наиболее прибыльным видом продукции является продукт В, его доля в финансовом результате занимает в отчетном периоде более половины. Значимым является увеличение прибыли на единицу продукции В в 2 раза (с 1 до 2 млн.р.), что вызвало рост общей прибыли на 2100 млн.р.
Продукт А все еще остается убыточным, хотя размер убытка в отчетном периоде уменьшился на 500 млн.р. Если этот продукт не является социально значимым, и его выпуск не является обязательным, то его желательно снять с производства.
Продукт Б является прибыльным, однако, несмотря на увеличение его реализации, финансовый результат от его реализации уменьшился на 300 млн.р. в результате уменьшения прибыли на единицу продукции. Для увеличения суммы прибыли по продукту Б необходимо повышать долю прибыли в цене продукции и наращивать объемы реализации.
Продукт Г, хотя и не занимает значительной доли в финансовых результатах предприятия, тем не менее, оказывает положительное влияние как по росту объема реализации, так и по росту прибыльности. Общее влияние продукта Г на положительный рост финансового результата отчетного периода по сравнению с предыдущим годом составило 740 млн.р.